под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СМИРЕНИЕ

С. в библ. понимании есть прежде всего скромность, к-рая противопоставляется тщеславию* Скромный ч-к не имеет неразумных притязаний, не самоуверен (Притч 3, 7; Рим 12, 3, 16; см Пс 130, 1). С., противостоящее *гордыне, находится на более глубоком уровне; это то чувство, к-рое испытывает грешная тварь пред лицом Всемогущего Трисвя- таго. Смиренный сознает, что он все получил от Бога (1Кор 4, 7); он «раб, ничего не стоющий» (Лк 17, 10), он сам по себе ничто (Гал 6, 3), он только грешник (Ис 6, 3 слл; Лк 5, 8). Но сердце смиренного открыто благодати Божией (Иак 4, 6; Притч 3, 34), и Бог прославит его (1Цар 2, 7 сл.; Притч 15, 33).

Несравненно более глубоко С. Христа, К-рый через Свое уничижение спасает нас и призывает Своих учеников служить братьям любовью (Лк 22. 26 сл.), дабы во всем прославлялся Бог (1Петр 4, 10 сл.).

Израиль научается С., прежде всего, познавая на опыте всемогущество Единого и Всевышнего Бога, спасающего его. Он сохраняет в живой памяти этот опыт, знаменуя в *богослужении деяния Бога: такой культ есть школа С. Воздавая Богу хвалу и благодарение, Израильтянин подражает С. Давида, плясавшего перед Ковчегом Господним (2Цар 6, 16, 22), прославляя Бога, К-рому он был обязан всем (Пс 102).

Израиль познал также на опыте, что такое нищета в коллективном испытании поражения и *плена и в личных испытаниях *болезней и угнетения слабых. Вследствие этих унижений он осознал исконное бессилие ч‑ка и бедственное положение грешника, отделившегося от Бога. Т. обр., ч-к побуждается обратиться к Богу с сокрушенным сердцем (Пс 50, 19), со С., выражающим чувство полной зависимости и доверчивой покорности, к-рыми вдохновлены моления псалмов (Пс 24; 105; 129; 130). Восхваляющие Бога и умоляющие Его о спасении называются часто «*бедными» (Пс 21, 25, 27; 33, 7; 68, 33 сл – в рус. тек. «страждущие», «нищие»). Это слово, обозначавшее сперва социальный класс обездоленных, у Софонии приобретает религиозное значение: стремиться к Богу это значит стремиться к бедности, в к-рой С. (Соф 2, 3). После Дня Господня «Остаток» народа Божия будет «смиренный и бедный» (Соф 3, 12 – в рус. тек. «смиренный и простой»; греч. πραύς и ταπεινός; см Мф 11, 29; Еф 4, 2).

В ВЗ образец этого С. – *Моисей, «кротчайший из всех людей» (Числ 12, 3), и таинственный «*Раб», к-рый своей смиренной покорностью даже до смерти осуществляет замысел Божий (Ис 53, 4–10). По возвращению из плена пророки и мудрецы Израиля проповедуют С. Всевышний живет с сокрушенными и смиренными духом (Ис 57, 15; 66, 2). «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Притч 22, 4). «Сколько ты велик, столько смиряйся и найдешь благодать у Господа» (Сир 3, 18; см Дан 3, 39). Наконец, по слову последнего пророка, Мессия будет царем кротким; Он войдет в Сион «на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9, 9). Поистине, Бог Израиля, царь мироздания – «Бог смиренных» (Иф 9, 11 сл.).

Иисус – кроткий Мессия, предреченный Захарией (Мф 21, 5). Он – Мессия кротких: «Блаженны кроткие» (Мф 5, 4 = Пс 36, 11; греч. πραυς – смиренный, к-рого покорность Богу делает *терпеливым и *кротким). Иисус благословляет *детей и ставит их в пример (Мк 10, 15 сл.). Чтобы стать как один из малых сих, к-рым Бог открывается и к-рые одни лишь войдут в *Царство Небесное (Мф 11, 25; 18, 3 сл.), надо научиться у Христа, Учителя, К-рый «кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29). Учитель этот не только ч-к, Он – Господь, пришедший спасти грешников, приняв плоть, подобную их плоти (Рим 8, 3). Не ища Своей славы (Ин 8, 50), Он смиряется до того, что умывает ноги Своим ученикам (Ин 13. 14 слл). Равный Богу, Он уничижил Себя даже до крестной смерти для нашего искупления (Флп 2. 6 слл; Мк 10, 45; см Ис 53). В Иисусе открывается не только могущество Божие, без к-рого нас бы не было, но и любовь Божия, без к-рой мы бы погибли (Лк 19, 10).

Это С. («знак Христа», по слову блаж. Августина) есть С. Сына Божия, С. любви. Чтобы исполнить «заповедь новую» любви, надо следовать путем С. (Еф 4, 2; 1Петр 3, 8 сл.); «где смирение – там любовь», говорит блаж. Августин. «Облекающиеся смиренномудрием» во взаимообщении (1Петр 5, 5; Кол 3, 12) заботятся о других и избирают последнее место (Флп 2, 3 сл.; 1Кор 13, 4 сл.). Говоря о *плодах Духа, Павел ставит С. (в рус. тек. «кротость») наряду с верой (Гал 5, 22 сл.). Эти две добродетели очень тесно связаны. Они – основные черты Моисея: «За веру и кротость Он освятил его» (Сир 45, 4); обе они открывают сердце ч‑ка Богу с доверчивой покорностью Его благодати и Его Слову.

Бог взирает на смиренных и приклоняется к ним (Пс 137, 6; 112, 6 сл.), ибо, «хвалясь своими немощами» (2Кор 12, 9), они открываются силе Его благодати, к-рая в них не тщетна (1Кор 15, 10). Смиренный не только получает прощение своих грехов (Лк 18, 14), но *Премудрость Всемогущего часто проявляет себя через смиренных, к-рых мир презирает (1Кор 1, 25, 28 сл.). Какое С. у того, кто был послан (Богом) «исправить путь Господу» и искал лишь умалиться перед Ним (Ин 1, 23, 27; 3, 28 слл)! Смиренную Деву, желавшую быть лишь рабой Господней, Бог соделывает Матерью Своего Сына, Господа нашего (Лк 1, 38, 43).

Тот, кто смиряется в испытании под всемогущей рукой Бога, от К-рого вся благодать, кто приобщается к унижениям распятого Христа, – будет в свое время вознесен Богом, как вознесен был Христос, и приобщится к славе Сына Божия (Мф 23. 12; Рим 8, 17; Флп 2, 9 слл; 1Петр 5, 6–10). Вместе со всеми смиренными он будет вечно восхвалять святость и любовь Господа, сотворившего через них великое (Лк 1, 46–53; Откр 4, 8–11; 5, 11–14).

В ВЗ Слово Божие ведет ч‑ка к славе путем смиренной покорности Богу, его Творцу и Спасителю. В НЗ Слово стало плотью, дабы довести ч‑ка до глубины С., к-рое значит: служить Богу в людях и смиряться из любви, чтобы прославлять Бога, спасая людей.

MFL

– > бедные ВЗ III; НЗ Ι, ΙΙ – гордость 5 – гордость/дерзновение 0 – дитя II, III – добродетели и пороки 3 – доверие – долготерпение II 2 – кротость 2 – Мария IV 3 – пепел – пост – сила II – совершенство НЗ 3 – сотворение ВЗ IV 1 – трапеза III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle