под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРИМИРЕНИЕ

Уже в ВЗ Бог положил начало П. с Ним людей, непрестанно предлагая им Свое *прощение. Он открыл Себя как Бога «человеколюбивого и милосердного» (Исх 34, 6), всегда готового «отвратить лютость *гнева» Своего (Пс 84, 4; ср 102, 8–12) и «сказать: *мир» народу Своему (ср Пс 84, 9). Грехи Израиля нарушили *Союз–Завет Синая; но Бог с этим не примирился, и Сам взял почин нового и вечного Союза–Завета (Иер 31, 31 слл; Иез 36, 24–30). Именно П. – даже если это слово здесь отсутствует – предлагает Ягве Своей неверной *жене (Ос 2. 16–22), Своим мятежным чадам (Иез 18, 31 сл.). И все обряды *умилостивления, по Моисееву Закону приуроченные к очищению от самых различных прегрешений, были в конечном итоге направлены на П. ч‑ка с Богом. Однако время полного отпущения грехов тогда еще не пришло, и верующие в истинного Бога оставались в ожидании чего–то лучшего (ср 2 Макк 1, 5; 7, 33; 8, 29).

Совершенное и окончательное П. осуществилось во Христе Иисусе, «*Посреднике между Богом и людьми» (1Тим 2, 5); и оно было лишь одним из аспектов Его *искупительного дела. Тем не менее можно рассматривать тайну *спасения с этой особой точки зрения, в свете нек–рых текстов Павла (Рим 5, 10 сл.; 2Кор 5, 18 слл; Еф 2, 16 сл.; Кол 1, 20 слл): это и составляет особый предмет настоящих строк.

1. Божий почин. – Сам по себе ч-к не в состоянии примириться с Творцом, К-рого он оскорбил своим *грехом. Действие Бога здесь основоположно и решающе: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою» (2Кор 5, 18). Он уже любил нас, когда мы были Его «врагами» (Рим 5, 10), и именно тогда Его Сын «умер за нас» (5, 8). Тайна нашего П. соприкасается с тайной *Креста (ср Еф 2, 16) и «великой любви», к-рою Бог возлюбил нас (ср Еф 2, 4).

2. Плоды примирения. – Отныне Бог не вменяет людям грехов их (ср 2Кор 5, 19). Это не простая юридическая фикция: по словам Павла, действие Божие является как бы новым *творением (2Кор 5, 17). В П. включается полное обновление тех, кому оно даруется, и оно совпадает с Оправданием (Рим 5, 9 сл.), с освящением (Кол 1, 21 сл.). Быв до сих пор *врагами Бога по нашему дурному поведению (Рим 1, 30; 8, 7), мы можем теперь «хвалиться Богом» (Рим 5, 11), К-рому угодно «представить нас святыми и непорочными и неповинными перед Собою» (Кол 1, 22); мы все «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф 2, 18).

3. «Служение примирения». – Со стороны Бога все дело *спасения уже совершено, но с иной точки зрения оно продолжается теперь вплоть во Второго Пришествия, и Павел определяет апостольскую деятельность как «служение примирения» (2Кор 5, 18). Апостолы, «посланники от имени Христова», являются вестниками «слова примирения» (5, 19 сл.). В одном древнем папирусе, в этом месте говорится даже об «Евангелии примирения» и таково, действительно, содержание апостольского благове- ствования (ср Еф 6, 15: «благовествовать мир»). Т. обр., служители *Евангелия, по примеру Павла, стремятся в своем служении быть тружениками для мира, ими возвещаемого (2Кор 6, 4–13).

4. Принятие Божия Дара. – Из того, что Бог является первым и главным Деятелем П., нельзя заключить, что ч-ку здесь остается быть только пассивным: он должен принять дар Божий. Действие Божие действенно только для тех, кто принимает Его *верою. Отсюда настойчивый призыв Павла: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор 5, 20).

1. Примиренное творение. – Говоря о П. *мира (2Кор 5, 19; Рим 11, 15), Павел имел в виду прежде всего грешных людей, не упуская из виду, что и материальный мир солидарен с ч-ком и должен иметь свою долю в *освобождении (Рим 8, 19–22). В посланиях «из уз» – Кол. и Еф. – кругозор Апостола расширяется и охватывает всю вселенную: «и земное и небесное» (Кол 1, 20). Примиренные с Богом кровью креста, люди примирены также и с духами небесными; нет больше той враждебности, к-рую могли проявлять по отношению к нам *силы ангельские в период господства *Закона, ныне отмененного (ср Кол 2, 15).

2. Примирение Иудеев и язычников. – Увенчание своего учения Павел дает в Еф 2, 11–22. Здесь проливается полный свет на действие Христа, К-рый есть «мир наш» (2, 14), и в особенности на дивные благодеяния, Им сообщаемые бывшим язычникам: теперь они включены в избранный народ наравне с Иудеями, время разделения и *ненависти кончилось, все люди образуют отныне во Христе только одно *Тело (2, 16), один святой *Храм (2, 21). И Апостола языч. народов мало зоботят те *страдания, к-рые навлекает на него возвещение этой *тайны (Еф 3, 1–13).

Павел был богодухновенным богословом и неутомимым служителем П. Истинным же примирителем «в *теле плоти Своей» (Кол 1, 22) Своим жертвоприношением был Иисус; Он первый подчеркнул глубинные требования этого П.: грешник, примиренный с Богом, не может воздавать Богу угодное Ему *поклонение, если сам не примирится сначала с братом своим (Мф 5, 23 сл.).

LR

– > Брат ВЗ 3; НЗ 1 – Враг III – грех I 2 – Искупление – Иудей I 2 – мир II 3 б, III 2 – насилие IV 2 – прощение – суд. процесс II – языч. народы III 1 б

– > Агнец Божий 2 – Адам 12 6 – болезнь НЗ II 2 – грех III 3, IV 3 д – жертва НЗ I – животные II – замысел Божий – Исход ВЗ 2, НЗ 0 – крест – кровь НЗ – начатки – освобождение II 1, III 1 – Пасха – проповедовать II 3 – раб II – сотворение НЗ 111 – спасение – страдание ВЗ III – рело II 2 – Тело Христа I 2, III 3 – узничество II – умилостивление


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle