под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РАДОСТЬ

Откровение Бога Творца и Спасителя вызывает в ч-ке преизбыточествующую Р. Можно ли созерцать *творение Божие и не воскликнуть: «Буду веселиться о Господе» (Пс 103, 34) и не пожелать, чтобы «веселился Господь о *делах Своих» (Пс 103, 31)? Пред лицом Бога, действующего в истории, Р. охватывает каждого ч‑ка, не лишенного разума (91. 5 слл), и эта Р. передается другим: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего» (94, 1). «Да веселятся небеса, и да торжествует земля пред лицем Господа; ибо идет…» (95, 11 слл). А идет Он, дабы призвать Своих верных «войти в радость господина» их и открыть доступ к ней (Мф 25, 21).

ВЗ

Р. ч-ской жизни включена Богом в Его *обетования (Втор 28, 3–8; Иер 33, 11), а за неверность Ему Он карает лишением Р. (Втор 28, 30–33, 47 сл.; Иер 7, 34; 25, 10 сл.). Смиренную Р., разделяемую ч-ком с женой, к-рую он любит (Еккл 9, 9), Р. при виде плодов своих дел (3, 22), Р. «есть и пить и услаждать душу свою от труда своего» (2, 24; 3, 12 сл.) щадит беспощадная критика самого Екклезиаста. Он даже восхваляет эту Р. (8, 15), позволяющую ч-ку забывать о жизненных невзгодах, ибо она дана ему Богом, так как это «его доля» (5, 17 слл). Вино создано, чтобы «веселить ч-ков» (Суд 9, 13; Пс 103. 15), к-рые умеют им умеренно пользоваться (Сир 31, 33). Оттого время *сбора винограда есть время Р. (Ис 16, 10), так же как и время *жатвы (Пс 125. 5 сл.). Р. же, к-рую жена дает в избытке мужу своей нежностью и добродетелью (Притч 5, 18; Сир 26, 2, 16), является прообразом высших Р. (Ис 62, 5). Чадородие – источник веселия для супругов (1Цар 2, 1, 5; Пс 112, 9; см Ин 16, 21), в особенности если их сын мудр (Притч 10, 1).

Наряду с шумными Р. в дни больших событий – венчания царя на царство (3Цар 1, 40), победы (1Цар 18, 6) или возвращения из Плена (Пс 125. 2 сл.), существуют и другие Р., настолько сокрытые в сердце, что их не поверяют чужому (Притч 14, 10). Мудрый знает цену этой Р. сердца, Р. благотворной как врачевание (Притч 17, 22), к-рую можно укрепить добрым словом (12, 25) или светлым взглядом (15, 30). Бог осуждает только порочные Р., вызываемые деланием зла (2, 14), в особенности же ту злую Р., к-рую доставляет его врагам несчастье праведного (Пс 12, 5; 34, 26).

Бог, от К-рого исходят здоровые Р. жизни, предлагает Своему народу самые высокие из них: а именно те, к-рые народ обретает в сохранении верности Союзу–Завету.

1. Радости совместного служения Богу. – В *культе Израиль находит Р. *хвалить Бога (Пс 32, 1), К-рый соблаговолил стать его царем (Пс 149, 2) и К-рый призывает радоваться в Его *присутствии (Втор 12, 18). Израиль вкушает также Р. от братского общения (Пс 132). В этом он находит средство действенно противостоять соблазну ханаанских культов, чувственные ритуалы к-рых – мерзость перед Господом (Втор 12, 30 сл.; 23, 18 сл.). Праздники, к-рые проходят в атмосфере восторга и ликования (Пс 41, 5; 67, 4 сл.; 99, 2), напоминают народу, что «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс 117, 24). Нек–рые из этих празднеств отмечены в истории, как, напр., Пасха Езекии (2Пар 30, 21–26), возвращение из Плена (Езд 6, 22) и в особенности праздник Кущей, когда Ездра, после оглашения Закона, пригласил народ на радостный пир и возвестил: «День сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость перед Господом – подкрепление для вас» (Неем 8, 10). И закон для сохранения этой полноценной Р. предписывает народу черпать ее в самом ее источнике, собираясь в Иерусалим по случаю трех годовых праздников, чтобы получить *благословение Божие (Лев 23, 40; Втор 16, 11, 14 сл.). И Бог желает, чтобы все *народы приходили черпать из этого источника (Ис 11, 3; 55, 1; 56, 6 сл.).

2. Радость личной верности. – Эта Р., предлагаемая всем, есть доля *смиренных, составляющих истинный народ Божий (Пс 149, 4 сл.). Подобно Иеремии, они «съедают» Слово Божие и это Слово им в Р. (Иер 15, 16). Сердце их «веселится о Боге» (Пс 32, 21; 36, 4; Иоил 2, 23) и о Законе Его (Пс 18, 8 сл.), к-рый является их богатством (118, 14, 111, 162) и к-рый их утешает в скорбях и горестях (118, 143). Эти смиренные, взыскующие (*искать Бога), могут ликовать (33, 3; 68, 33; 69, 5; 104, 3), будучи оправданными по *милости Господней (31, 10 сл.) и по *милосердию Божию (50, 10, 14). Их доверчивое единение с Господом, К-рый есть их единственное *благо (15, 2; 72, 25, 28), открывает перед ними перспективы вечной Р. (15, 9 слл). Ее предвкушение – в их близости с Премудростию Божией (Прем 8, 16).

3. Эсхатологические радости. – Израиль действительно живет надеждой. Культ напоминает о высоких деяниях Господа и прежде всего об *Исходе, дабы вызвать в нем желание Нового Исхода, когда Бог откроет Себя как единственный Спаситель всего мира (Ис 45, 5–8, 21 сл.). Тогда настанет мессианская Р., преизобилие к-рой возвещал Исаия (9, 2). «Возвеселится пустыня» (35, 1) перед деяниями Бога, восторжествуют небеса, возвеселится земля (44, 23; 49, 13), в то время как освобожденные пленники «приидут на Сион с радостным восклицанием» (35, 9 сл.; 51, 11), чтобы «облечься в ризы спасения» и в «одежды правды» (61, 10) и чтобы обрести «веселие вечное» (61, 7), что будет осуществлением их надежды (25, 9). Тогда воспоют рабы Господа с веселием в сердце, в новом *творении, ибо Бог сотворит Иерусалим «Радостью» и народ Свой «Веселием», чтобы радоваться в них и дать всем нескончаемое ликование (65, 14, 17 слл; 66, 10). Такова та Р., к-рую Иерусалим ожидает от своего Бога, Пресвятого и Вечного, Чье милосердие принесет ему спасение (Вар 4, 22 сл,36 сл.; 5, 9). Совершитель этого дела спасения есть Царь, грядущий к нему в смирении, Царь, К-рого он встретит ликованием (Зах 9, 9).

НЗ

Этот кроткий царь есть Иисус Христос, возвещающий смиренным Р. спасения и дающий ее Своей жертвой.

1. Радость спасения, возвещенная смиренным. – Пришествие Спасителя создает атмосферу Р., к-рая у Лк чувствуется больше, чем у других евангелистов. При посещении Девой Марией Елисаветы *Иоанн Креститель взыграл радостно во чреве матери (1, 41, 44), еще до того, как он принес людям Р. своего рождения (Лк 1, 14). И Пресвятая Дева, К-рую ангел призвал к Р. (1, 28; греч. χαΐρε = радуйся), воспела с Р. и смирением Господа, ставшего ее Сыном для спасения смиренных (1, 42, 46–55). Рождение Иисуса – великая Р. для ангелов, возвестивших его, и для людей, спасти к-рых пришел Иисус (2, 10, 13 сл.; см Мф 1, 21). Эта Р. – ответ на упования праведных (Мф 13, 17 п), к-рые, подобно Аврааму, уже радовались, когда помышляли о ней (Ин 8, 56).

В Иисусе *Христе Царство Божие уже присутствует (Мк 1, 15 п; Лк 17, 21). Он – Тот Жених, Чей голос «Р. радует» Иоанна Крестителя (Ин 3, 29) и в Чьем присутствии Его ученики могут не *поститься (Лк 5, 34 п). Они радуются сознанию того, что их «*имена написаны на небесах» (10, 20), ибо они в числе нищих (*бедных), к-рых есть Царство Небесное (6, 20 п), то сокровище, за к-рое люди с Р. отдают все, что имеют (Мф 13, 44). И Иисус поведал Своим ученикам, что *гонения, укрепляя их уверенность, должны еще усилить их Р. (Мф 5, 10 слл п).

Ученики правы, когда радуются *чудесам Иисуса, к-рые удостоверяют Его миссию (Лк 19, 37 слл), но радоваться они должны не от сознания чудотворной силы, сообщенной им Христом (10, 17–20), ибо их Р. не должна быть подобной суетной Р. тех людей, к-рые, как Ирод (23, 8), испытывают любопытство ко всяким чудесам, но быть только средством, чтобы призывать чистые души возносить хвалу Богу (13, 17) и привлекать грешников к Спасителю, располагая их к радостному приятию Его и к Обращению (19, 6, 9). Ученики должны радоваться такому обращению, как истинные братья (15, 32), как радуется этому на небесах Отец Небесный и ангелы (15, 7, 10, 24), как радуется этому *Пастырь Добрый, Чья любовь спасла заблудших овец (15, 6; Мф 18, 13). Но чтобы разделить с Ним эту Р., нужно любить, как Он любил.

2. Радость Духа – плод Крестной смерти. – Иисус, К-рый возрадовался духом тому, что Отец Небесный открылся через Него малым сим (Лк 10. 21 сл.), отдает жизнь Свою за них, Своих *друзей, чтобы сообщить им ту Р., источник к-рой есть Его любовь (Ин 15, 9–15), тогда как у подножья креста Его враги выражали злую Р. (Лк 23, 35 слл). *Крестной смертью Иисус идет к Отцу. Ученики должны были бы радоваться этому, любя Иисуса (Ин 14, 28), если бы понимали цель этого ухода, к-рая есть дар Духа Св. (16, 7). Благодаря этому дару, они будут жить жизнью Иисуса (14, 16–20) и, если чего попросят во *Имя Его, они все получат от Отца. Тогда их *печаль претворится в P. Р. эта будет совершенна, и никто не отнимет ее у них (14, 13 сл.; 16, 20–24).

Но ученики так мало поняли, что Страсти Христовы приводят к Воскресению, и крестные страдания так ослабили их надежду (Лк 24, 21), что при явлениях Воскресшего они боялись предаваться захватывающей их Р. (24, 41). Тем не менее, когда Воскресший, показав им исполнение Писания и обещав им силу Духа Св. (24, 44, 49; Деян 1, 8), вознесся на небо, ученики пребывали в великой Р. (Лк 24. 52 сл.). Сошествие Св. Духа сделало эту Р. столь же заразительной (Деян 2, 4, 11), сколь и непоколебимой: «они пошли… радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие», за имя их Спасителя, Чьими Свидетелями они были (Деян 5, 41; см 4, 12; Лк 24, 46 слл).

Слово Иисуса принесло свой плод: «Те, кто веруют в Него, имеют в себе радость совершенную» (Ин 17, 13), их община живет «в веселии и простоте сердца» (Деян 2, 46), и возвещение Благой Вести всюду является источником великой Р. (8, 8). Крещение исполняет верующих Р., исходящей от Духа Св. (13, 52; см 8, 39; 13, 48; 16, 34), и это дает Апостолам силу воспевать Бога, перенося самые жестокие испытания (16, 23 слл).

1. Источники духовной радости. – Р. есть, поистине, *плод Духа Св. (Гал 5, 22) и характерное свойство Царства Божия (Рим 14, 17). Она не есть преходящий восторг, вызываемый *Словом и исчезающий при *испытаниях (см Мк 4, 16 сл.), но духовная Р. верующих, к-рые в испытаниях становятся нашим *образцом (1Фес 1, 6 сл.) и к-рые своей радостной щедростью (2Кор 8, 2; 9, 7), своим *совершенством (2Кор 13, 9), своим единодушием (Флп 2, 2), своей покорностью (Евр 13, 17) и своей *верностью *истине (2Ин 4;3. Ин 3 сл.) пребывают ныне и будут в *День Господень Р-тью Апостолов (1Фес 2, 19 сл.).

Любовь, приобщающая верующих к истине (1Кор 13, 6), доставляет им постоянную Р., к-рая укрепляется их *молитвой и непрестанным *благодарением (1Фес 5, 16; Флп 3, 1; 4, 4 слл). Как благодарить Отца за введение в Царство Сына Его Возлюбленного и не испытывать Р. (Кол 1, 11 слл)? Источником Р. является и усердная молитва, ибо ее воодушевляет *надежда, и Бог надежды отвечает на нее, исполняя всякой Р. верующего (Рим 12, 12; 15, 13). Поэтому Петр и призывает в ликовании славить Бога. *Вера Апостола, к-рая испытывается скорбью, но к-рая сохраняет уверенность в спасении, доставляет ему неизреченную Р. – предвкушение славы (1Петр 1, 3–9).

2. Свидетельство радости при испытании. – Но такая Р. есть свойство только испытанной веры. Чтобы пребывать в веселии, когда откроется слава Христа, Его ученику следует радоваться в той мере, в какой он причастен к *страданиям Христа (1Петр 4, 13). Подобно своему Учителю, он в мире сем предпочитает *крест Р-сти (Евр 12, 2), он с Р. принимает расхищение своего имения (Евр 10, 34), почитая высшей Р. переносить всякие искушения (Иак 1, 2). Для Апостолов, как для Христа, *бедность и *гонения приводят к совершенной Р.

Павел в своем апостольском служении испытывает эту крестную Р., она является одним из элементов его свидетельства: при огорчениях служители Божии всегда радуются (2Кор 6, 10). Апостол «преизобилует радостью при всей скорби» (2Кор 7, 4). Он радуется с полной самоотверженностью, лишь бы «проповедали Христа» (Флп 1, 17 сл.), и он находит Р. в страданиях за своих верных и за Церковь (Кол 1, 24). Он даже призывает Филиппийцев сорадоваться тому, что он прольет свою кровь как высшее свидетельство веры (Флп 2, 17 сл.).

Но испытания придут к концу, и Бог *отомстит за *кровь Своих рабов, осудив Вавилон, упившийся этой кровью. Тогда будет Р. на небесах (Откр 18. 20; 19, 1–4), где совершится брак *Агнца; «званные на брачную вечерю Агнца» воздадут славу Богу с ликованием (19, 7 слл). И это будет проявлением и расцветом той совершенной Р., к-рая уже отныне удел детей Божиих, ибо данный им Дух Св. приобщит их к Отцу и к Сыну Его Иисусу Христу (1Ин 1, 2 слл; 3, 1 сл, 24).

AR & MFL

– > бегать – белый – благовония 1 – благодарение 0, ВЗ 2 – блаженст во – благословение – вино – виноградник – гонение II 3 – доверие 3 – елей 2 – жатва, III 1 – опьянение 3 – печаль НЗ 3 – покой – помазание I 1 – праздник – сбор винограда 1 – смех 2 – страдание НЗ III 2 – трапеза – утешение – хвала


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle