под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОКАЯНИЕ/ОБРАЩЕНИЕ

Бог призывает людей вступить в общение с Ним. А все люди грешны. Грешны они от рождения (Пс 50, 7): по вине их прародителя *Грех вошел в мир (Рим 5, 12), и с тех пор он обитает в самой глубине собственного «я» каждого из них (7, 20). Грешны они и по личной вине, ибо каждый из них, будучи «продан под власть греха» (7, 14 проч), добровольно принял это иго греховных страстей (ср 7, 5). Поэтому, чтобы ответить на Божий призыв, от них требуется, в самой исходной точке, обращение и затем, в течение всей жизни, покаянное самосознание. Вот почему обращение и покаяние занимают значительное место в библ. откр.

Однако выражающая их терминология лишь медленно приобрела полноту своего смысла, по мере того как углублялось понятие греха. Нек–рые формулировки указывают на ч‑ка, сознательно ставящего себя в зависимость от Бога: «взыскать» Ягве (Ам 5, 4; Ос 10, 12), «взыскать лица Его» (Ос 5, 15; Пс 23, 6; 26, 8), «смириться пред Ним» (3Цар 21. 29; 4Цар 22, 19), «всем сердцем своим обратиться к Нему» (1Цар 7, 3)… Наиболее же применяемое выражение – глагол шуб передает представление о перемене пути, возвращении, повороте назад. В религиозном контексте оно означает, что ч-к отвращается от зла и обращается к Богу. Этим определяется сущность О., неразрывно связанного с переменой поведения, с принятием нового направления во всем образе жизни. В позднейшую эпоху стали больше различать между внутренней стороной покаяния и внешними действиями, к к-рым оно побуждает. Поэтому и в греч. Библии употребляется совместно, с одной стороны, глагол έπιστρέφειν, в к-ром содержится мысль о возвращений к Богу, обуславливающем перемену практического поведения, и, с другой стороны, глагол μετανοιεΐν, к-рым имеется в виду внутренний переворот (μετάνοια). Разбирая библ. тексты, необходимо учитывать оба эти аспекта, различные, но дополняющие друг друга.

ВЗ

1. Уже с древних времен известно, в свете учения о *Союзе–Завете, что связь общины с Богом может быть нарушена по вине людей, как грехами коллективными, так и личными, ответственность за к-рые в какой–то мере ложится на все общество. Оттого общественные бедствия и дают повод к осознанию совершенных прегрешений (Ис Нав 7; 1Цар 5–6). Правда, представление о грехе часто еще довольно элементарно: любое материальное несоблюдение какого–либо Божия требования достаточно, чтобы разгневать Ягве. Дабы восстановить связь с Ним и вновь обрести Его милость, община должна в первую очередь наказать тех, кто несет ответственность, вплоть до применения смертной казни (Исх 32, 25–28; Числ 25, 7 слл; Ис Нав 7, 24 слл), если только не дается «выкуп» за виновного (1Цар 14, 36–45). Этот последний может даже сам предать себя Божией каре (*наказанию), чтобы была пощажена община, к к-рой он принадлежит (2Цар 24, 17).

2. Кроме того, пока продолжается бедствие (или для его предотвращения), Божие прощение стараются вымолить посредством умерщвления плоти и покаянных обрядов: *постятся (Суд 20, 26; 3Цар 21, 8 слл), раздирают свои одежды и облекаются во вретище (3Цар 20, 31 сл.; 4Цар 6, 30; 19, 1 сл.; Ис 22. 12; ср Ион 3, 5–8), ложатся на пепел (Ис 58, 5; ср 2Цар 12, 16). В культовых собраниях слышатся стоны и вопли в знак печали (Суд 2, 4; Иоил 1, 13; 2, 17). Предусмотрены сборники уставного плача и мольбы, образцы к-рых сохранены в нашей Псалтири (ср Пс 59; 73; 78; 82; Плач 5 и т. д.). Прибегают к *умилостивительным обрядам и жертвоприношениям (Числ 16, 6–15). Часто совершают общую *исповедь в грехе (Суд 10, 10; 1Цар 7, 6), а иногда прибегают к заступничеству вождя или пророка, напр., Моисея (Исх 32, 30 слл).

3. Обычаи такого рода засвидетельствованы во все эпохи. Сам Иеремия вовлекается в покаянное богослужение в качестве заступника (Иер 14, 1–15, 4). После плена эти обычаи получают значительное развитие. Они могли, однако, становиться чисто внешними, когда ч-к не участвовал в них всем сердцем своим и не выражал свое покаяние делами. Этому искушению – ограничиться поверхностной обрядностью – пророки противопоставляют свой призыв к обращению.

Когда Нафан обличает царя Давида в прелюбодеянии, он уже предвещает учение пророков о покаянии: Давид должен исповедать свою вину (2Цар 12, 13), затем он выполняет обряд покаяния и, наконец, смиренно принимает наказание Божие (12, 14–23). Призыв пророков к обращению, особенно с VIII века, направлен уже ко всему народу. Израиль нарушил Союз–Завет, «оставил Господа, презрел Святого Израилева» (Ис 1, 4), – Ягве мог бы его покинуть, если он не обратится. Призыв к покаянию становится одной из главных сторон проповеди пророков (ср Иер 25, 3–6).

1. Амос, пророк правды, не довольствуется обличением грехов своих современников. Когда он говорит, что нужно «*взыскать Бога» (Ам 5, 4, 6), это формулировка не только культовая. Она означает искать добра, а не зла, *ненавидеть зло и любить *добро (5, 14 сл.); в это входит исправление собственного поведения и честное «восстановление правосудия»: только такое обращение может побудить Бога «помиловать *остаток Иосифов» (5, 15). Осия также требует действительного отхода от неправды и, в особенности, от *идолопоклонства; он обещает, что за это Бог вернет Свою милость и отвратит Свой гнев (14, 2–9). Клеймя поверхностные обращения, к-рые не могут принести никакого плода, он настаивает на внутренней природе истинного обращения, вдохновляемого *любовью (хесед) и дознанием Бога (6, 1–6; ср 2, 9).

2. Исаия обличает жителей Иудеи в разных грехах: в нарушении правды, культовых отклонениях, прибегании к ч-ской политике и т. д. Только подлинное обращение может принести *спасение, ибо богослужение – ничто (Ис 1, 11–15; ср Ам 5, 21–25), если нет на деле покорности Божиим повелениям: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту» (Ис 1, 16 сл.). «Тогда… если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны как пурпур, – как волну убелю» (1, 18 сл.). Исаия знает, однако, что его проповедь натолкнется на *ожесточение сердец (6, 10): «Обращением и покоем вы спаслись бы но вы не хотели» (30, 15). Поэтому драма Израиля устремится к катастрофической развязке. Исаия сохраняет только уверенность, что некий «*Остаток обратится… к Богу сильному» (10, 21; ср 7, 3). Тот народ, к-рый в конце концов обретет спасение, составится из одних обращенных.

3. Настойчивое указание на внутреннее расположение, с к-рым надлежит приходить к Богу, скоро становится одной из обычных тем проповеди пророков: Михей говорит о Справедливости, *милосердии и *смиренномудрии (6, 8); о правде и смиренномудрии вторит ему Софония (2, 3; 3, 12 сл.). Но больше всего Иеремия, следуя ходу мыслей Осии, широко развивает тему обращения. Когда этот пророк возвещает бедствия, угрожающие Иуде, он делает это, «чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я (Ягве) простил» (Иер 36, 3). Призывы «возвратиться» слышны на протяжении всей книги; но каждый раз в них точно указываются условия этого возвращения. «Отступница, дочь Израилева» должна признать свою вину, если хочет, чтоб Ягве «не взирал уже на нее суровым лицом» (евр 3, 12; ср 2, 23). Мятежные сыны не должны ограничиваться плачем и мольбой при исповедании своих грехов (3, 21–25); они должны изменить свое поведение и *обрезать сердца свои (4, 1–4).

Практические последствия перемены поведения не ускользают от пророка (ср 7, 3–11). Поэтому он и начинает сомневаться в возможности действительного обращения. Те, кого он призывает, предпочитают следовать ожесточению злых сердец своих (18, 11 сл.; ср 2, 23 слл). Нисколько не оплакивая своего нечестия, они погружаются в него все глубже (8, 4–7). Пророку не остается ничего другого как возвещать *наказание неисправимому Иерусалиму (13, 20–27). Перспектива будущего тем не менее остается для него исполненной надежды. Придет день, когда поверженный народ смиренно примет свое наказание и станет молить о сердечном обращении как о милости: «Обрати меня, – и обращусь» (31, 18 сл.). И Ягве ответит на эту смиренную молитву, ибо, при новом *Союзе–Завете, Он Свой «Закон на сердцах их напишет» (31, 33): «Дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я – Господь, и они будут Моим народом, и Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (24, 7).

4. Верный тому же пророческому преданию, Иезекииль в час, когда исполняются Божии угрозы, сосредоточивает свой призыв на необходимости обращения: «Отвергните от себя все грехи ваши, к-рыми согрешили вы, и сотворите себе *новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь – и живите!» (Иез 18, 31 сл.). Когда этот пророк уточняет Божии требования, он, по–видимому, уделяет предписаниям культового характера больше места, чем его предшественники (22, 1–31); но также больше их он настаивает и на совершенно личном характере обращения: каждый может отвечать только за себя, каждому будет воздано по его собственному поведению (3, 16–21; 18; 33, 10–20). Хотя Израиль есть «мятежный дом» (2, 4–8), этим людям с жестоким сердцем Бог может дать как *милость то именно, чего Он так повелительно требует от них: при новом Союзе–Завете Он даст им новое *сердце и вложит в них Свой *Дух, так что они привяжутся к Его Закону и пожалеют о своем злом поведении (36, 26–31; ср 11, 19 сл.).

5. От Амоса до Иезекииля учение об обращении углублялось т. обр. непрестанно параллельно с пониманием греха. В конце периода пленения в Вести утешения констатируется действительное обращение Израиля или, по меньшей мере, его *Остатка. *Спасение, к-рое в нем возвещается, предназначено «стремящимся к правде, ищущим Господа» (Ис 51, 1), тем, у кого «в сердце Закон» (51, 7). Их можно заверить в том, что прошло «время борьбы» и «за неправды сделано удовлетворение» (40, 2). Ягве говорит Израилю, рабу Своему: «Изглажу беззакония твои, как туман: обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (44, 22). В этой новой перспективе предполагается, что народ Божий укреплен в *верности, и пророк предвидит неслыханное расширение обетований спасения. После Израиля в свою очередь обратятся и *языч. народы: оставив своих *идолов, они все придут к Богу живому (45, 14 сл, 23 сл.; ср Иер 16, 19 слл).

Эта мысль развивается все дальше. Иудейство после плена начинает принимать в свое лоно прозелитов, обращенных из язычников (Ис 56, 3, 6); более того, в эсхатологических образах всегда встречаются указания на религиозную вселенскость (ср Пс 21, 28). В книге пророка Ионы передается даже пророческая проповедь, направленная прямо к язычникам, чтобы они «обратились и жили». В конце такого доктринального развития уже видно, насколько углубилось понятие покаяния; внешняя обрядность, занимавшая еще слишком много места в древнем Израиле, оставлена далеко позади.

1. Обращение Израиля как народа было двойным плодом проповеди пророков и испытаний плена. Плен провиденциально дал случай осознать грех и искренно его исповедать, что и отмечают в полном согласии между собой позднейшие тексты письменности Второзакония (3Цар 8, 46–51) и письменности священнической (Лев 26, 39 сл.). После же плена покаянное сознание настолько укоренилось в умах, что вся иудейская духовность приобретает соответствующую окраску. Древние покаянные обряды сохраняются (ср Иоил 1–2), но учение пророков обновило их содержание. Книги этого времени хранят списки стереотипных формул, в к-рых община *исповедует все национальные грехи, совершенные от начала, и молит Бога о *прощении и пришествии спасения от Него (Ис 63, 7–64, 11; Езд 9. 5–15; Неем 9; Дан 9, 4–19; Вар 1, 15–3, 8). Всенародные плачи, приводимые в Псалтири, составлены по этому образцу (Пс 78; 105) и в ней еще чаще напоминаются прежние случаи нераскаянности (ср Пс 94, 8–11). У Израиля заметно напряженное и постоянно возобновляемое усилие к глубокому обращению. В эту эпоху обряды умилостивления получают широкое распространение, настолько неотвязна мысль о грехе (Лев 4–5; 16).

2. В личном плане усилие не менее значительно, так как урок, преподанный Иезекиилем, был услышан. Псалмы *болящих и *гонимых нередко переходят в исповедание грехов (Пс 6, 2; 31; 37; 102, 3 сл.; 142, 1 сл.), и поэт, составивший книгу Иова, проявляет очень глубокое ощущение коренной нечистоты ч‑ка (Иов 9, 30 сл.; 14, 4). Наиболее совершенным выражением этих чувств является Пс 50 (Помилуй меня, Боже), где учение пророков об обращении целиком переходит в молитву, в рамках некоего диалога с Богом (ср стих 6): признание своих прегрешений (стих 5 слл), прошение о внутреннем очищении (стих 3 сл, 9), призыв благодати, к-рая одна только может изменить сердце (стих 12 слл), устремление к ревностно благочестивой жизни (стих 15– 19). Обряд покаяния сосредоточивается отныне на «*сердце сокрушенном» (стих 18 сл.). Понятно, что члены Кумранской общины, воспитанные на таких текстах и унаследовавшие всю предшествовавшую им традицию, могли прийти к мысли удалиться в пустыню, чтобы искренно обратиться к Закону Бога и «приготовить путь» Ему. Хотя их стремление и носит еще отпечаток нек–рого законничества, оно все же не очень далеко от того стремления, к-рое мы затем встречаем в НЗ.

НЗ

В преддверии НЗ пророческий призыв к обращению снова слышится во всей свой чистоте в проповеди *Иоанна Крестителя, последнего из пророков. Лука так определяет вкратце его «миссию»: «он многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1, 16 сл.; ср Мал 2, 6; 3, 24). То, что он возвещает, содержится в одной фразе: «Кайтесь, ибо близко Царство небесное» (Мф 3, 2). Пришествие Царства открывает взорам надежду; но Иоанн главным обр. подчеркивает *Суд, к-рый должен ему предшествовать. Никто не может избежать *Гнева, к-рый проявится в *День Ягве (Мф 3, 7, 10, 12). Принадлежность к племени Авраамову не послужит ни к чему (Мф 3, 9). Все люди должны признать себя грешниками, принести *плод достойный покаяния (Мф 3, 8), усвоить новое поведение, соответствующее их положению (Лк 3, 10–14). В знак такого обращения Иоанн преподает *крещение водой: оно должно приготовить кающихся к крещению огнем и Духом Святым, К-рым будет крестить Мессия (Мф 3, 11 п).

1. Иисус не ограничивается возвещением приближения *Царства Божия, а с великою силою претворяет это возвещение в жизнь: с Иисусом Царство начинается, хотя его дальнейшее осуществление еще окутано тайной. Призыв к обращению, провозглашенный Иоанном Крестителем, сохраняет тем не менее все свое значение в настоящем: Иисус в начале Своего служения повторяет его в тех же самых выражениях (Мк 1, 15; Мф 4, 17). Он для того пришел, чтобы «призвать грешных к покаянию» (Лк 5, 32); в этом заключается основная сторона *Евангелия Царства. Ч-к, начинающий сознавать свое греховное состояние, может с доверием прийти к Иисусу, ибо «власть имеет *Сын Человеческий прощать грехи» (Мф 9, 6 п). Призыв к обращению наталкивается, однако, на ч-ское самодовольство во всех его формах, от привязанности к *богатству (Мк 10, 21–25) и до горделивой самоуверенности *фарисеев (Лк 18, 9). Иисус восстает как «знамение Ионы» среди *рода лукавого, хуже настроенного в отношении Бога, чем некогда Ниневия (Лк 11, 29–32 п). Оттого Он и выдвигает против него целый перечень обвинений, полный угроз: люди Ниневийские осудят его в день Суда (Лк 11, 32); легче будет судьба Тира и Сидона, чем городов Галилейских (Лк 10, 13 слл п). Нынешняя нераскаянность Израиля – знак *ожесточения его сердца (Мф 13, 15 п; ср Ис 6, 10). Непокаявшиеся слушатели Иисуса, если они не изменят своего поведения, погибнут (Лк 13, 1–5) по образу *бесплодной смоковницы (Лк 13, 6–9; ср Мф 21, 18–22 п).

2. Требуя обращения, Иисус совсем не упоминает о покаянных обрядах. Он даже неодобрительно относится к внешним знакам покаяния, слишком бросающимся в глаза (Мф 6, 16 слл). Важна перемена сердца, превращающая ч‑ка как бы в малое *дитя (Мф 18, 3 п). Затем необходимо непрестанное усилие «искать Царства Божия и *правды Его» (Мф 6, 33), т. е. согласовывать свою жизнь с новым *Законом. Самый акт обращения обрисован в чрезвычайно красноречивых притчах. Он предполагает, что есть воля к нравственной перемене, и представляет собою прежде всего смиренный призыв, проявление доверия: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику» (Лк 18, 13). Обращение есть милость, получаемая по Божию почину, всегда предваряющему: *пастырь сам идет искать потерявшуюся овцу (Лк 15, 4 слл; ср 15, 8). Ч-ский ответ на эту милость конкретно рассматривается в притче о блудном сыне, так ярко рисующей *милосердие Отца (Лк 15, 11–32). Евангелие Царства содержит в себе такое изумительное откровение: «На небе радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, к-рые не нуждаются в покаянии» (Лк 15, 7, 10). Оттого Иисус так милостиво принимает грешников, что это воспринимается фарисеями как некий соблазн (Мф 9, 10–13; Лк 15, 2), но, с другой стороны, способствует обращениям; вот почему еванг. от Луки так любовно передает подробности нек–рых из этих обращений, как, напр., грешницы (Лк 7, 36–50) и Закхея (19, 5–9).

Во время Своей земной жизни Иисус посылал Своих *Апостолов проповедовать обращение, возвещая Евангелие Царства (Мк 6, 12). После Своего воскресения Он снова возложил на них эту *миссию: они должны были идти проповедовать во имя Его покаяние всем народам во оставление грехов (Лк 24, 47), ибо кому они отпустят грехи, тем будут отпущены (Ин 20, 23). В Деян. и Посл. мы присутствуем при исполнении этого повеления. Однако, обращение представляется по–разному в зависимости от того, касается ли оно Иудеев или язычников.

1. Требования, предъявляемые Иудеям, заключаются прежде всего в нравственном обращении, к к-рому уже Иисус призвал их. На это покаяние (μετάνοια) Бог должен ответить дарованием *прощения грехов (Деян 2, 38; 3, 19; 5, 31); оно должно быть скреплено принятием *крещения и даром Духа Св. (Деян 2, 38). Однако, вместе с нравственной переменой, О. должно включать положительное исповедание *веры во Христа: Иудеи обратятся (έπιστρέφειν) к Господу (Деян 3, 19; 9, 35). Между тем, как показывает опыт Павла, такого приобщения ко Христу труднее всего достичь: у Иудеев – покрывало на сердце. Это покрывало упадет, если они обратятся (2Кор 3, 16). Но, согласно тексту Исаии (Ис 6, 10 сл.), их *ожесточение приковывает их к *неверию (Деян 28, 24–27). Они такие же грешники, как и язычники, и также находятся под угрозой Божия *гнева, но они не понимают, что Бог проявляет *долготерпение, чтобы привести их к покаянию (Рим 2, 4). Только некий *Остаток отзывается на апостольскую проповедь (Рим 11, 1–5).

2. Евангелие встречает более благоприятный прием у *народов языч. Уже с часа крещения сотника Корнилия хр–не из Иудеи замечают с удивлением, что «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян 11, 18; ср 17, 30). Оно с успехом возвещается в Антиохии и в других местах (11, 21; 15, 3, 19); в этом даже особое назначение миссии ап. Павла (26, 18, 20). Наряду с моральным покаянием (μετάνοια), обращение в этих случаях требует оставления *идолов, дабы обратиться (έπιστρέφειν) к Богу живому (Деян 14, 15; 26, 18; 1Фес 1, 9), следуя образу О., к-рый предвозвещался уже у Второисаии. После этого первого шага, язычники, как и Иудеи, призываются возвратиться «ко Христу, Пастырю и Блюстителю душ» (1Петр 2, 25).

1. Акт обращения, запечатленный крещением, совершается раз навсегда; возобновить благодать этого дара невозможно (Евр 6, 6). Между тем и принявшие крещение могут снова впасть в грех: апостольская община очень скоро испытала это на опыте. В этом случае вновь необходимо П., если ч-к хочет все–таки получить участие в спасении. Петр призывает к этому Симона Волхва (Деян 8, 22). Иаков увещает ревностных хр–ан обращать грешников, стоящих на ложном пути (Иак 5, 19 сл.). Павел радуется, что Коринфяне покаялись (2Кор 7, 8 сл.), хотя и опасается, что покаялись не все (12, 21). Он побуждает Тимофея с кротостью наставлять противников в надежде, что Бог даст им благодать покаяния (2Тим 2, 25). Наконец, в Посл. к Семи Церквам, с к-рых начинается Откр. Ин., содержатся ясные призывы к П., из чего можно заключить, что нек–рые из адресатов потеряли свое первоначальное рвение (Откр 2, 5, 16, 21 сл.; 3, 3, 19). Хотя в этих текстах не говорится прямо о таинстве П., в них показано, что соответствующая этому таинству добродетель должна иметь место в хр–ской жизни как продолжение крещального обращения.

2. Только покаяние подготавливает ч‑ка к тому, чтобы предстать пред *Судом Божиим (ср Деян 17, 30 сл.). Вся история движется к этому Суду. Если и кажется, что Бог медлит с его осуществлением, то лишь потому, что Он «*долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр 3, 9). Но подобно тому, как Израиль ожесточился в своей нераскаянности во времена Христа и апостольской проповеди, так, согласно Откр. Ин., люди будут упорствовать в нежелании понять значение *бедствий, к-рые проходят через их историю и предвещают *День гнева: они также ожесточатся в нераскаянности (Откр 9, 20 сл.), *хуля имя Божие вместо того, чтобы покаяться и воздать Ему славу (16, 9, 11). Это касается не членов Церкви, а только язычников и отступников (ср 21, 8). Таковы мрачные перспективы будущего, завершить к-рые надлежит Суду Божию. Поэтому хр–нам так нужно осознать срочную необходимость П-м «спасаться от этого развращенного *рода» (Деян 2, 40).

JGi & PG

– > гнев Б ВЗ III 2 – грех III 3, IV 1 а – желание III – Иоанн Креститель 1 – искать Ι, ΙΙ – исповедовать ВЗ 2, НЗ 2 – крещение II, IV 3 – милосердие ВЗ I 2 в – наказания 2, 3 – нечестивый ВЗ 3, НЗ – ожесточение II 2 – ответственность 5 – пепел – печаль ВЗ 3 – пост – проповедовать I 1 – прощение – пустыня ВЗ II 1 – сердце I 3 – смерть ВЗ III 2 – сон III 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle