под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПЕТР (АПОСТОЛ)

1. Призвание. – Несмотря на общепринятый перевод, имя «Кифа», данное Христом Симону (Мф 16. 18; Ин 1, 42; ср 1Кор 1, 12; 15, 5; Гал 1, 18), ближе по значению к слову «*скала», чем к слову «камень». Благодатной силой этого нового *имени, выражающего данное ему с этого времени задание, Симон–Петр становится причастным к непреходящей крепости и непоколебимой верности Ягве и Его Мессии. Этим уже определяется исключительность его положения.

Если Петр был избран, так это быть может не потому, что он был личностью привлекательной или же имел какие–либо заслуги (даже в период до отречения). Это – избрание по чистому благоизволению и величие этого избрания основано на миссии, к-рую доверил ему Христос и к-рую он должен был выполнить с верностью любви (Ин 21, 15 слл).

2. Первенство. – Симон был одним из первых, призванных Иисусом *следовать за Ним (Ин 1, 35–42). У Синоптиков П. даже указывается в первую очередь среди призванных Иисусом учеников (Мф 4. 18–22 п). Во всяком случае П. занимает среди учеников преобладающее положение; он во главе перечня *Апостолов (Мф 10, 2) или группы из трех наиболее близких к Иисусу (напр., 17, 1 п); в Капернауме Иисус обычно останавливается в доме П. (напр., Мк 1, 29); в самые торжественные моменты от имени всех отвечает он (Мф 16, 23; 18, 21; 19, 27), в частности, когда он признает в Иисусе *Мессию (Мф 16, 16 п; Ин 6, 68); весть о Воскресении, доверенная ангелами женам–мироносицам (Мк 16, 7), содержит особое упоминание о П.; Ин. предоставляет ему первым проникнуть в гробницу (Ин 20, 1–10); наконец, воскресший Христос является Кифе раньше, чем явиться всем Апостолам (Лк 24, 34; 1Кор 15, 5). Всюду в НЗ подчеркивается первенствующее положение П. Однако оно не исключает ни необходимости тщательно искать, как осуществить замысел Божий (ср Деян 10–15 и Гал 2 по поводу универсализма), ни общей ответственности Апостолов, ни личной инициативы, напр., Павла. После своего обращения Павел, хотя и сознавал свое особое призвание (Гал 1, 15 сл.), отправляется в Иерусалим видеться с Петром (1, 18). Даже припоминая Антиохийский инцидент (2, 11–14), когда Петр по малодушию проявил колебание в определенном практическом случае, Павел обращается к Петру, как к тому, чей *авторитет ведет за собой всю Церковь.

3. Миссия. – Это первенство Петра основано на его *миссии, о к-рой говорится в ряде евангельских текстов.

а) Мф. 16, 13–23. – Как новый *Авраам, скала, из к-рой иссечены живые камни (ср Ис 51, 1 слл и Мф 3, 9), как основа, на к-рой Христос созидает эсхатологическую общину, П. получает миссию на благо всему народу. В борьбе с силами зла, к-рые являются и силами смерти, *Церкви, построенной на Петре, обеспечена победа. Так, Петру, признавшему в Иисусе Сына Бога Живого, поручается наивысшая миссия: собрать людей во единую общину, где им дается блаженная и вечная жизнь. Подобно тому, как в теле не может приостановиться та или иная жизненная функция, так и в Церкви – живом и животворящем организме – нужно, чтобы П., так или иначе, присутствовал постоянно, чтобы непрерывно объединять верных во Христе.

б) Лк. 22, 31 сл и Деян. – Напоминая, очевидно, о значении его имени, Иисус возвещает П., что он должен будет, раскаявшись после своего отречения, «утвердить» своих братьев; его *вера по молитве Христа не оскудеет. Такова, поистине, миссия Петра, о к-рой Лк. говорит в Деян.: он находится во главе собравшихся в Горнице (1, 13), играет ведущую роль в избрании Матфия (1, 15), судит Ананию и Сапфиру (5, 1–11); от имени остальных Апостолов, находящихся с ним, он объявляет толпе мессианское прославление воскресшего Христа и возвещает дар Духа (2, 14–36); он призывает всех людей ко крещению (2, 37–41), в том числе и «язычников» (10, 1–11, 18), и обходит все Церкви (9, 32). В знак своей власти над жизнью он во имя Иисуса исцеляет больных (3, 1–10) и воскрешает умершую (9, 36–42).

С другой стороны, тот факт, что П. обязан обосновать свое поведение при крещении Корнилия (11, 1–18), а также ход собора в Иерусалиме (15, 1–35) и нек–рые высказывания Павла (Гал 1, 18–2, 14) показывают, что в руководстве Иерусалимской Церковью, в значительной части коллегиальном, важное место занимал Иаков, согласие к-рого имело первостепенное значение. Однако все это не только не затрагивает первенства П. и сущности его миссии, но даже помогает глубже понять их смысл. Действительно, авторитет Иакова, предстоятеля Церкви Иерусалимской, имеет иные корни и выражается по–иному, чем у П.: этот последний, на основании своего особого призвания, получил миссию передавать истинное правило веры (ср Гал 1, 18) и быть носителем обетований жизни (Мф 16. 18 сл.).

в) Ин. 21. – В форме торжественной и как бы законодательной воскресший Христос трижды вверяет П. заботу обо всем стаде, и об агнцах и об овцах. Понимать эту миссию надо в свете притчи о добром Пастыре (Ин 10, 1–28). Добрый *Пастырь спасает Своих овец, собранных во единое стадо (10, 16; 11, 52), и они имеют жизнь в избытке; Он даже душу Свою полагает за Своих овец (10, 10 сл.); оттого Христос, возвещая П. его будущее мученичество, добавляет «следуй за Мною» (21, 19). Он должен идти по стопам своего Учителя, не только полагая свою жизнь за своих овец, но и приобщая их к вечной жизни, чтобы они не погибли вовек (10, 28).

«Следуя» Христу, К-рый есть Скала, живой Камень (1Петр 2, 4), Пастырь, обладающий властью принимать в Церковь, т. е. спасать верных от смерти и приобщать их к божественной жизни, Петр кладет начало существенно важному служению в Церкви, являясь видимым объединяющим началом всех верующих и в этом смысле «наместником» Христа. В этом его миссия и его величие.

PL

– > Апостолы – пастырь и стадо НЗ 2 – НЗ 2 – скала 1 – следовать 2 6 – созидать III 1 – Церковь III 2 в, IV 2, V 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle