под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРОКАЗА

Наряду со словом П. в собственном смысле (нега́ – значит первоначально «язва», «удар»), в Библии упоминаются под разными названиями различные сильно заразные накожные болезни и даже плесень, разъедающая одежды или стены (Лев 13, 47…; 14, 33…).

1. Проказа как нечистота и наказание Божие. – Закон рассматривает П. как заразную нечистоту; поэтому прокаженный и исключается из общины впредь до своего выздоровления и совершения над ним *очистительного обряда, требующего принесения жертвы за *грех (Лев 13–14). Эта проказа есть «язва» по преимуществу, к-рой Бог поражает («ударяет» – «нага́») грешников. Израиль находится под этой угрозой (Втор 28, 27, 35). Она обрушивается на Египтян (Исх 9, 9 слл), а также на Мариам (Числ 12, 10–15) и на Озию (2Пар 26, 19–23). Т. обр., П. по существу – признак греха. Однако, если страждущий Отрок Ягве изъязвлен (нагуа́ Вульг: leprosum) Богом, так что от Него отворачиваются, как от прокаженного, то это потому, что Он – Сам безвинный – несет на Себе грехи людей, к-рые исцелятся Его язвами (Ис 53, 3–12; ср Пс 72, 14).

2. Исцеление прокаженных. – Оно может быть естественным, но также и чудесным, как исцеление Неемана в водах Иордана (4Цар 5), как знамение Божиего благоволения и пророческой силы. Когда Иисус исцеляет прокаженных (Мф 8, 1–4; Лк 17, 11–19), Он побеждает язву по преимуществу; Он исцеляет людей, чьи *болезни Он берет на Себя (Мф 8, 17). Очищая прокаженных и возвращая их в общину, Он чудом упраздняет разделение между чистым и нечистым. Если Он при этом также велит принести установленные по Закону жертвоприношения, то это – в целях свидетельства: священники т. обр. удостоверятся в Его уважении к Закону и в Его чудотворной силе. Исцеление прокаженных, дополняя все другие совершаемые Им исцеления, есть, следовательно, знамение того, что Он действительно «Тот, Который должен прийти» (Мф 11, 3–5). Поэтому и Двенадцать, когда Он их посылает, получают повеление и власть показывать посредством того же знамения, что приблизилось Царство Божие (Мф 10, 8).

PG

– > болезнь ВЗ I 1 – чистый ВЗ I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle