под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРЕДОПРЕДЕЛЯТЬ

Греч. глагол προορίζω (предопределять) появляется только в НЗ: один раз в Деян. (4, 28), пять раз у Павла (Рим 8, 29, 30; 1Кор 2, 7; Еф 1, 5, 11; в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» – 1Кор 2, 7; Еф 1, 11). Существительное «предопределение» нигде не употребляется, тогда как встречаются термины: «замысел, изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσής), избрание (εκλογή): все представлено так, как если бы в данном случае имело значение только действие Бога, а не какая–либо наша теория. Строго говоря, можно сказать, что в Библии нет разработанного учения о предопределении. Однако у Павла это действие Божие является важным элементом его понимания *замысла Божия. Поэтому следует изложить ход его мысли, прежде чем искать ее библ. предпосылки и соответствия у Иоанна.

1. Предопределенные любовью быть Его приемными сынами. – В конце своего пророческого изложения о замысле Божием (Рим 1–8) Павел хочет укрепить надежду верующих, открывая им «премудрость Божию тайную, сокровенную, к-рую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1Кор 2, 7): «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он “предузнал” тем и “предопределил” быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим 8, 28 сл.). Итак, в полноте замысла Божия Павел различает два аспекта: Бог все знает заранее, и заранее Бог определяет. Их не надо смешивать.

а) Согласно библ. складу ума, *знание состоит не в умозрительном акте, а в связи двух существ. Между Богом и нек–рыми людьми существовала прежде создания мира в мысли Божией связь любви: они «познаны Богом»(1Кор 8, 3; Гал 4, 9; ср Мф 7, 23). Можно установить связь между этим предведением и избранием: это те, к-рых «Бог от начала избрал» (2Фес 2, 13), «избранные по предведению Бога Отца» (1Петр 1, 1). Следовательно, в основе П-ния лежит это предведение, это *избрание.

б) Вот второй аспект замысла Божия: избрание совершено с определенной целью, с определенным назначением. Поскольку оно определено уже от начала, его можно назвать «предопределением». Но понять его можно, восходя к началу, только потому, что известен уже конец времен; искупительная жертва осуществила *примирение с Богом и усыновление: «Бог предопределил усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф 1, 5). Таков контекст, в к-ром возникает богословское учение Павла: благоволение (Еф 1, 9), *благодать (Рим 11, 5; Еф 1, 6 сл.; 2, 5 слл), *милость (Рим 11, 30 слл; Тит 3, 5), наконец *любовь (1Фес 1, 4; 2Фес 2, 13; Рим 11, 28; Еф 1, 4). Итак, если быть предопределенным означает быть любимым Богом, в этой тайне нет ничего устрашающего; напротив, ч-к познает радость знать не только начало, но и завершение замысла Божия. Свящ. история осмысливается: избранных Бог от начала «приготовил к славе» (Рим 9, 23).

2. Предопределенные в свободе. – Павел описывает затем два этапа замысла Божия во времени: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8, 30). Следствием предопределения является в настоящем времени конкретное *призвание и *оправдание, затем, во времени будущем – прославление. Укорененный в тайне Бога, Павел выражает свою абсолютную уверенность, употребляя глаголы в прошедшем времени. Оставим в стороне оттенки, различающие эти две деятельности, и рассмотрим ситуацию, в к-рую нас ставит Павел. Все есть исключительно дело Божие: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению (πρόθησις) совершающего все по изволению (βουλή) воли Своей» (Еф 1, 11).

Какова роль *свободы ч‑ка в этом замысле? Она как будто исключена, и Павел даже говорит: «Ты скажешь мне: “за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?”» (Рим 9, 19). Надо сказать, что проблема предстояла в очах Павла не в отношении отдельных лиц, а всего израильского народа, отвергавшего Христа. Он разрешает ее, в конечном итоге, обращаясь к таинственной и неисследимой Премудрости Бога, перед к-рой верующий должен благоговеть и молчать. Тем не менее, хотя Павел ясно различает два подразделения в ч-стве: избранные и другие, – он не помещает их на одинаковом уровне в плане Божием: избранные от начала «приготовлены к славе» (9, 23), другие же найдены только «готовыми к погибели» (9, 22). Бог не предопределяет к погибели.

Павел ставит себя в перспективу, к-рую нам трудно принять: мы думаем об отдельных лицах, а он имеет в виду весь Израиль; в его перспективе персонажи свящ. истории – Исав или Фараон (Рим 9, 13, 17) – прототипы, вопрос о личном спасении к-рых не ставится. Проблема соотношения божественной и ч-ской деятельности здесь еще не разрешена. Но она уже стоит на пути к разрешению, благодаря тому спокойствию, с к-рым Павел утверждает и ту и другую деятельность, не видя в них противоречия. Так он сопоставляет изъявительное наклонение (к-рым он утверждает фактическое положение) и повелительное наклонение (к-рым он выражает долг действовать): «Вы умерли во Христе, следовательно, умирайте!» В данном случае проблема языка может ставиться для нас, но не для Павла, к-рый может сказать: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2, 12). «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, к-рые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2, 10). Следовательно, все происходит на земле, как если бы ч-ская свобода заключалась в том, чтобы осуществлять во времени то, что, однако, уже было предусмотрено от вечности Богом. Такова апокалиптическая схема откр., к-рую современное мышление никогда не примет за фатализм, если оно признает в Боге первенство в любви (ср 1Ин 4, 19).

3. Библейские корни Павловой мысли. – В ВЗ уже указана основа П-ния, а именно действие Бога, все предвидящего и всему содействующего. Все приходит от Бога (Сир 11, 4), даже несчастие (Ам 3, 6; Ис 45, 7). Бог «в дни древние предначертал» (Ис 37, 26) то, что Он осуществляет в течение истории (14, 24) в «предопределенные времена» (Деян 17, 26, 31). В этом последнем тексте употреблен глагол ορίζω, к-рый встречается также при характеристике действия, к-рым Бог утвердил Иисуса Сыном Божиим (Рим 1, 4) и верховным Судьей (Деян 10, 42). Случается только то, что было «предопределено рукой и советом (Божиим)» (4, 28; ср Мф 25, 41). Бог все предусмотрел, «уготовал» для избранных Своих (Мф 20, 23; 25, 34). Не может быть речи о случайностях, непредвиденных Богом (Притч 16, 33), ибо «Ягве все сделал с определенной целью» (греч. Притч 16, 4). Однако все эти утверждения относятся к предведению и к *провидению. Чтобы достичь уровня П-ния, надо идти дальше.

Ближе подводит к нему верование о записи в *Книгу жизни. Это не книга счетов, в к-рой записаны добрые дела, чтобы послужить свидетельством на последнем *суде (Дан 7, 10; Откр 20, 12), а книга предвечная, о к-рой говорит псалмопевец: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138, 16). Можно было бы назвать ее «Книгой предопределенных»: «И удивятся те из живущих на земле, имена к-рых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр 17, 8; ср 13, 8; Дан 12, 1). Иисус разделяет это убеждение: «Радуйтесь тому, что *имена ваши написаны на небесах» (Лк 10, 20).

Чтобы окончательно понять Павла, не хватает еще одного: спасения совершенного Иисусом. Ведя к заключению историю спасения, Иисус дает нам возможность охватить ее целиком и ясно представить себе мысль Бога, К-рый в Своей любви предопределяет избранных Своих быть подобными образу Сына Своего.

4. Соответствия у Иоанна. – Было бы однако удивительно, если бы взгляд Павла не нашел подтверждения в Евангелиях: мы не говорим здесь о библ. общем фонде, в к-ром коренится и мысль Иисуса: напр., когда он говорит о Книге предопределенных (Лк 10, 20) или пользуется языком знания, знаменуя этим *избрание (Мф 7, 23; 25, 12). У Ин. еще яснее выражено, что именно Отец *дает Сыну верующих (10, 29; 17, 2, 6, 9, 24); «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (6, 44). Здесь ставится вопрос о предопределении отдельных лиц, а не только народа. Верующий включен в мир, к-рый его как бы обволакивает и осаждает со всех сторон. Впечатления фатализма избегает только тот, кто признает всеобъемлющую любовь у истоков действия Божия (3, 17; 12, 47).

5. Язык и интерпретация. – Совершенно ли понятен в наши дни библ. язык, такой связный и ободряющий? Современный читатель недоумевает перед неточностью евр. библ. языка, к-рый не различает ясно между конечной целью и последовательностью во времени: когда говорится «Бог хочет», по евр. это может означать не волю, а позволение или попущение. Однако эта грамматическая заметка оставляет дверь открытой для произвольных и смягченных интерпретаций. Кроме того, надо сначала преодолеть две значительные трудности. Первая, внешняя, происходит оттого, что нам трудно думать о проблеме предопределения в терминах, касающихся прежде всего народа, а не отдельных личностей. Поэтому резкие слова Павла в посл. к Рим. были причиной многих заблуждений и доводили иногда до отчаяния людей, начавших считать себя по неудачному выражению блаж. Августина «предопределенными к вечной погибели». Если посмотреть еще глубже, мы увидим, что часто забываем о том, что библ. язык для выражения религиозного опыта использует временно–пространственные категории, и т. обр. Бог изображается как бы совершающим ч-ские поступки. Строить на основе такого языка метафизическую доктрину значило бы представлять вечным то, что по существу своему временно.

Говорить: «Бог предопределяет избранных быть Его приемными сынами» – значит употреблять антропоморфический язык: это не значит утверждать, что о Боге можно говорить в категориях, лежащих в основе языка, как явления чисто ч-ского, и выражающих наши представления об осуществлении нашей свободы. Итак, если смотреть сквозь призму нашей временности, предваряющая любовь Божия представится как «предопределение», включающее даже отвержение и незнание тех, кто не были избраны: но это только способ выражаться, транспонирование в пространство и время независимой от них реальности. При этих условиях префикс «пред», часто употребляющийся, чтобы образовывать термины этой проблематики (ср пред–определение, пред–ведение, пред–видеть пред–назначение, пред–почтение…), показывает только усилие ч‑ка выразить, что почин принадлежит не ему, а Богу. Транспонированный т. обр. в личностные термины язык, относящийся ко времени, находит свой подлинный смысл, к-рый так хорошо выразил Иоанн: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин 4, 19).

XLD

– > благодать II 3 – воля Божия – дар 0 – Замысел Божий НЗ III 1 – знать ВЗ 1 – избрание – книга III – любовь – мудрость ВЗ III – освобождение I – призвание – Провидение 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle