под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПИЩА

Как все живые существа, ч-к, чтобы существовать, вынужден питаться, и эта зависимость от мира представляет собою существенный знак его несостоятельности, но в ней заключается также и призыв питаться Богом, К-рый Один может дать истинное насыщение. Чтобы научить ч‑ка тому, что его истинная П., как и П. Иисуса, есть воля Отца (Ин 4, 34), действия, относящиеся к питанию, представлены ему в трех планах: в плане творения и послушания, в плане Союза–Завета и веры, в плане Евангелия и любви.

«Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя и всякое дерево, у которого плод древесный… всем зверям земным… дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт 1, 29 сл.). Сотворив ч‑ка и сделав его владыкой *творения, Бог дал ему П., как и всему животному миру. В этот золотой век, век всеобщего мира, ни одно *животное не ело плоти другого; но когда после потопа Бог «отдает в ваши (человеческие) руки» «все, что движется на земле», чтобы служить людям П., Он говорит те же слова: все это «будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (9, 2 сл.). Эти слова выявляют и зависимость ч‑ка от природы, без к-рой он не может жить, и его самостоятельность. Животное питается травой, к-рую находит, или добычей, за к-рой охотится; ч-к же питается плодами и растениями, к-рые он возделывает, животными, к-рые ему принадлежат и к-рых он разводит: он питается произведениями своего *труда (3, 19), «делами рук своих» (Втор 14, 29).

Есть, однако, опасность пользоваться П. не в меру и впадать в обжорство или в *пьянство, к-рые приводят к обеднению (Притч 23, 20 сл.; 21, 17). И, наоборот, бывает, что ч-к в погоне за роскошью в П. и питье (Ам 6, 4) готов эгоистически эксплуатировать бедных (Притч 11, 26), забывая, что всякая П. – *дар Божий. Если такое твердо установленное предание как учение Мудр. способно поддерживать известное равновесие (Сир 31, 12–31; 37, 27–31), признавая одновременно и то, что «еда и питие и услаждение от труда» составляют важные условия ч-ского счастья (Екк 2, 24; 3, 13 и т. д.), и то, что «лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть» (Притч 15, 17; ср 17, 1), это возможно лишь благодаря тому, что в этом предании даже у скептического и недоверчивого Екклезиаста хранится память о том, что «все это от руки Божией» (Екк 2, 24). Евангельское золотое правило – в заботах о П. и питье полагаться прежде всего на *Провидение (Мф 6, 25–33; Лк 12, 22–31). Надо просить о ней Отца небесного в нашей ежедневной молитве (Мф 6, 11; Лк 11, 3).

Для поддержания живого сознания того, что питаются люди из рук Божиих, *жертвоприношения с одной стороны, пищевые запреты, с другой, играли первостепенную роль. Обильные и *праздничные *трапезы совершаются после того, как люди ходили в святилище заклать какое–либо животное, принести первые колосья или лучшие *плоды урожая (Втор 16, 1–17). Запрет есть нечистых животных (Лев 11), основанный на принципе: «святому народу – святая пища» (Втор 14, 21), поддерживает в этой области, столь важной для ч-ского существования, какой является питание, благоговение перед всевышней волей Бога.

Через *Союз–Завет Бог берет на Себя заботу о существовании Своего народа. *Манна, данная «с неба» (Исх 16, 4), – П., непосредственно предоставленная Богом (16, 15), на к-рую *труд и расчеты ч‑ка не влияют никак (16, 4 сл.), – служит знамением этого нового состояния. Но это состояние предполагает *веру: манна должна служить питанию тела и питанию веры, чтобы Израиль научился ожидать все необходимое для своего существования и само продление этого существования от слова «исходящего из уст Господа» (Втор 8, 3; Прем 16, 26; ср Мф 4, 4), и доставляющего радость и веселие (Иер 15, 16). Заповеди Его слаще меда (Пс 18. 10 сл.). Речь идет уже не о том, чтобы питаться различными видами плодов, но словом Господним (Прем 16, 26). Поэтому пророк Иезекииль (Иез 3, 3) и Апостол Иоанн (Откр 10, 9 слл), прежде чем дать свое свидетельство, воспринимают это Божие Слово под символом свитка, к-рый надлежит съесть. В эпоху НЗ хр–не продолжают питаться словом Божиим (Евр 5, 12 слл; ср 1Кор 3, 1 слл; 1Петр 2, 2), есть духовную П. и пить духовное питие, к-рое есть Христос (1Кор 10, 3 сл.).

Так как ч-к – *дитя Божие, он может и обходиться без всякой П. этого мира, и пользоваться любой из них. «Заколи и ешь!» – говорит Петру голос с неба (Деян 10, 13): для хр-н уже нет различия между *чистыми и нечистыми животными; они уже не «порабощены вещественным началам мира», они «получили усыновление» (Гал 4, 3 сл.) и все во вселенной принадлежит им (1Кор 3, 22), даже *идоложертвенное мясо (8, 4; 10, 26), если помнить о том, что сами они принадлежат Христу, как Христос – Богу (3, 23). В таком случае, что бы они ни ели или пили, все для них – источник *благодарения (10, 30 сл.; 1Тим 4, 3 сл.).

Христос же, чтобы показать, что кроме Бога Он не нуждается ни в чем и что Его П. – *воля Отца Его (Ин 4, 34), постится сорок дней и сорок ночей (Мф 4, 1–4). И это не потому, что Он презирает П.: Он ест, как и Его ученики (Ин 4, 31), Он принимает приглашения на *трапезы (Мф 11, 19), а Своих учеников Он наставляет есть все, что им предлагают (Лк 10, 8); Он умножает хлебы, чтобы люди не страдали от *голода (Мф 15, 32 п). Этим чудом Христос показывает, что Отец, заботящийся о птицах небесных (Мф 6, 26), еще больше заботится о детях Своих; в особенности же Он имеет в виду научить той истине, что Он Сам и есть «хлеб Божий, к-рый сходит с неба и дает жизнь миру» (Ин 6, 32 сл.). Как в Нагорной проповеди Он призывал «не *заботиться» о пище (Мф 6, 25) и «искать прежде Царства Божия» (Мф 6, 33), так и здесь Он учит искать не «пищи тленной», но иной (Ин 6, 27; ср Рим 14, 17), и предлагает Сам Тело Свое как истинную П. и Кровь Свою как истинное питие (Ин 6, 55). *Евхаристия, в к-рой *хлеб земной становится Телом Христовым, дает ч-ку, ставшему чадом Божиим, возможность питаться, при любых обстоятельствах, Иисусом Христом, Его словами, Его делами, Его жизнью.

PMG & JG

– > вкушать 0 – голод и жажда – дерево 1 – Евхаристия III 1, 2 – елей 1 – манна – молоко – пост – Провидение 1 – пустыня ВЗ I 3 – соль 2, 3 – трапеза – труд I 2, IV 1 – чистый ВЗ I 1, НЗ II 1 – хлеб


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle