под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОСТАТОК

ВЗ

Бог обещал Аврааму потомство многочисленное, как звезды небесные (Быт 15, 5), и Он же устами Амоса предупредил Израиля: «Как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы» (Ам 3, 12). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим 2, 4), и возвещает, что во время великой скорби, «если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть: но ради избранных будут сокращены дни те» (Мф 24, 22). – Этот О., пощаженный при совершении *Суда, составляет существенный элемент библ. *надежды. Представление о нем связано с опытом войн и сопровождающим их избиением множества людей. Истребление побежденных, так часто применявшееся (ассирийские документы, стела Месы), ставило перед Израилем вопрос о самом его существовании и, следовательно, о нерушимости Божиих *обетований.

В зависимости от контекста данный термин может указывать на размер катастрофы («только остаток обратится», Ис 10, 22, «и остатка не будет», Иер 11, 23), или же на надежду, к-рая сохраняется, благодаря продолжающейся жизни О. (Иер 40, 11). Эта тема появляется при бедствиях IX века (ср 3Цар 19, 15–18), но она имеется уже в предисторическом периоде: это повествование о *Ное (Быт 6, 5 слл, 17 сл.), к-рый называется «Остатком» в Сир. 44, 17, а также о наказаниях, постигающих Израиля в пустыне и приводящих к уничтожению значительной части народа (Исх 32, 28; Числ 17, 14; 21, 6; 25, 9).

1. До плена. – Согласно Амосу, как нынешние испытания уменьшили народ до небольшого числа оставшихся в живых (Ам 5, 15), так и грядущие *наказания, рассматриваемые в перспективе эсхатологического суда, уменьшат Израиля до горсточки людей (3, 12; 5, 3). Как решето, они будут отсеивать грешников на погибель и оставят только праведных (9, 8 слл).

Согласно Исаии, О. будет причастен святости Ягве (Ис 4, 3; ср 6, 3), к-рая есть огонь, испепеляющий нечестивых, но для других он – пламя светлое (10, 17) и очистительное (1, 25–28). Этот О. – дело Ягве (4, 4) и будет полагаться верою только на Бога одного (10, 20), т. обр. избегая наказания (7, 9; 28, 16); в зачатке он уже существует в учениках пророка (8, 16, 18); по–видимому, он состоит преимущественно из «бедных» (14, 32), что ясно утверждает веком позже одно из последующих пророчеств (Соф 3, 12 сл.). Мессия, наместник Ягве, вокруг к-рого объединится этот О. (Ис 10, 21: Бог крепкий = Мессия, ср 9, 6), будет его главой и его славой (4, 2), а также его представителем, так как О. и Мессия описываются в одних и тех же выражениях (ср 6, 13 и 11, 1; 11, 2 и 28, 5 сл.).

У Михея, современника Исаии, О. становится уже определенным термином для обозначения очищенного народа мессианских времен, ставшего «сильным народом» (Мих 4, 7). Для язычников он будет источником гибели или благословения, смотря по их отношению к нему (5, 6 слл). Т. обр. он наследует благословение, данное Аврааму и его потомству (Быт 12, 3).

2. Поворотный момент – плен. Иеремия значительно углубляет учение об О. Как и его предшественники, он продолжает давать это имя маленькой группе жителей Иудеи, избежавших переселения и оставшихся в святой Земле (Иер 40, 11; 42, 15; 44, 12; ср Ам 5, 15; Ис 37, 4; Соф 2, 7; Иер 6, 9; 15, 9). Но настоящими носителями и наследниками мессианских чаяний теперь являются уведенные в плен (24, 1–10). Правда, они обычно не называются «Остатком» и даже противопоставляются ему (24, 8); так что остается в силе прежнее словоупотребление. Однако, для указания на славное будущее, предназначенное уведенным в плен, это выражение напрашивается само собой (23, 3; 31, 7). Этот О. отныне отличен от земной общины, от государства Иуды.

Другое углубление этого термина дано у Иезекииля. До него пророки как будто не различали близко предстоявшие испытания и эсхатологический суд, который должен свести народ к О. праведных. После катастрофы 587 года Иезекииль констатирует, что оставшиеся в живых не лучше тех, кого настигла смерть (Иез 6, 8 сл.; 12, 15 сл.; 14, 21 слл). Между тем, прежде он предсказывал, что только праведные будут пощажены (9, 4 слл). Следовательно, эсхатологический суд, который он тогда имел в виду, еще должен прийти (20, 35–38; 34, 17). Только этот Суд отделит неверных от святого О. (20, 38; 34, 20).

3. Три рода Остатка. – Так вырисовывается различение двух значений слова: с одной стороны, та часть, к-рая остается в живых после какого–либо бедствия, иначе говоря, исторический Остаток (Ам 5, 15; Ис 37, 4; Иер 6, 9; Иез 9, 8; и т. д.), и, с другой стороны, та община, к-рая обретет спасение в последние времена, то есть эсхатологический Остаток (Мих 5, 6 слл; Соф 3, 12; Ис 4, 4; 10, 22; 28, 5; Иер 23, 3; 31, 7; и т. д.). Свят только этот последний. Первый же свят не более, чем устраненная часть.

Со времени плена появляется третье понятие, а именно, религиозной элиты внутри народа, как наследницы и носительницы обетований. Ее можно назвать верным Остатком, хотя имени О. она в ВЗ не носит никогда. Это имя ей дается впоследствии в НЗ (Рим 11, 5), а также в нек–рых не–библейских письменных произведениях (Дамасский документ 1, 4; 2, 11). Это в сущности та же идея, но она переходит с материальной плоскости на духовную. Верный О. представляет собою часть религиозноживую в очах Божиих.

Этот верный Остаток появляется под именем «раба Божия Израиля», Израиля, в котором «Я прославлюсь» (Ис 49, 3). На него возложена определенная миссия в отношении всего Израиля (49, 5). Среди этой религиозной элиты возникает индивидуальный образ, олицетворяющий ее и воплощающий ее судьбы: образ *Отрока. В конце концов только Он выполняет Своей искупительной смертью призвание, возложенное на этот О. (52, 13–53, 12). Но начиная с Него, происходит обратное движение: не только весь Израиль, но и язычники будут включены в О., сведенный к одному только Мессии (49, 6; 53, 11).

4. После плена. – Маленькая община уведенных в плен и вернувшихся к Сиону называет себя О. (Агг 1, 12; 2, 2; Зах 8, 6), и нек–рые пророчества допускают мысль, что это и есть святой О. и что эсхатологические обетования (Ос 2, 23 сл.; Иез 34. 26 сл.) осуществятся в его пользу (Зах 8, 11 сл.). Но мессианский характер этого восстановления только начаточный и прообразующий, и исторический О. после плена еще нуждается в очищении (Зах 13, 1 сл.; 14, 2). Представление о верном О. становится все более четким. *Народ Божий отождествляется с «бедными Ягве» (Ис 49, 13; Пс 17, 28; 149, 4). Пс. 72, 1 отождествляет Израиль с теми, у кого сердце чистое. В 1 Макк. 1, 52 сл слово «народ» обозначает массу израильского народа и противополагается слову «Израиль», обозначающему верный О. Пророческие тексты времен после плена продолжают возвещать эсхатологический О. (Ис 65, 8–12; Авв 17 = Иоил 3, 5), но теперь они в него вводят и язычников (Ис 66, 19; Зах 9, 7).

НЗ

В НЗ то же слово еще применяется к «верному Остатку», к той части народа Божия, к-рая уверовала во Христа (Рим 11, 5). Тема верного О., единственного подлинного *Израиля, сквозит в очень многих текстах НЗ (Мф 3, 9–12; 22, 14; Лк 12, 32; Ин 1, 11 сл.; 1, 47; Рим 2, 28; 1Кор 10, 18; Гал 6, 16), однако, она перестает иметь самостоятельное существование. Теперешний О. – это *Церковь.

Глубокое значение этой темы в замысле Божием указано Павлом, к-рый в Посл. к Рим. развил целое богословское учение о *замысле Божием (9–11). Благодаря О., уверовавшему во Христа, неверность Израиля не разрушает *обетований и *верность Божия остается во всей своей полноте (Рим 11, 1–7), С другой стороны, благодаря существованию О., единственного носителя обетований, проявляется абсолютная свобода *избрания Богом отдельных личностей, даже внутри всего избранного народа (9, 6–18, 25–29). Избрание же одной части внутри избранного народа, части, в конце концов сводящейся к одному Мессии, направлено на *искупление всех, не только всего Израиля (11, 26), но и язычников (11, 25). Так сочетаются по видимости противоположные требования Божией *правды: наказания за грех с одной стороны, а с другой – верности *обетованию, к-рая не может быть подорвана ч-ским грехом, но всегда остается свободным даром.

FD

– > возрастание ВЗ 2, НЗ 3 – Воскресение ВЗ II – замысел Божий НЗ III 2 – избрание ВЗ III 1 – Израиль НЗ 3 – испытание ВЗ I 3, НЗ I – надежда ВЗ II 2 – народ Б 11, В II – наследство ВЗ II, НЗ 11 – Ной 2 – огонь ВЗ II 2 – ожесточение I 2 б – покаяние ВЗ II, НЗ III 1 – посредник I 2, II 1 – потоп – святой ВЗ IV 3 – слуга II 2 – спасение НЗ I 2 а, II 1 – Церковь II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle