под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРОЩАНИЕ

Как в ВЗ, так и в НЗ нек–рые люди на смертном одре обращают к своим наследникам прощальное слово, составляющее их подлинное завещание.

ВЗ

Праотцы, П. к-рых приводятся в ВЗ, – чаще всего люди ответственные за Народ Божий: Иаков, Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид (в более позднем иудаизме – 12 Патриархов). Помимо особых черт, вызванных разными обстоятельствами, их слова имеют много общего. Умирающий вспоминает о дарах Бога Своему Народу; провидит обещанное спасение (Быт 49, 8–12; Втор 32, 36–43; Зав. Патр.), призывает своих преемников к верности (Втор 31–32; Ис Нав 24; 1Цар 12); в более поздних текстах ставит в пример *отцов (1 Макк 2, 51–61; Зав. Патр.).

Т. обр., отцы и вожди Израиля предстают как свидетели Союза–Завета. Они передают полученное *предание и данную им власть. Они заповедуют остающимся продолжать их дело.

нз

1. Прощание Иисуса. – Эсхатологическое пророчество (Мк 13) было последним поучением, преподанным Иисусом народу. В нем Он возвещает исполнение обетований, призывает верных готовиться к этому времени. Но в силу полной новизны своей личности, Он вводит совершенно новую тему: возвещение Своего Второго Пришествия, что превращает П. в обетование новой встречи.

Тайная Вечеря – наиболее знаменательный момент П. Иисуса. У Мк и у Мф установление *Евхаристии завершается обещанием встречи в Царстве Божием (Мк 14, 25). У Лк Тайная Вечеря продолжается словом Иисуса к Апостолам, призывающим их следовать Его примеру служения (Лк 22, 24–27) и обещающим им в виде завещания часть Своей царской власти (Лк 22, 28–30). У Ин обширное повествование (13–19) начинается с омовения ног; Иисус дает пример Своего служения. Две сходные речи (14 и 16, 16–33) заключают в себе подлинное П.: Иисус возвещает в нем близкую горестную разлуку и радость Своего возвращения (явления Иисуса по воскресении – Ин 16; Его *присутствие в Церкви – Ин 14). Он призывает Своих учеников к вере, к любви, к миру. Его отсутствие временно; оно только кажущееся.

*Явления Воскресшего Одиннадцати знаменуют собой, как П. Моисея, Самуила, Давида, передачу власти. Иисус вверяет Своим продолжение Своей *миссии. Он им поручает проповедовать, крестить, отпускать грехи (Мф 28, 19) и обещает им Свое вечное *присутствие (Мф 28, 20).

2. Прощание Апостолов, служителей замыслов Божиих, более сходно с П. праотцев ВЗ.

2 Тим – настоящее завещание. Павел, зная, что близок день его смерти (4, 6–8), напоминает своему верному ученику о спасении, совершенном в Иисусе (1, 9–10), предупреждает его об опасности ереси (2, 16–18) и устремляет все свои упования ко пришествию Дня Господня (1, 12, 18; 2, 11–12). Те же темы мы находим во 2 Петр: близкая смерть Апостола (1, 2–15), дарованное спасение (1, 3–4), опасность *ереси (2, 1–3, 10–22), ожидание Дня Господня (1, 16, 19; 3, 8–10, 12–13, 18).

Но из всех завещаний самое показательное – слово Павла пресвитерам Ефесским (Деян 20, 17–38). Здесь Павел приводит в пример свою деятельность (18–21, 31, 35), предвидит ожидающие его «узы и скорби» (22–24), утверждает, что он исполнил данную ему миссию (25–27): призывает быть его преемниками в служении Церкви (28) и защищать паству от еретиков (29, 30).

В отличие от слов Иисуса, в словах Апостолов не говорится о встрече. Не потому, что они не надеются встретить вновь своих верных в *День Господень, но представляя себе этот День, они думают прежде всего о встрече со своим Учителем, Единым Победителем *смерти и разлуки.

AG

– > присутствие Божие НЗ I – смерть ВЗ I 1 – трапеза III – явления Христа 4


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle