под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РАСКОЛ

Согласно 1 Кор., только едва заметная черта отличает Р. (разрыв) от *ереси. Прообразованные теми расколами, к-рые бывали в Израиле и противоречили природе «собрания Господня» (1Пар 28, 8), эти распри разделяют Церковь на соперничающие лагеря и противоречат природе *Тела Христова.

ВЗ

1. Грех превращает естественные разделения в расколы. – Разделение (распределение) людей на народы, языки, различные государства представляет собою совершенно естественный (Быт 1, 28; 9, 1; 10), подготовительный к истории спасения процесс (Втор 32, 8 сл.), но *грех превратил его в источник целого ряда конфликтов. Вот почему большинство слов, выражающих понятие разделения, часто принимают отрицательный смысл, выражая некий разрыв единства (Пс 54, 10; см Быт 49, 7; Плач 4, 16) или рассеяние, карающее ч-скую гордыню (Быт 11, 1–9).

*Авраамом, в потомстве к-рого благословятся все народы (Быт 12, 7; 13, 15; 22, 17 сл.; см Гал 3, 16), кладется начало собранию верующих (Гал 3, 7 слл) и восстановлению единства рода ч-ского. Но сколько еще будет конфликтов до конечного объединения вокруг Агнца (Откр 7, 9)!

2. Раскол угрожает вере избранного народа и подрывает его свидетельство. – Единство избранного *народа, непрочное в плане социологическом (2Цар 5, 5; 15, 6, 13; 19, 41–20, 2), было основано на единстве веры: это был прежде всего *Союз–Завет с Ягве всех колен Израилевых, связывавший их между собой (Исх 24, 4–8; Ис Нав 24) законом и культом. *Паломничества и периодические собрания вокруг центрального святилища (Сихем, Силом потом Иерусалимский храм) поддерживали национальное и религиозное единство двенадцати колен. Уклонение же какого–либо колена от участия в свящ. войне (Числ 32, 23; Суд 5, 23) или установление новых мест культа, к-рые могли бы соперничать с центральным святилищем, считалось грехом (Ис Нав 22, 29); распад же на два царства в качестве события политического нигде не осуждается, а представлен как совершившийся по воле Божией (3Цар 11, 31–39; 12, 24; 4Цар 17, 21) в наказание за грехи Соломона (3Цар 11, 33). Наоборот, он осуждается в качестве религиозного Р.: грех Иеровоама в том, что он отклонил Израильтян от центрального Иерусалимского святилища, воздвигнув соперничающие с ним святилища (12, 27 сл.), и сделал в качестве пьедестала, над к-рым должно было покоиться присутствие Божие, изображение двух тельцов, чем дал повод к идолопоклонническому соблазну (12, 28, 32; 14, 9; 16, 26; 4Цар 10, 29; 17, 16; Ос 8, 5 сл.); кроме того, в Вефиле он поставил священников не из сынов Левииных (3Цар 12, 31; 13, 33; см 2Пар 13, 4–12).

Книги, написанные в Плену, возвещая воссоединение Израиля и Иуды, показывают, что Р. не только препятствует жизни св. народа по его вере, но ослабляет силу свидетельства его перед языч. народами (Ис 43, 10 слл; 44, 8). Чтобы народы собрались в Сион (Иер 3, 17), надо, чтобы пришел «Дом Иудин к Дому Израилеву» (3, 18; см Ис 11, 12 слл; Иез 37, 11 сл, 28). Единство св. народа есть как бы отражение единства его Бога и свидетельство о Нем.

нз

Как «*знамение пререкаемое» (греч Лк 2, 34) Иисус приносит разделение (12, 51) даже в семьи (стихи 52 сл.), между теми, кто за Него и теми, кто против Него (см Ин 7, 43; 9, 16; 10, 19). Но этим Он нарушает лишь *мир обманчивый или слишком косный, ибо Он пришел, чтобы «рассеянных собрать воедино» (Ин 11, 52; см 10, 16), «убить ненависть», разрушить преграды, установить между людьми подлинный мир, сделать их детьми одного Отца, членами одного *Тела, одушевленными одним Духом (Еф 2, 14–18). Самая мысль о возможном разделении в этом Теле кажется чудовищной (1Кор 12, 25): это дело «плоти» (Гал 5, 20; см 1Кор 3, 3 сл.), толкающей на грех.

1. Расколы, возникшие из–за *харизм. – Павел встречается со злом разделений между верными, особенно в Коринфе (1Кор 1, 10; 11, 18 сл.; 12, 25). Он пишет: «Разве разделился Христос?» Не Его ли единым именем они *крещены, не Он ли единый спас их Своею смертью? (1, 13). Виновники распрей в действительности не являются ни «мудрыми» (2, 6), ни «духовными» (3, 1). Павел осуждает раздоры, порожденные торопливым и беспорядочным устремлением к показным харизмам. Коринфяне забывают божественный источник, единый в различных дарах. Забывают о цели назидания, преследуемой Св. Духом, К-рый распределяет Свои дары как Ему угодно (12, 11). На вечерях некоторые чревоугодники и себялюбцы усугубляют соблазны разделения (11, 22, 27–32). И все, наконец, не ценят должным образом величайшего из духовных даров (12, 31), единственно необходимого (13, 1 слл): братской *любви, к-рая ведет прямо к единению, назидает (8, 1) и исключает разделения.

2. Расколы искажают свидетельство Церкви. – Если при Р. и сохраняется единство веры (к-рому Р. все же угрожают каждый раз, когда они являются следствием еретической пропаганды или даже поводом к ней), тем не менее внутренние «разрывы» противоречат природе Церкви и ослабляют любовь. Иоанн делает важный вывод из этого второго последствия: Р. препятствуют свидетельству Церкви о Христе, потому что хр–не как Его ученики узнаются по их взаимной любви (Ин 13, 35). Быть может хитон «не сшитый» и не разодранный (19. 23 сл.) означает, что Христос – Первосвященник Своего Жертвоприношения и что Церковь Его – неразделима. Он принес Себя в жертву (17, 19), чтобы Его верные были «все едино» и этим открывали миру общение в любви, установленное Тем, Кого послал Отец (17, 21, 23).

РТ

– > единство II, III – ересь 1 – Израиль ВЗ 2 а – рассеяние – харизмы II 1 – Церковь IV 3 –


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle