под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОГРЕБЕНИЕ

Еще в доисторические времена люди, даже самые примитивные, проявляли заботу о П. умерших. Эта забота, проявлявшаяся в весьма разнообразных формах, свидетельствует о веровании в некое продолжение жизни ч‑ка после *смерти.

1. В Израиле, как и у соседних народов, быть лишенным П. считалось ужаснейшим несчастьем (Пс 78, 3 сл.). Это одна из самых страшных кар, к-рой пророки угрожали нечестивым (3Цар 11, 13; Мер 22, 18–19). Поэтому Израильтянин проявляет большую заботу о приготовлении своего П., по примеру Авраама (Быт 23 – повествование об устроении гробницы патриархов). Похороны являются основным долгом сыновей умершего (Быт 25, 8 слл; 35, 29; 50, 12 сл.; Тов 4, 3 сл.; 6, 15; 14, 10 слл). Это – дело благочестия, лежавшее во время войны (3Цар 11, 15) на обязанности войск и каждого верного Израильтянина (в кн. Товита подчеркивается этот долг: 1, 17–20; 2, 4–8; 12, 12 сл.).

Траурный обряд, встречающийся и у соседних народов, очень сложен: пост (1Цар 31, 13; 2Цар 1, 12; 3, 35), разодранные одежды (Быт 37, 34; 2Цар 1, 11; 3, 31 ; 13, 31), ношение вретища (Быт 37, 34; 2Цар 3, 31; 14, 2; Иез 7, 18), остригание волос, нарезы (Ам 8, 10; Мих 1, 16; Ис 22, 12; Иер 7, 29; 16, 6; 48, 37; 49, 3; этот обычай был запрещен в Втор. 14, 1 и Лев. 19, 27 сл, вероятно потому, что он имел место и в культе Ваала), плач (2Цар 1, 12, 17–27; 3, 33 сл.; 13, 36; 3Цар 13, 30; Ам 5, 16; Иер 22, 18; 34, 5). Все эти обычаи не только проявления горя, они имеют и ритуальный аспект, первоначального значения к-рого мы не знаем (культ мертвых, защита против злого влияния). В Израиле, где ягвистская вера исключает всякий культ мертвых, эти обряды имели целью прежде всего доставить умершему состояние покоя, когда он «почит с отцами своими» «приложившись к народу своему» (Быт 25, 8; 35, 29; 3Цар 2, 10; 11, 43).

2. В Евангелиях современники Иисуса сохраняют ВЗ-ные обычаи П. (Мк 5, 38; Ин 11, 38–44). Иисус не осуждает этих обычаев, даже когда Он говорит, что призыв следовать за Ним важнее священного долга похоронить своего отца (Мф 8, 21 сл.). Он заранее чувствует все бесчестие Своей смерти, лишенной погребальных почестей (Мк 14, 8).

В действительности эти почести были Ему оказаны Иосифом Аримафейским – наспех из–за приближения праздника (Мк 15, 46 сл.). Но когда жены пришли в пасхальное утро помазать тело ароматами и тем дополнить это спешное П. (Мк 16. 1 сл.; у Ин 19, 39 сл: тело Иисуса уже получило это помазание в вечер Своей смерти), они услышали возвещение Ангела: «Он воскрес. Его здесь нет». Традиционный обычай хр–ского П. мертвых в катакомбах и на кладбищах («dortoir», coemeterium = усыпальня – место сна, упокоения; ср 1Фес 4, 13) основан на этих повествованиях. Образцом его являются почести, возданные телу, освященному действием Духа и еще более надеждою, источник к-рой Воскресение Христово.

AG

– > помазание I 2 – пост 1 – смерть ВЗ I 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle