под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРОСТОТА, ПРОСТОЙ

Простота есть свойство ребенка. В понятии простота (русское простой соответствует евр. лети, греч. νήπιος, Вульг parvulus, innocens) можно различить следующие аспекты: неопытность и неосмотрительность, послушание, отсутствие расчетливости, сердечную прямоту, выражающуюся в искренности речи и исключающую недоброжелательность во взглядах и действиях. Т. обр. П. противопоставляется или рассудительности, или двоедушию.

1. Простота и мудрость. – Итак, простота может быть недостатком; если она заключается в невежестве (Притч 14, 18), побуждающем действовать неосторожно (Притч 22, 3), верить первому встречному (Притч 14, 15), поддаваться соблазнам дурных удовольствий (Притч 7, 7; 9, 16; Рим 16, 18), – она губительная беспечность (Притч 1, 32), недостойная хр–нина (1Кор 14, 20). Премудрость избавляет от всего этого тех, кто по ее зову (Притч 1, 22; 8, 5; 9, 4 слл) прислушивается к ее притчам (Притч 1, 4). Она умудряет тех, кто приоткрывается для света Слова Божия (Пс 18, 8; 118, 113 слл) с той простотой, к-рой не оказалось у Евы (2Кор 11, 3) и к-рой недостает тем, кто полагается на собственную мудрость (Мф 11, 25). Эта смиренная *вера, являющаяся условием спасения (Мк 10, 15; 1Петр 2, 2), составляет главнейшее отличие простоты детей Божиих и не имеет ничего общего с инфантилизмом; она предполагает, наоборот, прямоту и непорочность (Флп 2, 15), образцом к-рых остается Иов (Иов 1, 8; 2, 3).

2. Простота и прямота. – Тот, кто ищет Бога, должен избегать всякого двоедушия (Прем 1, 1): ничто не должно раздваивать его сердца (Пс 118. 113; Иак 4, 8), извращать его сердечные намерения (3Цар 9, 4; Сир 1, 28 слл), тормозить великодушие, доходящее до пожертвования жизнью (1Пар 29, 17; 1 Макк 2, 37, 60), колебать его упование (Иак 1, 8). Он не должен извращать ни путей своих, ни слов (Притч 10, 9; 28, 6; Сир 2, 12; Сир 5, 11).

Он принимает в простоте дары Божии (Деян 2, 46) и дает без расчета, с искренней любовью (Рим 12, 8 сл.; 1Петр 1, 22). Ибо взгляд его прост, неискусен во зле, он считается только с волей Бога и Христа, когда ему приходится повиноваться людям (Кол 3, 22 сл.; Еф 6, 5 сл.). Это единственное стремление озаряет его жизнь (Мф 6, 22; Лк 11, 34); оно делает его мудрее змия; эта чистота намерений символизируется простотой *голубя (Мф 10, 16).

CS & MFL

– > дитя II – лицемер 1, 3 – ложь – чистый НЗ I 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle