под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРОПОВЕДОВАТЬ

Проповедовать означает в наши дни как «возвещать событие спасения», так и «*увещать» (παρα- καλεΐν) или «*учить» (διδάσκει). В НЗ же глаголы κηρύσσειν и εύαγγελίζεσθαι сводят проповедь к торжественному провозглашению (κήρυγμα) определенного факта: Иисус есть Господь и Спаситель. Однако такое сужение не обедняет проповеди в широком смысле слова, так как оно вскрывает источник, из к-рого должно питаться всякое учение и всякое увещание: пасхальное благовестие. Это провозглашение имеет корни в ВЗ; тогда Слово Божие проповедовал *пророк: движимый Духом Божиим, он возвещал своим современникам Божий суд; его слово было *Словом Божиим. В НЗ слово проповедников есть также Слово Божие, но с тех пор, как оно воплотилось в Иисусе, мерилом их слова и их существования является Христос.

Несмотря на различие времен, мест и слушателей проповеди Иоанна Крестителя, Иисуса, Петра или Павла как бы построены по одной и той же схеме и с одинаковой направленностью: призывать к обращению и возвещать некое событие.

1. Призыв к обращению. – Проповедь Иисуса и Его Предтечи открывается одним и тем же словом, к-рое и увенчивает первые проповеди апостолов: «Покайтесь!» (Мф 3, 2; 4, 17; Деян 2, 38; 3, 19; 5, 31; 10, 43; 13, 38 сл.). Следовательно, возвещенная истина не имеет ничего общего с какой–либо теорией, к-рую можно принять или нет; она требует от слушателя принять некое обязательство, так как в библ. смысле *Слово и *истина равноценны жизни. Всякая проповедь, не выливающаяся в призыв к *покаянию, подвергается опасности перестать быть *Евангелием и превратиться в доклад.

2. Провозглашение события. – Проповедь требует обращения, но не в силу какого–либо морализирующего увещания, а потому, что она возвещает событие спасения.

Евангелисты, в особенности Матфей, стремились показать, как Иисус в течение Своей земной жизни положил начало апостольской проповеди. «Близко Царство Небесное» (Мф 4, 17), – провозглашает Он вслед за Предтечей (3, 2); и, вторя Ему, ученики (10, 7) возвещают то же самое: пророчества *исполнились. Иоанн – это «голос вопиющего в пустыне», «о ком сказано чрез Исаию пророка» (3, 3); Иисус указывает на Себя как на *Отрока, *благовествующего нищим: «ныне исполнилось писание это перед вами» (Лк 4, 17–21; Ис 61, 1 сл.).

В день Пасхи возвещенное *Царство явилось во славе Воскресшего; в день Пятидесятницы дарованием *Духа родилась *Церковь, актуализируя Царство на земле. Отныне проповедь возвещает уже не просто близкое будущее, как во времена Иисуса; она провозглашает актуальный факт, показывающий Духа Св. в действии, факт, отсылающий к событию прошлому (Пасха Христова) и к событию будущему (Второе пришествие Господа). Краткий обзор первых проповедей показывает новый характер этого хр–ского «сегодня».

Петр поясняет, что если в день Пятидесятницы его слышат говорящим на чужом *языке, то это означает, что дарован Дух (Деян 2, 4, 11, 15 слл). Идет ли речь о таком чуде как исцеление хромого (3, 1–10) или об удивительном дерзновении этих проповедников (4, 13; 5, 28), проповедь всегда ставит слушателей перед неким фактом, ставящим определенный вопрос; она сопровождается силой в Духе Св. и великой уверенностью (1Фес 1, 5 греч.). Это постоянное «сегодня», эта возобновляемая Пятидесятница (Деян 10, 44–47) оправдывается, в свою очередь, только отношением к тому прошлому и к тому будущему, к-рые оба связаны со Христом. Иисус воскрес из мертвых, Он жив: вот о чем свидетельствует Дух чудом Пятидесятницы (2, 22–36) и что знаменуется исцелением хромого (3, 12–16). Иисус есть *Господь, прославленный на небе (3, 21), и Он вернется победоносно для *суда (1Фес 1, 10; 2Фес 1, 7). Проповедь, в основном, – пасхальная весть и тем самым откровение тайны свящ. истории.

3. Представление события. – Само по себе, «κήρυγμα» есть торжественное провозглашение, восклицание глашатая, официально возвещающего о некоем факте; а так как этот факт – *победа Христа над *Смертью, то для слушателя его собственное настоящее внезапно приобретает измерение вечности. Этого могло бы быть достаточно; но нужно еще, чтобы слушатели могли понять возвещаемое соответственно своей эпохе и среде. Афиняне, слушая, как Павел благовествует Иисуса и «воскресение», подумали, что речь идет о двух новых божествах и обозвали его «суесловом» (Деян 17, 18). Оттого Павел и старается быть понятым, хотя и не желает при этом оправдывать свое благовествование ч-ским разумом. Коринфяне полагали, что Аполлос, «муж красноречивый», к-рый «был силен в Писаниях» (Деян 18, 24), тем самым представлял собою образец проповедника; Павел рассеивает их заблуждение: он отвергает *премудрость слова.

дабы не упразднить *Крест Христов (1Кор 1, 17). Следовательно, всякая проповедь должна знаменовать искупительное событие в понятном изложении. Для этого нужны соответствующие вариации возвещаемой благой вести.

а) Слушатели апостолов, как и слушатели Иисуса, верили в Бога и в Его замысел спасения. Чтобы представить искупительное событие, проповедь исходит из текстов Писания. Как Иисус и Иоанн Креститель, ученики указывают в нем на *исполнение пророчеств. Мы достигли *последних дней», предреченных Иоилем (Деян 2, 17) и всеми пророками (3, 24); *обетование, данное *отцам, исполнилось (13, 33). *Крест, являющийся соблазном, был провиден Самим Богом (2, 23), Он есть то «древо», о к-ром говорилось в ВЗ (5, 30; 10, 39; 13, 29; ср Втор 21, 23); участь Христа была возвещена пророками (Деян 3, 18; 13, 27), в особенности песнью об Отроке (8, 32 сл.; 3, 13, 26), псалмами (2, 25–28, 30, 34 сл.; 13, 22, 33, 35), Моисеем (3, 22). Предсказана была также и необходимость обращения (2, 21, 39). Т. обр. проповедь всегда исходит из Писания, и выражение «по Писаниям» звучит уже в древнейшем исповедании веры (1Кор 15, 3 сл.).

б) Среди слушателей многие не знали Иисуса при Его земной жизни; пасхальное благовестие являлось тогда как бы сжатым ее описанием: так, напр., для сотника Корнилия (Деян 10, 37–42) Петр вкратце представил Евангелие жизни Иисуса. Это была настоящая проповедь, озаренная светом пасхального благовестия.

в) Наконец были случаи, когда слушатели даже не знали истинного Бога и нуждались в ознакомлении с данными, составляющими основу библ. веры. В Листре Павел прежде всего говорит своим слушателям о «Боге живом, К-рый сотворил небо и землю… подает с неба дожди и времена плодоносные» (Деян 14, 15 слл); в Афинах он показывает, каким обр. Воскресение Христа является заключением домостроительства истории, исходную точку к-рой составляет сотворение мира и ч-ческое искание Бога (17, 22–31); что касается Фессалоникийцев, то они «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать с небес Сына Его, К-рого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фес 1. 9 сл.). Во всех случаях прямо или косвенно проповедь должна в конце концов приводить ко Христу, Владыке истории.

4. От проповеди к научению. – Исходя из пасхальной тайны, к-рая вкратце выражена в принятом Павлом исповедании веры (1Кор 15, 3 слл) и к-рую надлежит непрестанно повторять, чтобы вера была надлежащим обр. центрирована, проповедь становится научением (*учение). Сам Иисус поступал так, когда учил на горе (Мф 5, 2) или в синагогах (9, 35); так поступают и ученики, согласно повелению, полученному ими от Воскресшего (28, 20; Деян 4, 2). Павел, исходя из пасхальной тайны, разрабатывает свое учение, когда, напр., учит *премудрости *Христа (1Кор 1, 23) или *крещению, как участию в смерти и воскресении Иисуса (Рим 6). Проповедники становятся катехизаторами и богословами; но и богослов достоин своего звания только тогда, когда он беспрестанно связывает свое учение с пасхальной вестью.

Проповедь есть тайна по содержанию своего благовестия; такова она и по форме, в к-рой это содержание возвещается: тайна произносимого *Слова, тайна возвещающего Слово проповедника.

1. Тайна Слова. – Проповедь равносильна действию и требует действия, т. е. обращения, потому что она сама – действие Божие. По свидетельству Павла она ставит людей пред лицом тайны, ею возвещаемой. Оттого и *вера может родиться из проповеди (Рим 10, 17). Слушатель поставлен перед Христом умершим и воскресшим, ставшим Владыкой истории, раздающим дары и Духа тем, кто принимает Слово, предупреждающим о грядущем *гневе тех, кто Его отвергает (1Фес 1, 10). Как возвещение глашатая, провозглашающего и открывающего Царство Божие (Ис 40, 9), проповедь есть действие Божие, к-рым открывается владычество Христа в мире. Она не предлагается на рассмотрение слушателей, но требует «послушания веры» (Рим 1, 5 греч. ύπακοήν πίστεως) до конца мира (Мф 24, 14).

2. Слово Божие и слово человеческое. – Для спасения необходима вера; но нет веры без слышания П.; а «как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим 10, 15). Проповедник имеет миссию и власть от Иисуса Христа через Его Церковь.

а) Только *миссия может претворить слово ч-ское в Слово Божие. Не как у *пророков наитием Духа, но в силу посланничества, доверенного Христом: «Как бы сам Бог увещает через нас» (2Кор 5, 20) в целях примирения с Ним. Проповедник, подобно глашатаю, должен возвещать Слово с такой точностью, чтобы оно оказывало всю свою действенность, даже если проповеднику недостает бескорыстия (Флп 1, 15–18): так или иначе, Христос возвещается. Тогда не так важно, каков служитель, через к-рого вера передается. Существенно основание – Иисус Христос; остальное – только добавление, ценность к-рого будет испытана огнем суда (1Кор 3, 5–15). Первохр–ская Церковь заботится о том, чтобы вера проповедовалась: иногда она поддерживает инициативу, к-рая исходит не от нее (Деян 8, 14–17; 11, 22 слл), иногда же она возложением рук направляет миссионеров на проповедь (13, 2 сл.).

Авторитет проповедника проистекает также из его Свидетельства о пасхальной тайне; это есть свидетельство *апостолов в широком понимании этого слова, связанное с уникальным свидетельством Двенадцати (Деян 2, 32; 3, 15; 5, 32; 10, 39, 41; 13, 31), возвещаемым по повелению Воскресшего (1, 8). Благодаря непрерывной передаче *предания через верных свидетелей, хр–ская проповедь поистине дает возможность слышать само Слово Божие.

б) Дерзновение происходит у проповедника из этого апостольского поставления. Он имеет полную *власть и, как первые Апостолы, говорит с уверенностью (Деян 2, 29; 4, 13, 29, 31). Он должен «проповедовать слово во–время и не во–время» (2Тим 4, 2). Он с уверенностью говорит (*доверие: 1Фес 2, 2; Флп 1, 20), ибо он верует (2Кор 4, 13); способность к подобному служению ему дана от Бога (2, 16 сл.; 3, 4 слл). Иначе он был бы только корыстным разносчиком Слова (2, 17 греч; 1Фес 2, 4). Его идеалом должен быть тот, о к-ром Павел говорит Фессалоникийцам: «Приняв от нас слышанное Слово Божие, вы приняли не как слово ч-ское, но как Слово Божие, каково оно есть поистине» (1Фес 2, 13).

3. Проповедь и искупление. – Тайна проповедника не исчерпывается только благородством порученного ему посланничества. Он – «соработник у Бога» (1Кор 3, 9); ему Бог «дает торжествовать во Христе, и благоухание познания о Себе распространяет (через него) во всяком месте». В судьбе проповедника, являющегося «благоуханием Христовым» Богу в спасаемых и погибающих (2Кор 2, 14 слл), есть нечто трагичное. Он подвергается прежде всего опасности «самому оказаться недостойным» (1Кор 9, 27); в особенности же он должен разделять участь Того, Чьим глашатаем он является: Бог сделал Своих апостолов «последними» среди людей (1Кор 4, 9): проповедники Христа сами являются живыми распятыми (2Кор 4, 7–15; 6, 4–10). Им ли еще быть тщеславными (ср Деян 14, 12 слл)? Но они должны хвалиться тем, что т. обр. соединены с Искупителем умилостивительной Жертвой (вероятный смысл 1Кор 4, 13), так что, если смерть действует в них, то жизнь действует в тех, кому они проповедуют (2Кор 4, 12). Тогда уже не только слово проповедника есть Слово Божие, сама жизнь его есть пасхальная тайна в действии.

XLD

– > Апостолы – вера НЗ II 2 – Воскресение НЗ I 3 – Евангелие – миссия НЗ II 1, III 2 – свидетельство III 1 – Слово Божие НЗ II 1 – увещевать – учить – царство НЗ I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle