под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БОГОХУЛЬСТВО

Всякое оскорбление, наносимое ч-ку, заслуживает наказания (Мф 5, 22). Тем более – Б., оскорбление Самого Бога! Оно в самом подлинном смысле знак ч-кого *нечестия, противоположность *поклонения и *хвалы, к-рые ч-к должен воздать Богу.

ВЗ

Достаточно было присутствия среди народа Божия только одного богохульника, чтобы осквернить всю общину. Вот почему Закон говорит: «Хулитель *имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев 24, 16; ср Исх 20, 7; 22, 27; 3Цар 21, 13). Б. чаще встречается на устах язычников, оскорбляющих Бога Живого при нападениях на Его народ: так поступают, напр, Сеннахирим (4Цар 19, 4 слл; 16, 22; Тов 1, 18) или Антиох Епифан (2 Макк 8, 4; 9, 28; 10, 34; Дан 7, 8, 25; 11, 36), к-рый, по всей вероятности, является прототипом Навуходоносора в книге Иудифь (Иф 9, 7 слл). Это относится также к Идумеянам, радовавшимся разрушению Иерусалима (Иез 35, 12 сл.) и к язычникам, хулящим Помазанника Ягве (Пс 88, 51 сл.). Бог оставляет за Собою воздать им заслуженное наказание: Сеннахирим погиб от меча (4Цар 19, 7, 28, 37), как и Антиох, сатанинский *Зверь (Дан 7, 26; 11, 45; ср 2 Макк 9), а Идумея была обращена в пустыню (Иез 35, 14 сл.). Народ Божий должен к тому же сам стараться не вызывать язычников на Б. (Иез 36, 20; Ис 52, 5), ибо Бог не оставляет без *отмщения такое осквернение Его Имени.

НЗ

Та же драма снова возникает в НЗ вокруг личности Христа. Он, чтущий *Отца, обвиняется Иудеями в Б. оттого, что называет Себя *Сыном Божиим (Ин 8, 49–59; 10, 31–36), и за это Он осуждается на смерть (Мк 14, 64 п; Ин 19, 7). И это ослепление доводит до конца грех Иудеев, ибо они бесчестят Сына (Ин 8, 49), и у креста осыпают Его хулениями (Мк 15, 29 п). Если бы это было только ошибкой в опознании *Сына Ч-ского, то этот грех был бы простителен (Мф 12, 32), как вызванный неведением (Лк 23, 34; Деян 3, 17; 13, 27). Но дело идет о более тяжком непризнании, так как враги Христа приписывают *Сатане те знамения, к-рые Он совершает Духом Божиим (Мф 12, 24, 28 п): следовательно, тут хула на *Духа, к-рая не может быть прощена ни в этом веке, ни в будущем (Мф 12, 31 сл п), ибо это – сознательное отвержение *откр. Божия.

Драма эта затем продолжается в истории *Церкви Христовой. Савл был хулителем, когда он ее гнал (1Тим 1, 13); когда же он впоследствии проповедует *Имя Христово, Иудеи с хулою противятся ему (Деян 13, 45; 18, 6). Т. обр., противление сохраняет тот же характер, что на Голгофе. К этому вскоре присоединяется враждебность нового гонителя – Римской империи, новое проявление *Зверя с устами, полными Б. (Откр 13, 1–6), новый *Вавилон, полный имен богохульных (Откр 17, 3). Наконец, лжеучители, сеятели *заблуждений, вводят Б. даже в среду верных (2Тим 3, 2; 2Петр 2, 2, 10, 12) настолько, что иногда становится необходимым предать их Сатане (1Тим 1, 20). Ч-ская хула против Бога т. обр. нарастает, пока не дойдет до того пароксизма, к-рый совпадет с конечным кризисом, несмотря на знамения, предупреждающие о Божием *Суде (Откр 16, 9, 11, 21). В такой обстановке хр–не будут отвращаться от примера неверных *Иудеев, «ради которых Имя Божие хулится» (Рим 2, 24). Они должны избегать всего, что может вызвать язычников на поношение Бога или Его Слова (1Тим 6, 1; Тит 2, 5). Своим достойным поведением они должны побуждать людей «прославить Отца, Который на небесах» (Мф 5, 16), и святить Его имя (Мф 6, 9).

RD

– > возложение рук – десница – Дух Божий ВЗ II 2 – могущество/сила – сила I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle