под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПУТЬ

Древний Семит был кочевником. П., дорога и тропа играли важнейшую роль в его жизни. Вполне естественно, что он применял этого рода выражения, говоря о религиозной и нравственной жизни; такое словоупотребление прочно сохранилось в древнеевр. языке.

По зову Божию Авраам отправился в путь (Быт 12, 1–5); с того времени началась великая эпопея, главным содержанием к-рой было познавать П. Божии и по ним *следовать. П. эти могут приводить ч‑ка в замешательство: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис 55, 8), но они приводят в конце концов к дивным свершениям.

1. *Исход особо яркий пример этому. Народ узнал на опыте, что значит «ходить пред Богом» (Мих 6, 8) и вступить в *союз с Ним. Бог Сам стал во главе народа, чтобы пролагать П., и Его присутствие конкретно выражалось столпом Ублачным или Угненным (Исх 13, 21 сл.). Море не могло Его остановить: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс 76, 20). Так Израиль ускользает от Египтян и освобождается. Следует шествование по пустыне (Пс 67, 8); Бог сражается за народ Свой и поддерживает его, «как ч-к носит сына своего»; Он дает ему пищу и питье, «ищет места, где остановиться (ему) ночью», заботится о том, чтобы ему не было ни в чем недостатка (Втор 1, 30–33). Но Он проявляет Себя и тем, что наказывает Израиля за маловерие. Хождение с Богом, действительно, трудно. Время странствования по *пустыне может рассматриваться как время *испытания, в течение к-рого Ягве испытывал Свой народ до самой глубины его сердца и соответственно его исправлял (Втор 8, 2–6). Поэтому П. Божий и был так долог и извилист (Втор 2, 1 сл.). Но он тем не менее привел к цели: Бог привел Свой народ к *покою, в счастливую страну, где облагодетельствованный Израиль благословлял Ягве (Втор 8, 7–10). Так становится явным, что «пути Господни – милость и истина» (Пс 24, 10; ср Пс 135) и что «все пути Его праведны» (*право) (Втор 32, 4).

Воспоминание об Исходе, ежегодно оживляемое во время Пасхи и праздника Кущей, наложило глубокий отпечаток на евр. душу, паломничества (в Сихем, Силом, позже в Иерусалим) содействуют закреплению понятия о свящ. П., ведущем к покою Божию. Когда идолопоклонство грозит вытеснить ягвизм, к горе Хориву отправляется в дальнюю дорогу *Илия. Позже пророки идеализируют то время, когда Ягве ходил «с сыном Своим» (Ос 11, 1 слл).

2. *Закон. – Достигнув Земли обетованной, Израиль должен тем не менее продолжать «ходить путями Господа» (Пс 127, 1). *Знать их – его великое преимущество (ср Пс 147, 8 сл.). Бог открыл Своему народу «весь путь премудрости». «Вот книга заповедей Божиих и Закон, пребывающий вовек» (Вар 3, 37; 4, 1). Следовательно, надлежит «ходить в Законе Господнем» (Пс 118, 1), чтобы устоять в Его Союзе–Завете и идти к свету, к миру, к жизни (Вар 3, 13 сл.). Закон – истинный П. ч‑ка, потому что он – П. Божий.

Нарушать Закон – значит «блудно ходить» (Втор 31, 17), т. е. идти к гибели. Последней санкцией является *пленение (Лев 26, 41), обратный П. Исхода (Ос 11, 5). Но Бог не может примириться с падением Своего народа (Лев 26, 44 слл); снова нужно «прямыми сделать в степи стези Богу» (Ис 40, 3); Он Сам «проложит дорогу в степи» (Ис 43, 19) и «все горы сделает путем» (Ис 49, 11) для торжественного возвращения.

В эпоху иудаизма учение о «двух путях» резюмирует нравственное поведение людей. Есть два рода поведения, два Π.: П. добра и П. зла (Пс 1, 6; Притч 4, 18 сл.; 12, 28). П. *добродетели – прямой и совершенный (1Цар 12, 23; 3Цар 8, 36; Пс 100, 2, 6; 1Кор 12, 31) – заключается в том, чтобы творить *правду (Притч 8, 20; 12, 28), быть верным *истине (Пс 118, 30; Тов 1, 3), искать *мира (Ис 59, 8; Лк 1, 79). В писаниях Мудр. утверждается, что это П. *жизни (Притч 2, 19; 5, 6; 6, 23; 15, 24); он обеспечивает долгую жизнь и благоденствие.

П. зла – П. превратный (Притч 21, 8); по нему следуют глупцы (Притч 12, 15), грешники (Пс 1, 1; Сир 21, 10), злые (Пс 1, 6; Притч 4, 14, 19; Иер 12, 1). Он ведет к погибели (Пс 1, 6) и к смерти (Притч 12, 28). Ч-к *свободен выбирать между этими двумя П., и сам несет ответственность за свой выбор (Втор 30, 15–20; Сир 15, 12). В Еванг. говорится, что тесен П., ведущий к жизни, и малочисленны идущие по нему; тогда как многие идут пространным П., ведущим в погибель (Мф 7, 13 сл.).

Возвращение из плена было лишь прообразом грядущей и окончательной реальности. Именно ее возвещает Иоанн Креститель в тех самых выражениях, к-рые Второисаия применяет к новому Исходу: «Приготовьте путь Господу» (Лк 3, 4 = Ис 40, 3). Мессианская эра – постине новый Исход, к-рый на этот раз действительно ведет к покою Божию (Евр 4, 8 сл.). Иисус, новый *Моисей, и есть на этом пути Ведущий, Сопровождающий и Начальствующий (Лк 24, 15; Евр 3, 5 сл.; 12, 2 слл). Он призывает людей *следовать за Ним (Мф 4, 19; Лк 9, 57–62; Ин 12, 35 сл.). *Преображение, дающее предвкушение *Царства славы, озаряет на мгновение этот П., но предвозвещение Страстей напоминает о том, что сначала надо пройти через Голгофу; вхождение в славу не может произойти иначе как через крестный П. (Мф 16, 23; Лк 24, 26; 9, 23; Ин 16, 28). Поэтому Иисус решительно направляется в *Иерусалим, и это восхождение приводит Его к принесению Себя Самого в жертву (Лк 9, 51; 22, 22, 33). Но, в отличие от древних обрядов, вводящих в рукотворное святилище, это жертвоприношение вводит Его в самое *небо (Евр 9, 24) и прокладывает тот же П. и нам: *кровью Иисуса мы отныне имеем доступ к истинному святилищу; через Свою плоть Иисус открыл для нас П. новый и живой (Евр 10, 19 слл).

В кн. Деян. зарождающееся хр–ство именуется «путем» (Деян 9, 2; 18, 25; 24, 22). У христиан есть, действительно, сознание того, что они нашли истинный П., к-рый до сих пор не был явлен (Евр 9, 8), но этот П. уже не какой–либо закон, а живое Лицо *Иисуса Христа (Ин 14, 6). В нем совершаются их Пасха и Исход; в Нем они должны ходить (Кол 2, 6), устремляться к цели (Флп 3, 12 слл), следуя П-м любви (Еф 5, 2; 1Кор 12, 31), ибо в Нем Иудеи и язычники имеют доступ в едином Духе к Отцу (Еф 2, 18).

ADa

– > бегать – добродетели и пороки 1, 3 – замысел Божий ВЗ IV – Исход – паломничество – плен II 4 – покой II – пример – пустыня ВЗ I 1 – следовать


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle