под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ)

1. Седмица в общественной жизни и в богослужении. – Вопрос о происхождении седмицы (недели) довольно сложен. Будучи тесно связанной с *субботой и, может быть, с лунным кругооборотом, она получила с самого начала специфически религиозный характер, к-рым она четко отличается от семидневных периодов, засвидетельствованных в других местах на Ближнем Востоке (ср Быт 8, 10 и вавилонскую поэму о Гильгамеше; Быт 29, 27; Суд 14, 12; 4Цар 3, 9). Вероятно более ранняя, чем Моисеево законодательство, она нередко фигурирует уже в самых древних текстах (Исх 20, 8 слл; 23, 12; 34, 21). Так Бог дает Своему народу ритмическое чередование *труда и *отдыха.

С. играет значительную роль в обычаях и религиозных отправлениях ВЗ. *Праздники Опресноков и Кущей продолжаются по одной С. (Втор 16, 4; Лев 23, 8, 34). *Пятидесятница или праздник Седмиц имеет место через семь недель после пасхальной субботы (Исх 34, 22; Лев 23, 15). Кроме того, после плена священники и левиты понедельно чередовались в Храме для богослужения. Наряду с календарем, к-рый стал официальным и сохранился у хр-н, другой, очень древний, богослужебный календарь согласовывал солнечный год в 364 дня с полным кругооборотом в 52 недели.

Каждая седмица годов заканчивалась субботним годом, в течение которого требовалось освобождать рабов и должников, а землю оставлять необработанной (Исх 21, 2; 23, 10 слл; Втор 15, 1 слл; Лев 25, 3 сл.). В конце семи субботних годов предусматривался юбилейный год, год отпускания на свободу по преимуществу (Лев 25, 8…). Пророчество о семидесяти седминах (Дан 9, 24), возвещающее окончательное освобождение Израиля, построено на этом условном числе в десять юбилейных периодов, тогда как в тексте Иеремии, составляющем его исходную точку (Иер 25, 11 сл.), спасение приурочено к десяти субботним периодам.

2. Богословское значение. – Согласно богословию священнического кодекса, свящ. первообразом седмицы, определяющим ритм ч-ской деятельности, явилась творческая деятельность Самого Бога (Быт 1, 1–2, 3; Исх 20, 9 слл; 31, 17). Закон о семи днях рассматривается т. обр. как божественное установление, имеющее всемирное значение.

В НЗ седмица приобретает новую религиозную ценность. Отныне она начинается с воскресенья, *дня Господня, с еженедельного празднования Его победы (Откр 1, 10; Деян 20, 7; 1Кор 16, 2). *Труд, к-рый затем в течение недели совершает хр–нин, исполняется т. обр. в зависимости от Христа–Искупителя, господствующего над временем. Но С. продолжает быть устремленной к восьмому *дню, к-рый, за пределами седмичного кругооборота, введет народ Божий в великий Божий *покой (Евр 4, 1– 11); воскресный покой уже предвещает его наступление.

СТ

– > время ВЗ I 1, НЗ II 3 – праздники – Пятидесятница 11 – сотворение ВЗ II 2 – суббота – числа I 1, II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle