под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПУСТЫНЯ

Религиозное значение слова П. имеет различный смысл в зависимости от того, идет ли речь о географическом месте или об особой эпохе в истории спасения. С первой точки зрения П., – это земля, к-рую Бог не благословил: вода в ней редкость, как это было в райском саду до появления дождя (Быт 2, 5), растительность скудна и жизнь невозможна (Ис 6, 11); превратить страну в П. – значит уподобить ее первобытному хаосу (Мер 2, 6; 4, 20–26), чего и заслуживают грехи Израиля (Иез 6, 14; Плач 5, 18; Мф 23, 38). В этой неплодородной земле обитают *демоны (Лев 16, 10; Лк 8, 29; 11, 24), сатиры (евр козлы; Лев 17, 7; ср 2Пар 11, 15) и другие злокозненные *звери (Ис 13, 21; 14, 23; 30, 6; 34, 11–16; Соф 2. 13 сл.). Короче говоря, в этой перспективе П. противопоставляется обитаемой земле, как *проклятие *благословению.

Однако в Библии есть и другой, и притом преобладающий, взгляд: Бог хочет провести Свой народ через эту «страшную пустыню» (Втор 1, 19), чтобы ввести его в землю, где текут молоко и мед. Т. обр. изменилась прежняя символика. Хотя образ П. продолжает сохранять характер унылой местности, он с этих пор напоминает об определенной эпохе свящ. истории – эпохе рождения народа Божия. Итак, библ. символику П. нельзя смешивать с какой–либо мистикой *одиночества или бегством от цивилизации; имеется в виду не возвращение в идеальное одиночество П-ни, а лишь временный переход через П., конечным *прообразом к-рого является исход Израиля.

ВЗ

В отличие от воспоминаний, связанных с исходом из Египта, воспоминания о переходе через П. были идеализированы лишь позднее. В теперешней их форме предания рассказывают одновременно, что это было временем испытаний для народа и даже его отступничества, но также и временем славы для Господа. В этих воспоминаниях преобладают три элемента: Божий замысел, неверность народа и торжество Божие.

1. Божий замысел. – Переход через П. определяется двойной направленностью. Это, во первых, *путь, особо выбранный Богом, хотя Он и не самый краткий (Исх 13, 17); Бог хотел Сам вести Свой народ (13, 21). Во–вторых, Евреи должны были поклониться Богу именно в П. Синая (Исх 3, 17 сл = 5, 1 слл); и действительно, они там получили *Закон и заключили *Союз–Завет, превративший это кочующее племя в настоящий *народ Божий: можно даже было произвести его перепись (Числ 1, 1 слл). Итак, Бог хотел, чтобы народ Его родился в П., но в то же время Он обещал ему Землю, делая т. обр. пребывание в П. эпохой исключительной, хотя и непродолжительной.

2. Неверность народа. – Путь, по к-рому Бог вел Свой народ, проходил по земле, не имевшей ничего общего с плодородной землей *Египта, где не было недостатка в пище и обеспеченности; это был путь чистой веры в Того, Кто вел Израиля. Однако, почти с первых же шагов Евреи начали роптать: ни безопасности, ни воды, ни мяса] Ропот как первого, так и второго поколения в П. слышится во всех повествованиях (Исх 14, 11; 16, 2 сл.; 17, 2 сл.; Числ 14, 2 сл.; 16, 13 сл.; 20, 4 сл.; 21, 5). Поводы к нему ясны: сожаление о нормальной жизни; как бы тяжела ни была доля их в Египте, все–таки она казалась лучше этой необычной жизни, предоставленной единому попечению Бога. Лучше жизнь в рабстве, чем под угрозой смерти. Египетский хлеб и мясо народ предпочитал безвкусной *манне. Так в П. познается сердце ч‑ка, неспособного преодолеть данное ему Испытание.

3. Торжество милосердия Божия. – Хотя Бог попускает гибель в П. всех *ожесточившихся в своей неверности и неверии, Он не отказывается от Своего замысла и обращает совершённое зло на служение добру. Ропщущему народу Он дает чудесным обр. пищу и воду; *наказывая грешников, Он им в то же время дает неожиданные средства спасения, как, напр., медного змея (Числ 21, 9). Бог всегда проявляет Свою святость и славу (20, 13). Эта слава особенно ярко явила себя, когда подлинный народ Божий под водительством Иисуса Навина вошел в *Землю обетованную. Это конечное торжество говорит о том, что время пребывания в П. – не столь период неверности народа, сколь время милосердной верности Бога, всегда предупреждающего строптивых и приводящего в исполнение Свой замысел.

Народ, поселившись в обетованной Земле, скоро превращает ее в место идолопоклоннического и нечестивого благополучия, предпочитая дары союза союзу с Дарующим. По сравнению с этими временами, тяжелое время пребывания в П. будет идеализировано и окружено ореолом божественной славы.

1. Призыв к обращению. – Вызывая в *памяти события в П., Второзаконие актуализирует их (8, 2 слл, 15–18): это чудесное время отеческой заботы Божией; народ не погиб, но был подвергнут испытанию, дабы познать, что ч-к жив не только хлебом, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Строгая простота культа в П. призывает Израиль не довольствоваться внешним благочестием (Ам 5, 25 = Деян 7, 42). С другой стороны, воспоминание о непослушаниях является призывом к обращению и упованию только на Бога: призывом – по крайней мере теперь – не быть больше жестоковыйным, не искушать Бога (Пс 77, 17 сл,40; 94, 7 слл; Деян 7, 51), с терпением ожидать Его решений (Пс 105. 13 сл.), созерцать победу Его милосердия (Неем 9; Пс 77; 105; Иез 20).

2. «Дивные дела Божии». – Даже в напоминаниях об этих непослушаниях пребывание в П. не представлялось как кара. Тем более, что этот период воспринимался как время обручения Бога с Израилем, ознаменовавшееся всяческими чудесами. Такое прошлое казалось идиллическим и противополагалось настоящему в Ханаане. Так Илия, идя к Хориву, ищет не только убежища в П., но и вдохновения (3Цар 19). Наказав Израиля, неверную *жену Свою, Бог поведет ее в П. и будет говорить к ее сердцу (Ос 2, 16), и будет опять время обручения (2, 21 сл.). Дивные дела прошлого идеализируются в воспоминании людей: *манна становится небесной пищей (Пс 77, 24), *хлебом по вкусу каждого (Прем 16, 21). В то же время эти дары – залог и сегодняшнего присутствия, ибо Бог верен. Он любящий Отец (Ос 11), *Пастырь (Ис 40, 11; 63, 11–14; Пс 77, 52). Обращаясь мысленно к той эпохе, когда народ жил так близко к Богу, как не иметь полного упования на Того, Кто ведет и питает (Пс 80, 11)?

3. Идеальная пустыня. – Если время пребывания в П. есть время идеальное, почему не продолжать его постоянно? Так, напр., Рехавиты жили в шатрах, чтобы выражать свое неприятие ханаанской цивилизации (Иер 35), и кумранские монахи прекратили сношения со священническим сословием Иерусалима. У такой мистики, связанной с бегством в П., есть свое величие, она может даже наполнить содержанием жизнь гонимого (1 Макк 2, 28 слл; Евр 11, 38). Если же она отрывается от конкретного явления, ее породившего, она может выродиться в бесплодное бегство от жизни: Бог призвал Израиль не жить в П., а пройти через нее и жить в Земле обетованной. К тому же П. сохраняет свое значение *прообраза. Спасение, на к-рое надеялись Вавилонские пленники, представляется как новый *исход: П. зацветет под их стопами (Ис 32, 15 сл.; 35, 1 сл.; 41, 8; 43, 19 сл.). В нек–рых апокалипсисах спасение последних времен представлено как превращение П. в *рай; тогда Мессия появится в П. (см Мф 24, 26; Деян 21, 38; Откр 12, 6, 14).

НЗ

Хотя общины Ессеев, как, напр., Кумранская, проповедовали удаление от *города и искали убежища в П., *Иоанн Креститель не создает какой–либо мистики П-и; он проповедует в П., чтобы вновь как бы пережить благодатное пребывание в ней; а когда его крещение обновило сердца, он отсылает крещеных к их повседневному труду (Лк 3, 10–14). П. является лишь средством к обращению для встречи грядущего Мессии.

1. Христос в пустыне. – Иисус восхотел Сам пережить различные этапы истории народа Божия. Поэтому, как некогда Евреев, Дух Божий ведет Его в П., чтобы там пройти через испытания (Мф 4. 1–11 п). Но в отличие от Своих отцов, Он преодолевает испытание и остается верным Отцу Своему, предпочитая Слово Божие хлебу, упование на Отца – сенсационному чуду, служение Ему – надежде на земное владычество. Испытание, окончившееся неудачей во время исхода, обретает теперь свой смысл: Иисус – Единородный Сын, в К-ром исполняется судьба Израиля. Весьма возможно также, что в этом эпизоде заложена и тема вновь обретенного рая (Мк 1, 12 сл.).

2. Пустыня наша – во Христе. – В течение Своего мессианского служения Иисус иногда уходил в П., чтобы удалиться от толпы (Мф 14, 13; Мк 1, 45; 6, 31; Лк 4, 42) и предаться уединенной молитве (Мк 1. 35 п), но эти действия не имеют прямого отношения к символическому значению П. С другой стороны, Иисус приходит, являя Собою чудесные дары прошлого. Он – вода живая, хлеб небесный, путь и путеводитель, свет в ночи, змей, животворящий всех, взирающих на Него, чтобы быть спасенными; наконец, Он тот, в К-ром осуществляется глубокое познание Бога через приобщение к Его Плоти и Крови. В нек–ром смысле можно сказать, что во Христе наша П.: в Нем мы преодолели испытание, в Нем у нас полное общение с Богом. Отныне П. как место и как время исполнилась в Иисусе; прообраз уступает место реальности.

Символизм П. продолжает играть значительную роль в деле понимания жизни Церкви. Церковь живет, укрывшись в П. до возвращения Христа, К-рый положит конец власти Сатаны (Откр 12, 6, 14). Однако этот символ находится в еще более тесном отношении со своим библ. фоном: умножая хлеб в П., Иисус показывает этим Своим ученикам не то, что надо жить в П., а что положено начало новому времени, когда люди будут жить чудесным обр. от самого слова Христа (Мф 14, 13–21 п).

У Павла мы находим ту же перспективу. Он учит, что события прошлого произошли для нашего назидания, ибо мы подошли к последним *временам (1Кор 10, 11). Крещеные в облаке и в море, мы питаемся живым хлебом и напоены водой Духа, текущей из *камня; и камень этот – Христос. Мы живем в П. посредством таинств. Образ П. остается т. обр. необходимым, чтобы уразуметь сущность хр–ской жизни.

Эта жизнь пребывает под знаком испытания, до тех пор пока мы не войдем в *покой Божий (Евр 4, 1). Итак, вспоминая прежние события, не будем Ужесточать сердец наших; наше «сегодня» победоносно, ибо мы «причастники Христу» (3, 14), К-рый пребыл верен в испытании.

CT & XLD

– > бесы ВЗ 1 – вода III 1 – голод и жажда ВЗ 1 а б – гора III 1 – град ВЗ 1 – Илия ВЗ 1 – испытание ВЗ I 1, НЗ – Исход ВЗ 1 – манна 1 – неверие I 1 – одиночество II 2 – скала 2 – соль 1 – путь I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle