под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РУКА (МЫШЦА) БОЖИЯ

Рука (кисть руки и рука от плеча до кисти – греч. βραχίων, лат. – bracchium, слав. – мышца) представляет собою обычно орган и знак действия, выражения, связи. В символизм мышцы часто также входит оттенок *могущества; в символизм руки – оттенок умения, обладания.

1. Рука и мышца Божия. – Р. Божия сотворила небо и землю (Ис 66, 2). Как Р. горшечника, она придает облик (Иов 10, 8; Иер 18, 6; ср Быт 2, 7). Так Бог проявляет силу М. Своей, и даже просто – «мышцу Свою» (Ис 53, 1) в творении (Иер 32, 17) и в истории (Втор 4, 34; Лк 1, 51). Часто Он действует «простертой рукою и мышцею сильною». Его «святая мышца» (Ис 52, 10), «благодеющая рука» (Езд 7, 9), «*тень руки» Его (Ис 49, 2), поднятая для клятвы Р.

Его (Втор 32, 40) вызывают представление о Его всемогущем покровительстве (ср Ин 10, 29). В Р. Божией находят покой (Прем 3, 1; ср Пс 30, 6 = Лк 23, 46), а когда Р. Божия «на» *пророке, то это для того, чтобы овладеть ими как бы сообщить ему Дух видения (Иез 1, 3…). Р. Божия не «коротка, чтобы избавлять» (Ис 50, 2). Но она может и отяжелеть (Пс 31, 4), может наносить удары (Ис 5, 25; ср Евр 10, 31), когда отвергается неизменная любовь, ею проявленная (ср Ис 65, 2 = Рим 10, 21). Как Р. Божия, Р. Христа всемогуща (Мк 6, 2; ср Ин 10, 28), она владеет всем (Ин 3, 35), и она приходит на помощь (Мф 8, 3; 9, 25).

2. Рука и мышца человека. – По сравнению с М. Божией, «мышца *плотская» бессильна (2Пар 32, 8; ср Ис 40, 12; Притч 30, 4). Однако, Р. и М. у ч‑ка – орудие и символ мощного действия (Пс 17, 35).

Своими жестами Р. выражает движения души: радость (4Цар 11, 12), горе (Иер 2, 37), *благословение (Быт 48, 14), клятву (Быт 14, 22) и в особенности *молитву и *поклонение (Пс 27, 2; 1Тим 2, 8; Иов 31, 27); наконец, Р. взывающего к Богу должны быть чисты (Пс 23, 4; Иак 4, 8; ср Ис 1, 15). Если Р. Божия «с» кем–либо (ср Лк 1, 66), то это для охраны его, или для того, чтобы сообщать действиям ч‑ка божественную силу (Деян 11, 21; 5, 12). Так, через *возложение Р. Апостолы могут сообщать Самого Духа Божия (Деян 19, 6; ср 1Тим 4, 14).

Еще и ныне Р. епископа или священника, как и Р. Христа и Апостолов, преподает жизнь, в особенности при совершении таинства.

АР

– > возложение рук – десница – Дух Божий ВЗ II 2 – могущество – сила I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle