под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

Б. ПРАВДА И МИЛОСЕРДИЕ

Отожествление правды с соблюдением Закона – основа законничества. Оно возникло задолго до Вавилонского пленения. Закон есть норма нравственной жизни, и праведность верного дает ему право на благоденствие и славу. Тем более важно отметить нек–рые тексты, в к-рых эта правда Закона объявляется тщетной или недейственной. Существуют древние тексты, в к-рых говорится о завоевании Земли обетованной тоном, уже предвещающим Павлово понимание *спасения *верою: «Не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею…» (Втор 9, 4 слл).

В этом же освещении объясняется знаменитое место Бытия: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6). Является ли здесь праведность поведением угодным Богу, или составляет, согласно уже указанной семантической эволюции, награду и почти что заслугу, – и в том и другом случае здесь, как средство быть угодным Богу, прославляется *вера. Эта существенная связь между праведностью и отдачей самого себя Богу не согласуется, как и подчеркнул Павел, с законническим пониманием праведности. Подобная же формулировка дана в 1 Макк 2, 52, и своего рода как бы отзвук этого особого понимания праведности имеется в 1 Макк 14, 35: здесь праведность отождествляется с верностью Симона своему народу.

Наконец, можно думать, что драматические вопрошания Иова и «богодухновенным пессимизм» Екклезиаста, ставящий под сомнение учение о *воздаянии, подготавливают умы к откровению более высокому. «Праведник гибнет в праведности своей…» (Екк 7, 15; ср 8, 14; 9, 1 сл.). «Как оправдается человек пред Богом?» (Иов 9, 2; ср 4, 17; 9, 20 …).

НЗ

1. В благовестии Иисуса *упование на Бога имеет более решающее значение, чем соблюдение заповедей; Иисус не дает какого–либо нового смысла словам праведность–праведник, может быть, потому, что Он сообщает новый смысл таким выражениям как *нищий, *смиренный, *грешник. Возможно, однако, что Он называл верой истинную праведность, указывал на грешников, сознающих свою греховность, как на подлинных праведников (ср Мф 9, 13) и определил *оправдание как *проще- ние, обещанное смиренным (Лк 18, 14).

2. Ап. Павел до своего обращения стремился к праведности по Закону (Флп 3, 6). Такого рода праведность приобретается праведным ч-ком в меру его добрых *дел (Рим 9, 30 сл.; 10, 3); ее можно назвать праведностью, проистекающей от *Закона (Рим 10, 5; Гал 2, 21; Флп 3, 9) или от дел (Рим 3, 20; 4, 2; Гал 2, 16). Обращение этого Апостола не сразу привело его к полному разрыву с этими представлениями. Однако, Антиохийский спор отмечает решительный поворот: в Гал 2, 11–21 Павел противопоставляет две системы оправдания и дает глаголу «быть оправданным» его христианское значение. «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами Закона» (Гал 2, 16). Тем самым смысл праведности меняется совершенно. Отныне ч-к верит в Бога, и Бог его «оправдывает», т. е. обеспечивает ему спасение верою и единением со Христом. Отныне слово «правда» и его производные обозначают христианские реальности *спасения. Уверенность в Божием благоволении приобретена уже вполне ощутимо: *Дух (Гал 3, 2) и *жизнь (2, 19 слл) одновременно и свидетельствуют об оправдании, и его образуют. Центр тяжести переместился от Страшного Суда к праведности, рассматриваемой как некое уже существующее состояние, к-рое, однако, пребывает в эсхатологическом плане, ибо предвосхищает блага небесные.

ВЗ

Осуществляя правосудие, Бог обычно избавляет угнетенных. Само по себе, это *освобождение остается в рамках правосудия, но, воспринимаясь как благодеяние, оно дает исходную точку для более насыщенного понимания правды Божией. С другой стороны, ВЗ-у предносилась та мысль, что ч-к не может обрести Божие благоволение посредством своей собственной праведности; чтобы быть угодным Ягве, больше значения имеет вера; это вторая точка опоры для понимания правды Божией как свидетельства *милосердия, и один из путей, дающих доступ к тайне оправдания.

Развитие всего этого начинается очень рано. Согласно Втор., Бог не только защищает права сироты, – Он любит *чужеземца и дает ему пищу и одежду (Втор 10, 18). В Ос 2, 19 Бог обещает обручиться Своему народу «в правде и суде, в благости и милосердии». Бывает, что жалобщик в плачах, взывая к Божией правде, ожидает гораздо большего, нежели только справедливого решения: «животвори меня правдою Твоею» (Пс 118, 40, 106, 123; 35, 11); еще более того, он надеется на такую правду, которая есть *прощение греха (Пс 50, 16; Дан 9, 16); оправдать же грешника – деяние парадоксальное и даже противное учению о правосудии, где оправдание виновного составляет как раз величайшую ошибку. В ряде гимнов Псалтири заметен аналогичный парадокс: Бог являет Свою правду ничем не обусловленными благодеяниями, порой распространяющимися на весь мир, и во всех отношениях превосходящими все, что ч-к был бы в праве ожидать (Пс 64, 6; 110, 3; 144, 7, 17; ср Неем 9, 8).

В Ис 40–66 выражение «правда Божия» принимает такую отчетливость и такое значение, к-рые уже предвещают великую тему Павла. В этих главах, правда Божия означает то *спасение плененного народа, то Божий атрибут *милосердия или *верности. Это спасение представляет собой *дар и далеко превосходит представления об избавлении или награде; в него входит ниспослание небесных благ, таких как *мир и *слава, народу, не имеющему иных «заслуг» кроме той, что он – *избранник Ягве (Ис 45, 22 слл; 46, 12 сл.; 51, 1 слл, 5, 8; 54, 17; 56, 1; 59, 9); весь род Израилев будет оправдан, т. е. прославлен (45, 25). Бог показывает Себя праведным в том смысле, что являет Свое милосердие и по милости Своей осуществляет Свои *обетования (41, 2, 10; 42, 6, 21; 45, 13, 19 слл).

НЗ

1. Иисус. – Чтобы выразить великое откровение спасения Божия, осуществляемого Его пришествием в мир, Иисус не говорит, как когда–то Второ–исаия или впоследствии Павел, о проявлении правды Божией, но применяет равнозначное выражение: *Царство Небесное. То христианское учение, язык к-рого остался более близким к языку Иисуса, чем язык Павла, также не обозначило выражением «правда Божия» действительное откровение Божией *благодати в *Иисусе Христе.

2. Ап. Павел. – Эта же тема развивается Павлом с общеизвестной четкостью. Не совсем в начале его служения: послания к Фессалоникийцам и посл. к Галатам об этом не упоминают. Первое Павлово благовестие о спасении вполне согласно со всей первохристианской проповедью, строго эсхатологично (1Фес 1, 10). Ударение в нем ставится, конечно, на избавлении более, чем на *гневе, но это Освобождение представляет собою скорее благоприятную сторону суда – значит, мы здесь остаемся в пределах Божия правосудия. Но прения с иудео- христианами привели Павла к определению подлинной правды, как благодати, даруемой уже теперь. Это и побуждает его, в посл. к Римлянам, определить хр–скую жизнь как правду от Бога: это выражение имеет то преимущество, что оно сохраняет нечто от эсхатологического смысла, первоначально вложенного в понятия спасения и Царства, и в то же время подчеркивает, поскольку оно должно противостоять праведности от дел, что она представляет собой *благодать уже присутствующую. Правда Божия есть, следовательно, Божия милость, сама по себе эсхатологическая и даже апокалиптическая, но реально и уже теперь предвосхищаемая в христианской жизни. Павел говорит далее, что правда Божия нисходит с неба (Рим 1, 17; 3, 21 сл.; 10, 3), чтобы преобразовать человечество; она есть благо, по существу принадлежащее Богу и становящееся нашим, не переставая быть небесным.

Вместе с тем Павел подразумевает, что это дарование правды основано на *верности Бога Своему *Завету–Союзу, т. е., в конечном итоге, на Его *милосердии. Иногда встречается даже прямое высказывание этой мысли, откуда у Павла второй смысл «правды Божией»: как Божиего атрибута милосердия. Именно это проявляется в Рим 3, 25 сл: «Показание правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». А в Рим 10, 3 оба эти понимания сближаются: «Не разумея праведности Божией (благодати, ниспосланной христианам) и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились правде Божией (милости)».

Итак, библейское учение о правде представляется в двойном аспекте. Ч-к должен «творить правду», ибо суд Божий осуществляется в ходе истории; этот долг постигается во все более духовном смысле, приводя в конце концов к «поклонению в духе и истине». С другой стороны, в перспективе замысла спасения, ч-к понимает, что он не может овладеть этой правдой посредством своих собственных дел, но получает ее как дар благодати.

В конечном итоге, правда Божия несводима к осуществлению суда, она прежде всего – милосердная верность воле к спасению; она создает в ч-ке ту правду, к-рой она же требует от него.

ADes

– > бедные ВЗ II, НЗ 3 – благодать II 1, 3 – благочестие – воздаяние – гнев Б НЗ II 1 – гонение – дела ВЗ II 3 – дерзновение ВЗ 3 – добродетели и пороки 1 – Закон Б III 5, В III 2 – искать I, II – истина ВЗ 2, НЗ 1 – мир – наказания 3 – насилие I, III 1, Iю 2, 3 – оправдание – отмщение – Параклет 3 – победа ВЗ 3 б, НЗ 2 – пост 2 – право ВЗ 2, 3 – совесть 1 – судебный процесс – святой ВЗ IV 2 – спасение ВЗ I 2 – суд


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle