под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РАБ

Рабство существовало в Израиле. Не мало Р. были иностранного происхождения: военнопленные, обращенные в рабство, согласно общему обычаю древности (Втор 21, 10), или невольники, купленные у торговавших ими купцов (Быт 17, 12). Иногда и Евреев продавали в рабство, или сами они добровольно себя продавали (Исх 21, 1–11; 22, 2; 4Цар 4, 1).

Однако в Израиле рабство никогда не получало такого широкого распространения и таких форм, к-рые оно имело в классической древности. На Израиле остался отпечаток его обоих первоначальных опытов: бедственного положения в стране неволи и дивной истории его освобождения Богом (Втор 26, 6 слл; Исх 22, 20). Отсюда его особый взгляд на социальную проблему рабства, с одной стороны, и религиозные размышления по поводу этого явления с другой.

Не бесполезно отметить сначала, что в Библии одно и то же слово обозначает и слугу, и Р. Конечно, закон допускал рабство в собственном смысле слова как утвердившийся обычай (Исх 21, 21); но в нем была заметна тенденция смягчить его суровость, свидетельствующая о подлинной ч-чности. Хотя и являясь владельцем Р., хозяин все же не имел права своевольно притеснять его (Исх 21, 20, 26 слл). Если Р. был Евреем, Закон высказывался еще более ограничительно. Он воспрещал пожизненное рабство за исключением случая, когда сам Р. отказывался от освобождения. Свод Завета повелевает освобождать Р-ов каждые семь лет (Исх 21, 2); впоследствии Втор. предписывает оказывать освобожденному братскую помощь (Втор 15, 13 сл.); законодательство Левита в свою очередь устанавливает общее освобождение Р-ов в юбилейный год, может быть в противовес несоблюдению предшествующих мер (Лев 25, 10; ср. Иер 34, 8). Наконец, в Законе заметна тенденция перевести Р. – Еврея на положение наемного работника (Лев 25, 39–55), так как дети Израиля, выкупленные Богом из египетского рабства, больше не должны быть Р. людей.

Проблема рабства снова встала в христианских общинах греко–римского мира. Ап. Павел столкнулся с ней, в частности, в Коринфе. Его ответ очень определенен: отныне важно не то или другое социальное положение, важен Божий призыв (1Кор 7, 17…). Поэтому Р. будет выполнять свой хр–ский долг, служа своему хозяину «как Христу» (Еф 6, 5–8). Со своей стороны, хозяин–хр–нин должен понимать, что Р. – его брат во Христе; он должен обращаться с ним по–братски и в особых случаях даже отпускать его на волю (Еф 6, 9; Флм 14–21). Действительно, в новом ч-ке старая антиномия Р. и свободного ч‑ка перестала существовать; важно только быть «новой тварью» (Гал 3, 28; 6, 15).

Освобожденный Богом из рабства Израиль снова впадал в него, когда становился неверным (Суд 3. 7 сл.; Неем 9, 35 сл.). Так он научился тому, что грех и рабство одно другому сопутствуют, и почувствовал, что он действительно нуждается в освобождении от своих провинностей (Пс 129; 140, 3 сл.). НЗ еще яснее вскрывает это глубочайшее бедствие: с тех пор как через Адама грех вошел в мир, все люди ему внутренне порабощены и тем самым угнетаются страхом смерти, являющейся неизбежным возмездием за него (Рим 5, 12…; 7, 13–24 сл.; Евр 2. 14 сл.). Сам Закон только усиливал это рабство.

Христос, и только Он, был в состоянии порвать цепи рабства, ибо только над Ним князь мира сего не имеет власти (Ин 14, 30). Он пришел освободить грешников (Ин 8, 36). Чтобы расторгнуть их рабство, Он послушно принял на Себя Самого состояние Р. (Флп 2, 7), восприял плоть подобную плоти греховной (Рим 8, 3) и был послушен «даже до смерти крестной» (Флп 2, 8). Он сделался служителем не только Бога, но и людей, к-рых Он искупил (Мф 20, 28 п; ср Ин 13, 1–17).

Т. обр., принявшие крещение, в еще более совершенном смысле, чем выкупленные из Египта Евреи, могут называться вольноотпущенными Господа, другими словами, Р-ми Бога и правды (1Кор 7, 22 сл.; Рим 6, 16–22; ср Лев 25, 55). Отныне они освобождены от греха, от смерти, от Закона (Рим 6–8; Гал 5, 1). Из Р. они стали сынами в Сыне (Ин 8, 32–36; Гал 4, 4–7, 21–31). Но став свободными в отношении всех, они сами ставят себя в услужение и «порабощают» себя всем, по примеру своего Господа (1Кор 9, 19; Мф 20, 26–27 п; Ин 13, 14 слл).

СА

– > власть НЗ II 2 – освобождение – служить I – труд – узничество


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle