под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СОЗИДАТЬ, СТРОИТЬ

Тема воздвигаемого здания занимает большое место в Библии, книге *народа, созидающего самого себя и строящего свои *дома, города, *Храм. Строить – естественное стремление ч‑ка, и оно служит Богу одним из средств осуществления Его *замысла спасения.

1. Созидание семьи и постройка здания. – Евр. глагол «банах» обозначает прежде всего созидание материальных сооружений, жертвенника (Быт 8, 20), дома (33, 17), города (4, 17), и Бог не осуждает этих предприятий при условии, что они не восстанавливают против Него ч‑ка, как в Вавилоне (Быт 11, 19). Присутствие Божие необходимо, чтобы дело не было обречено на неудачу (Пс 126, 1). «Языческие» постройки не имеют ценности в очах Бога и Он может их уничтожить, когда захочет, какими бы красивыми и крепкими они ни казались (Ам 3, 13 слл; Соф 2, 4 слл; Зах 9, 3 слл).

Одним и тем же словом обозначается по–евр. создание семьи или постройка здания: Бог создает жену из ребра Адамова (Быт 2, 22); мать «созидается» детьми, к-рых она рождает (16, 2; 30, 3). Но созидающий – это Бог (3Цар 11, 38). Переход от личности к семье, племени и народу, в особенности через понятие дома, легок и естественен. И здесь действует Бог, чтобы «устроить» династию *Давида (2Цар 7, 11), дом или народ *Израиля (Мер 12, 16; 24, 6; 31, 4).

2. Созидать и уничтожать. – *Благословляя «дело рук ч-ских» (Втор 14, 29; 15, 10), Бог его завершает и укрепляет, Он его «созидает». Но если ч-к забывает Бога, Бог уничтожает то, что сделано без Него (Иер 24, 6; 42, 10). Уничтожение людей, жилищ, городов и народов будет свидетельством Его *наказания. Иеремия, пророк этого разрушения, послан, чтобы «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1, 10).

Но Бог верный и созидающий (ср имя собственное «Ивния» – «Ягве строит», 1Пар 9, 8) не уничтожает полностью и безвозвратно. Даже когда Он изливает на гордость ч-скую (Ис 2, 11) разрушительный поток Своего *гнева 28, 18; 30, 28), Он продолжает дело созидания (Ис 44, 26; 58, 12). Падшая скиния Давидова будет восстановлена (Ам 9, 11), народ вернется из плена и восстановит свои города (Иер 30, 4, 18), *Иерусалим и *Храм будут восстановлены (Агг 1, 8; Зах 6, 13; Иер 31, 38). В тех же образах описывается восстановление материальное и восстановление народа, строящиеся дома и стекающееся население (Ис 49, 19–21; Иер 30, 18 сл.).

Это новое здание, этот *новый *народ является продолжением древнего народа, Израиля и его учреждений, но не покоится на нем. Он основан на прочном фундаменте, *камне, предназначенном Богом стать краеугольным, венцом всего строения Божия в Израиле (Зах 3, 9; 4, 7). Но строители отвергли камень, к-рый им не подходил (ср Мф 21. 41 сл п). А этот забракованный камень содержал в себе в потенции уже всю постройку, так что, беря его за основание нового строения (Пс 117, 22), Бог продолжает и завершает все предыдущее дело. По причине злой воли строителей Сам Бог строит «на наших глазах чудесную постройку», здание неизреченного совершенства. Отвергнутый краеугольный камень стал «во главу угла» (1Петр 2, 7), стал единственным возможным основанием (1Кор 3, 11); этот камень – Иисус Христос (Деян 4, 11).

Иисус Христос является также новым *Храмом. Подобно Иеремии (ср Иер 7, 12–15), Иисус пророчествует о разрушении величественного здания, гордости Израиля, ставшего «вертепом разбойников» (Иер 7, 11; Мф 21, 12), и о восстановлении – в три дня, т. е. в очень короткий срок, – другого храма, Его собственного тела; строителем этого здания будет Он Сам (Ин 2, 19–22).

1. Созижду Церковь Мою. – Иисус Христос, краеугольный камень и храм святой, есть не только здание, но и Строитель. Здание – Его творение, это «Его Церковь» (Мф 16, 18), Он выбирает материалы и устанавливает их; так, в основание Он берет *ап. Петра. И в славе Своей Он же дает каждому свое место и свое служение, «составляет и соединяет» и т. обр. созидает Свое собственное *Тело в любви (Еф 4, 11–16).

2. Строящие. – Это, во–первых, те, кого Христос положил в «основание»: *Апостолы (Еф 2, 20). Они являются одновременно «основанием» и «основателями» *Церквей, к-рые они созидают. Точно так же как для Иеремии созидание относилось к пророческому служению (Иер 1, 10; 24, 6), так для Павла оно является свойством апостольской *харизмы (2Кор 10, 8; 12, 19; 13, 10). Будучи «соработниками у Бога» (1Кор 3, 9), Апостолы должны насаждать (3, 6) и «класть основание», к-рое есть Иисус Христос (3, 10 сл.).

3. Созидающееся Тело. – Под действием Главы, т. е. Христа, все Тело «созидает само себя» (Еф 4, 15 сл.) во всех своих частях. Служение созидания Церкви распространяется не только на «пророков, благо- вестников, пастырей и учителей» (Еф 4, 11), несущих определенную ответственность, но и на всех «святых», являющихся «нивой и строением Божиим» (1Кор 3, 9), к-рые должны активно участвовать в этом созидании. Это общее и взаимное *дело, ибо все созидают друг друга, сообщая друг другу полноту значения в строении и получая друг от друга силу и помощь (Рим 14, 19; 15, 2; 1Фес 5, 11; Иуд 20); это главный долг и основной критерий в различении *харизм, из к-рых самые ценные служат к назиданию общины (греч οικοδομή созидание 1Кор 14, 12). Назидать своих братьев значит созидать Церковь, конечно, при условии, что всякий «укоренен и утвержден» во Христе и в Его истинном предании (Кол 2, 6 сл.): в последний *День *огонь испытает качество употребленного материала (1Кор 3, 10–15).

4. Новое строение. – Это Святой Град, Новый *Иерусалим (Откр 21, 2). Он нисходит с *неба, от Бога, ибо в нем больше нет ничего, порожденного грехом: ни смерти, ни слез, ни плача, ни страдания, и он всецело является делом Божиим (Откр 21, 4). Однако он покоится на двенадцати основаниях, а «на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (21, 14) и «на воротах его написаны имена двенадцати колен Израилевых» (21, 12). Это действительно строение, основанное Иисусом Христом и порученное Им Апостолам, это Церковь, созданная трудом всех Его святых. Она – Невеста, ее убранство – чистый и светлый виссон (19, 8), а также все драгоценные камни, отражающие повсюду Божественный свет и славу (21, 19–23), т. е. «праведные дела святых» (19, 8). Все в этом строении – дело Божие, и оно всецело построено святыми. Такова тайна *благодати.

JMF & JG

– > возрастание 2 г – дела НЗ II 3 – дом I 2 – камень 4 – увещевать – Храм ВЗ I 2, 3; НЗ I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle