под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РАЗОЧАРОВАНИЕ, ПОСТЫЖЕНИЕ

В Библии нередко уделяется место изображению чувства Р. Глубоко чувствительными к жизненным Р. были древние Греки. Но, размышляя часто о печальной доле ч‑ка, они заботились прежде всего о том, чтобы с достоинством перенести удары судьбы, не выражая во вне своего чувства. Подобная сдержанность не характерна для Библии. В ней звучат во весь голос вопли Иова, четко слышатся сарказмы Екклезиаста. Это – следствие различия темпераментов и культур, различия между чувством меры Грека и страстностью Еврея. Но, в основном, – это различие религиозной установки: в силу своей веры Израиль обладает острым сознанием ценности всего творения, но также и сознанием его бренности; ему свойственно болезненное восприятие всякой неудачи, с к-рой он никак не может примириться, но в то же время и совершенная уверенность в окончательной победе.

В евр. словах, выражающих чувство Р., особенно выделяются два оттенка: суетность предмета, в к-ром разочаровываются, и смущение того, кто обманулся.

1. Ложность всего суетного. – Еврей обладает глубокой потребностью в устойчивости и чувствует ужас перед всем необоснованным и перед всякой иллюзорной видимостью. Во лжи он осуждает быть может не столько ее бесчестность, сколько выражаемое ею фундаментальное «ничто». Ложь, суетность, ничто – привычные слова для обозначения тех, кто приносят Р., тех, кто ничего не создает, «людей Велиала» (LXX переписали это выражение, не переводя его; см Втор 13, 13). Для изображения суетности наиболее часто даются образы дуновения (гевел – «суета» Еккл), праха ("аюар), пустоты (рик).

2. Стыд постыженного. – В мире, где вся жизнь проходит на глазах людей, Р. неизбежно покрывает *стыдом обманувшегося: положившийся на то, что не заслуживает *доверия, оказывается постыженным перед людьми. В этом тяжкое испытание для *гордости ч‑ка, для его стремления быть признанным себе равными. Поэтому самые обычные синонимы для определения Р. – слова стыд и смущение, в особенности производные от корня буш. Слова Павла «надежда не постыжает» (греч ού καταισχύνει) подчеркивают гордость, испытываемую апостолом при возвещении Евангелия и Креста (Рим 5, 5).

Два вида опоры, на к-рые Израиль полагался, чтобы обеспечить свою судьбу, приносят особенно глубокое Р.: великие державы и ложные боги, иначе говоря, Египет и идолы. За блестящей внешностью Египта (наз. «Рахав бездельная») – одна лишь тщета и пустота (Ис 30, 7), его сильные всадники – только *плоть и Египтянин – только ч-к (Ис 31, 1 слл; см Иер 2, 37). Египетская конница и воины все же реальные существа, а ложные боги просто ничто и их *идолы – ложь и бессилие. Поэтому их служители и их изготовители обречены на посрамление (Иер 2, 28; Ис 44, 9 слл). Но Екк. идет еще дальше и обобщает опыт Р.: «Под солнцем… все суета… суета сует» повторяет он (1, 2.14 и т. д.), столь разочарованный жизнью, что вкладывает эти выражения в уста Соломона, Царя обладавшего в избытке всеми дарами. При этом Екк. не презирает всех вещей мира сего; напротив, он многого ожидал от них и отсюда его глубокая, но не безысходная горечь: она учит все принимать от Бога, как хорошее, так и плохое (7, 13 сл.).

Ч-к – источник Р. для ч‑ка (Иер 17, 5; Пс 117, 8), но также и для Бога. *Виноградник, возделанный с любовью, принес только дикие ягоды (Ис 5, 4). Иисус, К-рый «знал, что в человеке» (Ин 2, 25), испытал Р.: непризнанный Своими сродниками (Мк 6, 3 сл.), Он видел, как замыкаются сердца по мере того, как Он хотел их тронуть (Мф 23, 37 сл.; Ин 12. 37–40), Он видел, как бегут ученики, оставляя Его в тот момент, когда Он предавал Себя за них (М к 14, 50).

Порою кажется, что и Сам Бог оставляет ч‑ка, или что «рука Господня коротка» (Числ 11, 23). У Его самых верных служителей бывает искушение думать, что их усилия напрасны и что Бог их предоставил самим себе. Илия просит смерти, открыв, что он «не лучше отцов» своих (3Цар 19, 4). Иеремия доходит до сомнения в крепости Божией: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверной водой?» (Иер 15, 18, противопоставить Иер 2, 13; Ис 58, 11). Сам Иисус испытал предельную Богооставленность (Мк 15, 34).

Утверждать, что только один Бог не постыжает, значит проникнуть глубже внешнего поверхностного впечатления в сущность вещей. Это опыт веры, часто переживаемый в ночи, обретенный ценою горестно пережитых Р. Эта основная уверенность может укрепиться в ч-ке только через приобщение к *спасению, принесенному Иисусом Христом, К-рый, предавая дух Свой в руки Отца (Лк 23. 46), сохраняет *верность Богу, кажущемуся отсутствующим и безразличным. При поддержке такой веры ничто не может нас постыдить (см Рим 8, 31–39), ибо Бог верен. Залогом этой верности, обеспечения против всякого Р., является дар Его Сына, К-рым мы призваны и К-рым хранимы до Его пришествия (1Кор 1, 9; 1Фес 5, 23 сл.).

– > доверие – ложь II 1 – надежда – печаль – стыд I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle