под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СМЕХ/НАСМЕШКА

Уже рассказ о рождении Исаака, имя к-рого означает С. (Быт 17, 17; 18, 12–15; 21, 6…), дает повод для вариаций на тему о сложности понятия С. Здесь как бы отражаются два аспекта этого понятия: С. скептический, С. Недоверия превращается при виде дивного дела Божия в С. радостного удивления. Библ. ч-к, несомненно, умел смеяться: юмором насыщено большее число богодухновенных страниц, чем это принято думать, но в этом С. сказывается суровость жизненных условий в Израиле; он часто бывает вызывающим, насмешливым или торжествующим. Фактически в этих текстах чаще говорится о С. глупца, т. е. ч‑ка, находящегося вне истины, чем о С. праведника.

1. Смех глупца. – Нечистый С. (Сир 27, 13), или просто несдержанный, отличается от тихой улыбки мужа благоразумного (21, 23). Но главным обр. надо указать на С. насмешника (ругателя); это понятие имеет совершенно точное значение, оно относится не ко всякой иронии, а обозначает иронию ч‑ка, противящегося наставлению (Пс 1, 1; Притч 13, 1; 15, 12 …), поучению и принятию *веры. Насмешник – противоположность мудрому (Притч 9, 12; 29, 9); он отвечает насмешкой на возвещение слова Божия (Иер 20, 7 сл.), напр., на реформу Езекии (2Пар 30, 10), и впоследствии на возвещение о воскресении мертвых (Деян 17, 32). В последние дни глумящиеся насмешники будут ставить под вопрос обетования (греч 2Петр 3, 3). Насмешка в этих случаях почти равносильна отказу верить. Она не щадит и праведника, особенно когда он страждет (Пс 21, 8: «ругаются надо мною»; 34, 26: «радуются моему несчастию»; Плач 3, 14: «я стал посмешищем»…); также насмехаются над Израилем народы языч. С. глумителей слышится и на Голгофе (Мк 15, 29 сл.; Лк 23, 25 сл.).

2. Смех праведника. – Екклесиаст, сказавший, что С. есть «глупость» (2, 2) и считавший, что «сетование лучше смеха» (7, 3), признает, однако, что есть «и время смеяться» (3, 4), ибо С. имеет разное значение в зависимости от людей и обстоятельств. Придет день, когда праведник посмеется над *нечестивым (Пс 51, 8), как Бог посмеется над насмешниками (кощунниками) и поругается им (2, 4; Притч 3, 34). На Кармиле Илия высмеивает ложных богов: С. служит ему как бы орудием против них (3Цар 18, 27). Так же поступает и Варух (6) и мученики Маккавеи, посмеявшиеся над гонителем (2 Макк 7, 39). С. праведника может быть свободен от полемики и выражать облегчение души, с избытком облагодатствованной Богом (Пс 34, 27; 125, 2; Иов 8, 21), или упование, как у добродетельной жены, «весело смотрящей на будущее» (Притч 31, 25). Иисус сказал, что некий С., – С. «пресыщенных ныне» (Лк 6, 25; ср Иак 4, 9) будет непродолжителен, плачущим же обещал, что они «воссмеются», т. е. познают С. непреходящей *радости (Лк 6, 21). Такой победный С. будет отзвуком чистейшего С. Премудрости, к-рая от начала веселится («веселится» передает тот же евр. глагол, что и «смеется»: Притч 8, 30 сл.) перед лицом Бога и среди людей.

PBF

– > гордость (дерзновение) – гордыня 4 – разочарование I 2 – стыд


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle