под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРИЗВАНИЕ

Описания П. относятся к числу тех страниц Библии, к-рые оставляют наиболее сильное впечатление. П. Моисея у неопалимой купины (Исх 3), П. Исаии в Храме (Ис 6), беседа Ягве с Иеремией (Иер 1) ставят лицом к лицу Бога во всем Его величии и в Его тайне и ч‑ка в его истинной сущности: в состоянии страха и готовности идти на жертву, в борении сил сопротивления и приятия. Эти повествования занимают в Библии такое место, что становится очевидным, какую важную роль играет П. в откровении Божьем и в спасении человека.

Все П. в ВЗ имеют целью определенные *посланничества: Бог призывает, чтобы послать; Аврааму (Быт 12, 1), Моисею (Исх 3, 10, 16), Амосу (Ам 7, 15), Исаии (Ис 6, 9), Иеремии (Иер 1, 7), Иезекиилю (Иез 3, 1, 4) Он дает одно и то же повеление: Иди! П. есть зов, к-рый Бог дает услышать ч-ку, Им избранному и предназначенному к определенному делу в Его спасительном замысле и в судьбе Его народа. Итак, в исходной точке П. лежит избрание Богом, а в конечной точке – *воля Божия, к-рая должна быть исполнена. П. добавляет к избранию и к посланничеству еще нечто другое: личный призыв, обращенный к глубинам совести данного ч‑ка и потрясающий его во всем его существе, не только во внешних условиях, но и в самом его сердце, так что это делает ч‑ка иным.

Эта личная сторона П. выражена в текстах: нередко слышно, как Бог произносит имя призываемого Им (Быт 15, 1; 22, 1; Исх 3, 4; Иер 1, 11; Ам 7. 8; 8, 2). Иногда, чтобы яснее отметить Свое овладение ч-ком и означаемую этим перемену жизни, Бог дает Своему избраннику новое *имя (Быт 17, 1; 32, 29; ср Ис 62, 2). На Свой призыв Бог ожидает ответа, сознательного согласия в вере и послушании. Иногда это согласие дается мгновенно (Быт 12, 4; Ис 6, 8), но часто ч-к приходит в страх и пытается уклониться (Исх 4, 10 слл; Иер 1, 6; 20, 7). Причина этого в том, что обычно П. отделяет избранного от его среды и делает призванного чужим среди своих (Быт 12, 1; Ис 8, 11; Иер 12, 6; 15, 10; 16, 1–9; ср 3Цар 19, 4).

Такой призыв бывает обращен не ко всем, кого Бог избирает Своими орудиями: напр., цари, хотя они и являются помазанниками Господними, не слышат такого зова; Саулу (1Цар 10, 1) и Давиду (16, 12) об их П. сообщает пророк Самуил. Священники также имеют свое священство не в силу полученного от Бога призыва, а по своему рождению. Даже Аарон – хотя в Евр 5, 4 он и назван «призываемым от Бога», получил этот призыв лишь через Моисея (Исх 28, 1), и ничего не сказано о том, как он его принял внутренне. Хотя Посл. к Евр. и не говорит этого прямо, можно без искажения его мысли видеть в опосредствованном характере этого призыва признак того, что священство левитов, даже самого Аарона, ниже качеством, чем священство Того, к Кому Бог непосредственно обратил Свое слово: «Ты Сын Мой… Ты священник… по чину Мелхиседекову» (Евр 5, 5 слл).

Получил ли Израиль некое П.? В обычном смысле слова, очевидно, что да. В точном библ. смысле, – хотя целый *народ, разумеется, не может быть поставлен в такое же положение и не может отзываться так же, как отдельная личность, – Бог все же поступает с ним, как со всеми, кого Он призывает. Правда, Он обращается к нему через посредников, в частности через Моисея, но за исключением этой разницы, основанной на природе вещей, мы видим у Израиля все характерные черты П. *Завет – это прежде всего Божий призыв, слово, обращенное к сердцу. *Закон и Пророки полны этого зова: «Слушай, Израиль!» (Втор 4, 1; 5, 1; 6, 4; 9, 1; Пс 49, 7; Ис 1, 10; 7, 13; Иер 2, 4; ср Ос 2, 16; 4, 1). Эти слова направляют народ на особый жизненный путь, за выбор к-рого поручается сам Бог (Исх 19, 4 слл; Втор 7, 6) и к-рое возбраняет ему опираться на кого бы то ни было, кроме Бога (Ис 7, 4–9; ср Иер 2, 11 слл). Наконец, этот призыв ожидает ответа, послушания от всего сердца (Исх 19, 8; Ис Нав 24, 24) и всею жизнью. Всё это – черты, свойственные П.

В нек–ром смысле верно, что эти черты снова встречаются во всей полноте в личности Иисуса Христа, совершенного *Раба–Отрока Божия, непрестанно слушающего голос Отца и повинующегося Ему (*послушание). Однако, особый язык П. в действительности почти не применяется в НЗ в отношении к Господу. Хотя Иисус и упоминает постоянно о *посланничестве, о миссии, полученной Им от Отца, нигде не говорится, что Бог Его призвал, и отсутствие такого указания многозначительно. П. предполагает перемену существования; Божий зов внезапно настигает ч‑ка при его обычных занятиях, среди его близких, и направляет его к цели, к-рую Бог держит в тайне, – «к земле, которую я укажу тебе» (Быт 12, 1). Между тем, нет никаких указаний, чтобы Иисус Христос осознал какой–либо призыв; Его *крещение одновременно представляет собою и поставление Его Царем («Ты Сын Мой», Мк 1, 11), и явление Богом Отрока, в к-ром все Его благоволение; но здесь нет ничего, что напоминало бы эпизоды П.: от начала до конца Евангелий Иисус знает, откуда Он пришел и куда идет (Ин 8, 14), и хотя Он идет туда, куда следовать за ним невозможно, хотя Его судьба – единственная в своем роде, это происходит не в силу какого–либо призвания, а по самому Его существу.

Хотя Иисус Сам не слышал Божия призыва, от Него все время исходят призывы следовать за Ним; П. есть то средство, к-рым Он объединяет вокруг Себя Двенадцать (Мк 3, 13), но подобный же призыв Он обращает и к другим (Мк 10, 21; Лк 9, 59–62); во всей Его проповеди есть нечто, говорящее о П. следовать за Ним по новому пути, тайна к-рого Ему известна: «Если кто хочет идти за Мною …» (Мф 16. 24; ср Ин 7, 17). И если есть «много званных, но мало избранных», то это потому, что приглашение войти в Царство представляет собою личный призыв, к к-рому нек–рые остаются глухими (Мф 22, 1–14).

Первохр–ская Церковь сразу же восприняла состояние хр–нина как П. Первая проповедь Петра в Иерусалиме обращается к Израилю с призывом, напоминающим призывы пророков, и стремится вызвать личное решение: «Спасайтесь от этого извращенного *рода» (Деян 2, 40). Согласно Павлу, существует действительный параллелизм между им самим, как «призванным *Апостолом» и Римскими или Коринфскими христианами, как «призванными *святыми» (Рим 1, 1, 7; 1Кор 1, 1 сл.). Чтобы вернуть Коринфян к истине, он напоминает им о их П., так как, благодаря ему, Коринфская община есть то, что она есть: «Посмотрите, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти» (1Кор 1, 26). Давая им правило поведения в этом мире, образ к-рого проходит, он увещает их оставаться каждому в том «звании, в каком кто призван» (7, 24). Христ–ская жизнь – П., потому что она – жизнь в *Духе, потому что Дух представляет собою новый мир, потому что Он «свидетельствует с духом нашим» (Рим 8, 16), дабы мы могли услышать *Слово Отца, и пробуждает в нас сыновний ответ.

Так как хр–ское П. рождено Духом, а Дух, оживляющий все Тело Христово, един, в лоне этого единого П. имеются различные «дары служения…, различные действия», но в этом многообразии харизм, в конечном итоге, есть только одно Тело и только один Дух (1Кор 12, 4–13). Так как *Церковь – община призванных – сама есть Έκκλήσια «Призванная», как она есть и Εκλεκτή, «Избранная» (2Ин 1), все те, кто в ней слышит Божий зов, отвечают, каждый на своем месте, единому П. Церкви, слышащей голос Жениха и Ему отвечающей: «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20).

JG

– > Авраам I – Апостолы II 1 – благодать IV – брак НЗ II – воля Божия 0 – Давид 1 – избрание – имя В 3, 1, НЗ 4 – искать III – миссия – Моисей 1 – народ А I 1, Петр 1 – предопределять 2 – пророк ВЗ II 1 – следовать – ученик НЗ 2 а – харизмы II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle