под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РАБ (ОТРОК) БОЖИЙ

Наименование Р. Б. в Библии почетно. Ягве называет «Раб Мой» того, кого Он призывает сотрудничать для осуществления Своего *замысла.

Чтобы *исполнить этот замысел, Он послал Сына Своего, Р. Б. в высшем значении этого слова. Наименование это даже выражает самый таинственный аспект Его искупительной миссии: в самом деле, Своей жертвой Христос искупает отказ от служения Богу, т. е. грех, и объединяет всех людей в едином служении Богу.

Наименование Р. Б. дано людям, миссия к-рых всегда относится к избранному народу. Часто даваемое Моисею, *посреднику Союза–Завета (Исх 14, 31; Числ 12, 7; Втор 34, 5; 3Цар 8, 56), и Давиду, образцу мессианского царя (2Цар 7, 8; 3Цар 8, 24 сл.; Пс 77, 70; Иер 33, 26), оно также дается патриархам: Аврааму (Быт 26, 24), Исааку (Быт 24, 14), Иакову (Исх 32, 13; Иез 37, 25), затем Иисусу Навину, приведшему народ в Землю обетованную (Ис Нав 24. 29). Оно применяется к *пророкам, имеющим миссию поддерживать Союз–Завет (Илия: 3Цар 18, 36; «Мои рабы, пророки»: Ам 3, 7; Иер 7, 25; 4Цар 17, 23), равно как и к священникам, к-рые совершают богослужения, во имя народа–священника (Пс 133, 1; см Исх 19, 5 сл.). Избрание всех этих рабов Божиих совершается с определенной целью: сделать народ таким верным служению, ожидаемому Богом от него (Пс 104, 6 слл,26, 45), как верны Ему *ангелы» рабы воли Божией (Пс 102, 20 сл.).

Однако с самого начала избранный народ не был верен своему *призванию Р. и непокорен Р-ам Б-м (Втор 9, 24; Иер 7, 25); поэтому он понес кару изгнания, посланную через языческого царя Навуходоносора, к-рый на этом основании тоже называется Р. Б. (Иер 27, 6). Но Бог, К-рый хочет не смерти грешника, но его жизни, избирает *Остаток> ставший верным во время правления Его Р., нового Давида (Иез 34, 23 сл.; 37, 24 сл.). Именно к этому Остатку обращены прорицания кн. Утешения (Ис 40–55).

1. Неверный раб. – Пророк, развивающий в этой книге тему Израиля, Р. Б-жия, сплетает ее с темой Сиона, жены Бога. Эта *супруга была покинута только потому, что ее сыны были неверными (Ис 50, 1). Израиль, отступник еще от чрева матери своей (48, 8), был по своей вине Р. нерадивым, глухим и слепым (42, 18 сл, 24; 43, 8, 22 сл.; см 30, 9 слл). Однако Бог не только не забыл этого избранного Р., но простил его (44, 21 сл.) и даровал незаслуженное спасение (41, 8 слл) через языч. царя Кира, Своего пастыря, Своего Помазанника, Своего друга (44, 28; 45, 1; 48, 14). Возможно даже, что этот царь–освободитель и есть тот Отрок, к к-рому обращена похвала в 42, 1–7. Позднее эта песнь, не считаясь с ее контекстом, была применена к Р. Израилю, призвание, миссия и жертва к-рого являются темой трех других песнопений (49, 1–6; 50, 4–9; 52, 13–53, 12). Таково уже толкование LXX, к-рому следует и Матфей (Мф 12, 18–21). Во всяком случае, благодаря Киру, Израиль, Р. неверный и освобожденный, свидетельствовал среди *язычников о бессилии Вавилонских идолов пред лицом Бога единого, истинного и спасающего (Ис 43, 10 слл; 45).

2. Верный Раб. – Однако из этого пассивного свидетеля Бог решил сделать верного Р., к-рый своим свидетельством принесет язычникам *свет *спасения. Во второй половине кн. Утешения (Ис 49–55), где изложен этот замысел, господствует таинственный образ некоего пророка, к-рого Бог называет Своим Р. (49, 6; 52, 13). Подобно тому, как патриарх Иаков неотделим от народа, к-рый носит его имя и в к-ром он продолжает жить, так и Р., обладающий просветленными чертами Иеремии (Ис 49, 1; 50, 7; 53, 7; см Иер 1, 5; 15, 20; 11, 19), неотделим от этого «Израиля», имя к-рого он носит, того Остатка, в к-ром Бог прославится (Ис 49, 3). Все же Он отличен от этого Израиля в той мере, в какой Он имеет миссию его собрать (49, 5 сл.) и его наставить (50. 4–10). Его *терпение (50, 6) и Его *смирение (53, 7) делают его способным принести в жертву Свою жизнь и исполнить через Свои *страдания замысел Господень (53, 4 слл, 10): оправдать грешников всех народов (53, 8, 11 сл.). Этой жертвою *утешен Сион, *бесплодная жена снова соединена с Богом вечным Союзом и становится *матерью множества Р. Б. (Ис 54, 1–55, 4).

По возвращении из Плена, Израиль как будто забыл перспективы всемирного спасения, исполнителем к-рого должен стать Р. Б. через Свои страдания. В этот момент появился пророк. Он возвестил плененным славу нового Иерусалима, но он больше не указывал на искупление посредством Р. (Ис 61. 1 слл). Теперь наименование «Раба» дается Богом Зоровавелю (Агг 2, 23), «Отрасли», к-рую Он восстанавливает в роде Давидовом (Зах 3, 8; см Иер 23, 5). Что касается Р. Б-х, то радость, к-рую они ожидают (Ис 65, 13 сл,17 сл.), действительно будет концом их страданий; но она больше не представлена как плод приношения, преображающего смерть в *жертву и открывающего в ней источник жизни (см 53, 10 сл.).

1. Иисус принял на Себя миссию Р. Учитель кроткий и смиренный сердцем (Мф 11, 29), возвещающий спасение *нищим (см Лк 4, 18 сл.), Он – среди Своих учеников «как служащий» (Лк 22, 27), хотя Он их Господь и Учитель (Ин 13, 12–15), и Он доходит до предела того, что требует любовь, внушающая Ему это служение (Ин 13, 1; 15, 13), отдавая «душу Свою для искупления многих» грешников (Мк 10. 43 слл; Мф 20, 26 слл). Вот почему Он, «причтенный к злодеям» (Лк 22, 37), умирает на кресте (Мк 14, 24; Мф 26, 28), зная, что воскреснет, согласно «написанному о Сыне Человеческом» (Мк 8, 31 п; 9, 31 п; Лк 18, 31 слл п; 24, 44; см Ис 53, 10 слл). Следовательно, если Он есть ожидаемый *Мессия, *Сын Ч-ский пришел не для того, чтобы восстановить земное царство, но чтобы войти в славу Свою и через смерть Р. ввести в нее Свой народ.

2. Апостольская проповедь применила к Иисусу наименование Раба, чтобы возвестить тайну Его смерти (Деян 3, 13 сл, 18; 4, 27 сл – в русск. тексте «Сын»; греч Παΐς), источника благословения и света для народов (Деян 3, 25 сл.; 26, 23). Иисус, *Агнец закланный неправедно, как Р. (Деян 8, 32 сл.), спас Своих заблудших овец. Язвы тела Его исцелили души грешников (1Петр 2, 21–25). Согласно Матфею, Иисус есть Р. – Отрок, К-рый возвещает суд народам, и *Имя К-рого – их упование (Мф 12, 18–21 = Ис 42, 1–4). Павел в форме своего рода гимна представил тайну Христа и Его любви в кратких и сильных словах: он возглашает, что Христос, приняв образ Р. и умерев на кресте, дабы быть послушным Богу, Своему Отцу (Фил 2, 5–11), вошел в славу Свою. Пророчество о Р. возвещало, следовательно, искупительную *жертву вочеловечившегося Сына Божия. Поэтому Имя святого Раба- Отрока Божия Иисуса, распятого и воскресшего, есть единственный источник *спасения (Деян 4. 10 слл, 29 слл).

3. Рабы Божии – отныне Р. Христа (Рим 1, 1; Гал 1, 10; Флп 1, 1; см Тит 1, 1). Как Господь избрал Своей Матерью ту, К-рая называла себя рабою (Лк 1, 38, 43, 48), так и Р. Своих Он делает Своими *друзьями (Ин 15, 15) и сынами Своего Отца (20, 17). Они должны, однако, как и их Учитель, пройти тот же путь *страдания (15, 20). Одержав победу над *испытаниями, Р. Б. войдут в славу *Царства (Откр 7, 3, 14 сл.; 22, 3 слл).

СА & MFL

– > Агнец Божий I – гордость (дерзн.) ВЗ 3 – Дух Божий ВЗ, НЗ I 2 – Евхаристия IV 1 – жертва ВЗ III 3 – избрание ВЗ III 2, НЗ I – Иисус Христос I 3, II 1 б – Мессия ВЗ II 3 – Моисей 1, 3 – насилие 1 2, III 3, IV 2 – остаток ВЗ 3 – победа ВЗ 3 а, НЗ 1 – посланничество ВЗ III 1 – послушание III – посредник I 2 – правда А I, ВЗ 2 – пророк – служить II, III – Союз–Завет ВЗ III 2, НЗ – страдание ВЗ III – Сын Человеческий НЗ I 1 б – умилостивление – человек II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle