под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПАСТЫРЬ И СТАДО

Глубоко укорененный в опыте «кочующих арамеян» (Втор 26, 5), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни (ср Быт 4, 2), образ пастуха, ведущего свое С., отлично выражает два аспекта *власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. П. одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это ч-к сильный, способный защищать свое С. от диких зверей (1Цар 17, 34–37; ср Мф 10, 16; Деян 20, 29); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их зная (Притч 27, 23), применяясь к их положению (Быт 33, 13 сл.), нося их на своих руках (Ис 40, 11), даже любя ту или другую из них «как дочь» (2Цар 12, 3). Его власть неоспорима, она основана на преданности и любви. На древнем Востоке (в Вавилоне, в Ассирии) цари называли себя П-ми, на к-рых божество возложило определенное служение – собирать овец С. и заботиться о них. В Библии также часто встречается этот образ, помогающий понять отношения, к-рые соединяют Израиля с Богом через Христа и Его посланников.

ВЗ

1. Ягве – глава и отец стада. – Вопреки тому, чего можно было бы ожидать, *Ягве почти никогда не именуется пастырем; исключение составляют только два древних Его обозначения (Быт 49, 24; 48, 15) и два обращения к Нему в Псалтири (Пс 22, 1; 79, 2). По–видимому, наименование это оставляется только за Тем, К-рый должен прийти. Зато, если нет аллегорического транспонирования на Ягве такого наименования, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как настоящая *притча о добром П. При Исходе Израиль был «народом паствы Его и овцами руки Его» (Пс 94, 7) и Бог «вел их, как стадо, пустынею» (Пс 77, 52 сл.); и Ягве продолжает быть «водящим» в отношении Своего народа (Пс 79, 2), «как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис 40, 11); правда, Израиль больше похож на упрямую телицу, чем на ягненка на пастбище (Ос 4, 16); и потому «стадо Господне отведено будет в плен» (Иер 13, 17). Но Ягве снова «будет вести их и приведет их к источникам вод» (Ис 49, 10), давая «знак» (евр. «свистя») рассеянным овцам (Зах 10, 8) и собирая их (ср Ис 56, 8). Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, к-рый под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и ничего не может бояться (Пс 22, 1–4). Его *милосердие распространяется на всякую *плоть (Сир 18, 13).

2. Стадо и его пастыри. – Господь вверяет овец Своей паствы (Пс 99, 3; 78, 13; 73, 1; Мих 7, 14) Своим служителям: Он их ведет «рукою Моисея» (Пс 76, 21) и, «чтобы не осталось общество Г осподне как овцы, у которых нет пастыря», Он после Моисея указывает на Иисуса Навина как на нового вождя (Числ 27, 15–20); Он берет Давида «от дворов овчих», чтобы дать ему пасти Свой народ (Пс 77, 70 слл; 2Цар 7, 8; см 5, 2; 24, 17). Однако, звание П. никогда не применяется прямо к царям Израилевым, хотя роль П. и приписывается им (3Цар 22, 17; Иер 23. 1–2; Иез 34, 1–10); оно дается только Судьям (2Цар 7, 7), народным вождям (Иер 2, 8) и князьям *народов языч. (Иер 25, 34 слл; Наум 3, 18; Ис 44, 28). Как и в отношении Ягве, это наименование как бы приберегается для нового *Давида; так оно становится одним из образов эсхатологической надежды. Таково благовествование Иезекииля, подготовленное Иеремией: Ягве вновь берет на Себя водительство Своим стадом и поручит его Мессии.

Пастыри Израиля проявили неверность своей *миссии. Они не *искали Ягве (Иер 10, 21) и возмутились против Него (2, 8), заботясь не о стаде, а о самих себе (Иез 34, 3), допуская блуждания и рассеяние овец (Иер 23, 1 сл.; 50, 6; Иез 34, 1–10). «Всех пастырей твоих унесет ветер» (Иер 22, 22). По словам пророков (Мих 7, 14 сл.), Ягве возьмет в руки Свое С. (Иер 23, 3), соберет его (Мих 4, 6), «возвратит его на пажить его» (Иер 50, 19) и там будет охранять его (Иер 31, 10; Иез 34, 11–22). Затем Он поставит ему «пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти с знанием и благоразумием» (Иер 3, 15; 23, 4); наконец, согласно Иезекиилю, будет только один Пастырь, Новый Давид, Бог Которого – Ягве (Иез 34, 23 сл.): вы «овцы паствы Моей» – говорит Ягве (34, 31) и паства эта будет умножаться (36, 37 сл.); при этом едином Пастыре Иуда и Израиль, прежде враждовавшие, объединятся (37, 22, 24; ср Мих 2, 12 сл.).

П-ри общины, однако, и после плена не отвечают ожиданию Ягве, и Захария снова начинает их обличать, возвещая судьбу грядущего Пастыря. Этих неверных пастырей Ягве «посетит» в *гневе Своем (Зах 10, 3; 11, 4–17), подняв меч (13, 7); от очищенного т. обр. Израиля сохранится *Остаток (13, 8 сл.). Общая связь пророческого текста побуждает видеть в пораженном пастыре (13, 7) не неразумного пастуха (11, 15 слл), а того «Пронзенного» (12, 10), смерть К-рого была во спасение (13, 1–6). Этот Пастырь конкретно отождествляется с *Отроком, К-рый, как «агнец безгласный», должен Своею жертвой оправдать овец рассеянных (Ис 53, 6 сл, 11 сл.).

НЗ

Во времена Христа о пастухах судили по–разному. Во имя *Закона, к-рый они не имели возможности соблюдать, их приравнивали к ворам и убийцам. Однако хранилось в памяти и пророчество о грядущем Пастыре. Иисус исполняет это пророчество; вероятно Он включал пастухов в число тех «малых», к-рые, как мытари и блудницы, радостно принимают Благую Весть. В этом смысле можно истолковать прием, оказанный вифлеемскими пастухами Иисусу, родившемуся, по всей вероятности, в их вертепе (Лк 2, 8–20). Верный библ. преданию, Иисус показывает милосердную заботу Бога в образе пастуха, ищущего пропавшую овцу (Лк 15, 4–7). В то же время, пришествие ожидаемого доброго П. исполняется именно в Его лице, и Сам Он поручает нек–рым людям пастырское служение в Церкви.

1. Иисус – Пастырь добрый. – У синоптиков есть много элементов, предвозвещающих Иоаннову аллегорию. Рождение Иисуса в Вифлееме исполнило пророчество Михея (Мф 2, 6; ср Мих 5, 1); Его милосердие открывает в Нем П., ожидаемого Моисеем (Числ 27, 17), ибо он приходит на помощь овцам, не имеющим П. (Мф 9, 36; Мк 6, 34). Иисус говорит о Себе, что Он послан к погибшим овцам дома Израилева (Мф 15, 24; 10, 6; Лк 19, 10). «Малое стадо» учеников, Им собранных (Лк 12, 32), является прообразом эсхатологической общины, к-рой обещано *Царство святых (ср Дан 7, 27); оно будет гонимо волками как внешними (Мф 10, 16; Рим 8. 36), так и внутренними, «приходящими в овечей одежде» (Мф 7, 15). Оно будет рассеяно, но, согласно пророчеству Захарии, П., после того как Он будет поражен, вновь соберет его в Галилее *язычников (Мф 26, 31 сл.; ср Зах 13, 7). Наконец, на закате времен Владетель овец отделит в С. добрых от злых (Мф 25, 21 сл.).

Другие свящ. писатели НЗ-а представляют в этом смысле «Пастыря овец великого» (Евр 13, 20), более великого, чем Моисей, «Пастыреначальника» (1Петр 5, 4), «Пастыря и Блюстителя», Который вернул заблудшие души, исцелив их Своими собственными ранами (1Петр 2, 24 сл.). Наконец, в Откр. Ин., к-рое, по–видимому, следует апокрифическому преданию о Мессии–завоевателе, Христос- *Агнец становится Пастырем, ведущим к источникам жизни (Откр 7, 17) и поражающим язычников жезлом железным (19, 15; 12, 5).

В IV Евангелии эти разрозненные указания складываются в величавую фреску, где Церковь показана живущей под водительством единого Пастыря (Ин 10). Здесь, однако, речь идет не столько о Царе, Владетеле С., сколько о Сыне Божием, К-рый открывает Своим любовь Отца. В Своей проповеди Иисус часто обращается к древним данным и их углубляет. Как и у Иезекииля (Иез 34, 17), речь идет о Суде (Ин 9, 39). Израиль напоминает угнетенных овец (Иез 34, 3), отданных «ворам и разбойникам» (Ин 10, 1, 10) и рассеянных (Иез 34, 5 сл,12; Ин 10, 12). Иисус, как Ягве, «выводит» их и «пасет их на хорошей пажити» (Иез 34, 10–14; Ин 10, 11, 3, 9, 16); там они познают Господа (Иез 34, 15, 30; Ин 10, 15), спасшего их (Иез 34, 22; Ин 10, 9). Возвещенный «единый пастырь» (Иез 34, 23) – «это Я», говорит Иисус (Ин 10, 11).

Иисус идет еще дальше. Он – единственный *посредник, *дверь, через к-рую входят к овцам (10, 7) и выходят на пастбища (10, 9 сл.). Он один передает пастырскую власть (ср 21, 15 слл); Он один дает *жизнь при полной свободе входа и выхода (ср Числ 27, 17). Новое существование основано на взаимном *знании П. и овец (10, 3 сл, 14 сл.), на взаимной любви, к-рая в свою очередь основана на любви объединяющей Отца и Сына (14, 20; 15, 10; 17, 8 сл, 18–23). Наконец, Иисус – совершенный П., потому что Он полагает жизнь Свою за овец (10, 15, 17 сл.); Он не только «поражен» (Мф 26. 31; Зах 13, 7), Он Сам полагает жизнь Свою (Ин 10, 18); рассеянные овцы, к-рых Он собирает, приходят и из двора Израилева, и от языч. *народов (10, 16; 11, 52). Единое стадо, т. обр. собранное, едино навеки, так как любовь всемогущего Отца оберегает его и обеспечивает ему жизнь вечную (10, 27–30).

2. Церковь и ее пастыри. – По Ин., проповедь о Добром Пастыре полагает начало Церкви: Иисус принимает слепорожденного, изгнанного из синагоги недостойными вождями Израиля. После Воскресения Петр получает миссию пасти всю Церковь (21, 16). На других пастырей (Еф 4, 11) возложена обязанность *бодрствовать над отдельными Церквами: это «старейшины» и «епископы» (1Петр 5, 1 слл; Деян 20, 28). По *примеру Господа, их долг *искать заблудщих овец (Мф 18, 12 слл), бодрствовать для защиты от алчных волков, к-рые не будут щадить стадо, от лжеучителей, вовлекающих в ересь (Деян 20, 28 слл). Одно и то же название «пастырь» должно вызывать представление о качествах, к-рые должны иметь П. народа и о действиях Самого Ягве в ВЗ: в НЗ через этот образ напоминается, что надо пасти Церковь Божию с сердечным порывом, бескорыстно (ср Иез 34, 2 сл.) и становиться для С. образцом; тогда от «Пастыреначальника» «вы получите неувядающий венец славы» (1Петр 5, 3 сл.).

CL & XLD

– > Агнец Божий 3 – Бог ВЗ IV – власть – ворота НЗ – Давид 1, 3 – единство III – Петр 3 в – посещение ВЗ 1 – служение II 3 – Церковь II 2, V 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle