под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СКАЛА

Павел, отождествляя Господа Иисуса со С. в пустыне (греч 1Кор 10, 4), объединяет две темы, до тех пор разделенные. Бог есть «скала Израилева» (2Цар 23, 3). Из С., являющей собой знамение засухи, Бог вызвал воду, дающую жизнь.

1. Бог, крепкий как скала. – Благодаря своей крепости С. такое же верное убежище, как и *гора для беглеца. Углубление в С. дает убежище и спасение (Иер 48, 28). Бог именуется С. Израиля, ибо обеспечивает ему спасение. Этот смысл подчеркивается и другими аналогичными наименованиями Бога: Он есть твердыня, крепость, прибежище, защита, ограда, щит, каменная гора (2Цар 22, 2; Пс 17, 3, 32; 30, 4; 60, 4; 143, 2). Надо уповать на Господа, ибо Он есть твердыня вечная (Ис 26, 4; 30, 29) и единственная (44, 8). С. – это верное убежище, но также и крепкое основание: Бог – твердыня *верности (Втор 32, 4; Пс 91, 16), «верующий в Него не постыдится» (Ис 28.

16). Но для того, кто не хочет избрать Его своей опорой, Он окажется «камнем преткновения», «скалою *соблазна», о к-рую тот разобьется (Ис 8, 14).

В НЗ Христос есть краеугольный *камень (Рим 9, 33; 1Петр 2, 6 слл), на к-ром мы можем «стоять», не в силу ч-ской уверенности в себе, а благодатью Бога верного (1Кор 10, 12 сл.). Тот, кто слушает Его слово, *строит свой дом на камне (Мф 7, 24). *Петр, камень, на к-ром создана Церковь, причастен к этой устойчивости (Мф 16, 18).

2. Скала в руке Божией. – С., на к-рой ничто не растет, есть символ *бесплодия. *Авраам был С., ибо был *одинок, прежде чем Бог благословил его и дал ему потомство (Ис 51, 1 сл.; см Мф 3, 9). Существование народа Израильского, происшедшего от этой С., есть знамение всемогущества Божия. В *руках Господних на палестинских С. произрастает пшеница (Втор 32, 13). Более того, в безводной *пустыне Бог утверждает Свою власть над сотворением, заставляя у всех на глазах забить ключем водный источник из иссохшей почвы: вода потекла из С. в Хориве (Исх 17, 6; Числ 20, 10 сл.).

В этом деянии (*дело) Бога благочестивые прозревают предвосхищение эсхатологических чудес (Пс 77, 15–20; 104, 41; Ис 43, 20). Во время спасения поток выйдет из Храма и преобразит св. землю в рай (Иез 47, 1–12; Зах 14, 8). Это чудо благодати осуществляется в Евангелии: Иисус, на К-ром почиет Дух Св., открывает для Своих источник *воды живой, посылая им *Духа Св. (Ин 7, 37 слл; 19, 34). Он есть С. нового народа на пути к избавлению. Начиная от ВЗ, говорит Павел, Он был Скалой, от к-рой народ получал в пустыне истинные *благословения (1Кор 10, 4).

МР

– > Бог ВЗ IV – жертвенник 1 – камень – Петр – сила I 1 – соблазн I 1 – тень II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle