под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОСВОБОЖДЕНИЕ – СВОБОДА

«К свободе призваны вы, братья» (Гал 5, 13): такова одна из основных тем Евангелия *спасения; Иисус пришел «возвестить пленным освобожде–ние, отпустить угнетенных на свободу» (Лк 4, 18). Его благодатное действие простирается на всех: на язычников древности, чувствовавших себя подвластными року, и на Иудеев, отказывавшихся признать себя рабами (Ин 8, 33), но также и на людей нашего времени, смутно жаждущих окончательного О. Все зависит от того, как понимать С. В Библии ей не дается определения. Однако в ней всегда чувствуется утверждение, что ч-к наделен способностью свободного выбора, когда отвечает на то, чего Бог желает от него (I); главное заключается в том, что в ней намечен путь к подлинной С.; в ВЗ Ягве непрестанно заботится, чтобы обеспечить О. Своего народа (II). В НЗ благодать Христа приносит людям С. детей Божиих (III).

При чтении нек–рых библ. текстов может показаться, что в них не признается наличие у ч‑ка подлинной С. выбора – настолько свящ. писатели настаивают на суверенитете *воли Божией (Ис 6, 9 сл.; Рим 8, 28 слл; 9, 10–21; 11, 33–36). Но тут важно иметь в виду склонность семитической мысли рассматривать непосредственно божественную причинность, не упоминая о причинах вторичных, к-рые, однако, при этом не отрицаются (ср Исх 4, 21; 7, 13 сл – по поводу *ожесточения Фараона); кроме того, следует делать различие между разными степенями и модальностями воли Божией: Он не по–одинаковому хочет спасения всех людей (1Тим 2, 4) или вечной смерти нераскаянного грешника (см Иез 18, 23). Утверждение Павла о свободе (слав, «изволении») Божией в избрании (Рим 9, 11) и о «*предопределении» (8, 29 сл.) не является достаточной предпосылкой, чтобы сделать вывод об иллюзорном характере ч-ской свободы.

В действительности, все библ. предание считает ч‑ка способным принимать свободные решения: оно постоянно напоминает ему о его свободе делать выбор, подчеркивая в то же время его ответственность, начиная уже с повествования о первом грехе (Быт 2–3; ср 4, 7). Ч-ку принадлежит выбор между благословением и проклятием, жизнью и смертью (ср Втор 11, 26 слл; 30, 15–20), его дело обратиться, и так это остается до конца его существования (Иез 18, 21–28; Рим 11, 22 сл.; 1Кор 9, 27). Дело каждого – вступить на путь, ведущий к жизни, и на нем удержаться (Мф 7, 13 сл.). Иисус сын Сирахов определенно отвергает самоизвинения фаталистов: «Не говори: Господь ввел меня в заблуждение, ибо Он не имеет надобности в муже грешном… Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность» (Сир 15, 12, 15; ср Иак 1, 13 слл). Павел протестует с негодованием против богохульных слов грешника, пытающегося обвинить в несправедливости Бога, справедливо осудившего его (Рим 3, 5–8; 9, 19 сл.).

Свящ. писатели не отстранили кажущуюся антиномию между суверенной властью Бога и ч-ской свободой, но они сказали об этом достаточно, чтобы стало понятным, что Божия благодать и свободное послушание ч‑ка оба необходимы для спасения. Павел считает, что это так в его собственной жизни (Деян 22, 6–10; 1Кор 15, 10) и в жизни каждого хр–на (Флп 2, 12 сл.). В наших глазах эта тайна продолжает быть тайной, но Бог знает, как исполнять наше сердце, не совершая насилия над ним, и как привлекать нас к Себе, не принуждая нас (ср Пс 118, 36; Иез 36, 26 сл.; Ос 2, 16 сл.; Ин 6, 44).

1. Исход из Египта. – Возникновение избранного народа было отмечено событием первостепенной важности – его О-м Богом из Египетской неволи (Исх 1–15). В ВЗ это понятие передается преимущественно двумя характерными глаголами, из них первый (га́ал: Исх 6, 6; Пс 73, 2; 76, 16) представляет собою термин семейного *права, а второй (падах: Втор 7, 8; 9, 26; Пс 77, 42) принадлежал первоначально торговому праву («освободить за равную ценность»). Но оба глагола фактически равнозначны, когда они подлежащим имеют Бога и в переводе LXX они в огромном большинстве случаев переданы одинаково (словом λυτρουσθαι, к-рое по- латыни часто переводится redimere, а по–славянски искупать). Этимология этого греч. глагола (от λύτρον – «выкуп») не должна, однако, вводить в заблуждение относительно его смысла: совокупность библ. текстов показывает, что этот первый «выкуп» или «*искупление» был О-м через победу, и Ягве не платил никакого выкупа угнетателям Израиля.

2. Бог – «Го́ел» Израиля. – Когда измены народа Божия привели к разрушению Иерусалима и к *пленению, О. уведенных в *Вавилон Иудеев стало вторым искуплением, благая весть о к-ром составляет главное содержание Ис 40–55. Ягве, Святый Израиля – его «Освободитель–Искупитель», «Го́ел» (Ис 43, 14; 44, 6, 24; 47, 4; ср Иер 50, 34).

В древнем евр. праве слово Го́ел обозначает близкого родственника, на к-ром лежит обязанность защищать своих: будь то сохранение семейного наследия (Лев 25, 23 слл), или освобождение «брата», попавшего в рабство (25, 26–49), покровительство вдове (Руф 4, 5), *отмщение за убитого сородича (Числ 35, 19 слл). Применение звания Го́ел в Ис 40–55 подсказывает мысль о непрерывности родственных уз между Ягве и Израилем: в силу *союза, заключенного уже при первом *Исходе (ср Исх 4, 22), избранный народ остается, несмотря на свои провинности, *супругой Ягве (Ис 50, 1). Параллелизм обоих О. очевиден (ср Ис 10, 25 слл; 40, 3); как и первое, второе дано «не за выкуп и не за дары» (Ис 45, 13; 52, 3) и в нем даже еще больше проявляется *милосердие Божие, так как Вавилонское пленение было *наказанием за грехи народа.

3. Ожидание окончательного освобождения. – На избранный народ должны были еще обрушиться другие испытания, и среди этих невзгод он не переставал призывать помощь Божию (ср Пс 24, 22; 43, 27) и помнить о первом избавлении как о верном залоге и *прообразе всех других: «Не презри достояния Твоего, к-рое Ты избавил для Себя из земли Египетской» (молитва Мардохея в Есф 4, 17 LXX; ср 1 Макк 4, 8–11). Последние века перед пришествием Мессии отмечены ожиданием «окончательного освобождения» (перевод Таргума в Ис 45. 17; ср Евр 9, 12) и богослужебные молитвы Иудейства молят Го’ела Израиля ускорить его день.

По всей вероятности, немало Иудеев ожидали от Господа главным обр. О. от ига, к-рое языч. народы наложили на святую Землю, и возможно, что ученики, шедшие в Эммаус, так же представляли себе дело Того, «К-рый должен избавить Израиля» (Лк 24, 21). Все же духовная элита Израиля (ср Лк 2, 38) наполняла эту *надежду более подлинным религиозным содержанием, подобным тому, к-рое выразилось уже в окончании Пс 129, 8: Господь «избавит Израиля от всех беззаконий Его». В истинное О. входило очищение *Остатка, призванного быть причастным святости своего Бога (ср Ис *.27; 44, 22; 59, 20).

4. Отражение в личной и общественной жизни

В плане личной жизни освободительное дело Бога в пользу Своего народа продолжается и как бы возобновляется в жизни каждого верного (ср 2Цар 4, 9 «Жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби»). Эта тема часто встречается в молитвенных Псалмах. Иногда псалмопевец высказывается в общих выражениях, не уточняя, какой именно опасности он подвергается или подвергался (Пс 18, 15; 25, 11); в других случаях он говорит, что имеет дело с противниками, желающими отнять у него жизнь (Пс 54, 19; 68, 19), или же его молитва является молитвой тяжко больного, к-рый мог бы умереть, если бы Бог ему не помог (Пс 102. 3 сл.). Но уже поставлены вехи для более глубокой религиозной надежды (ср Пс 30, 6; 48, 16).

В плане общественном на библ. законодательстве лежит отпечаток воспоминания о первом О. Израиля, особенно в традиции, представленной Второзаконием: *раб–еврей должен был отпускаться на свободу на седьмом году в честь того, что Ягве сделал для Своих (Втор 15, 12–15; ср Иер 34, 8–22). Правда, Закон не всегда соблюдался, и даже еще после возвращения из плена Неемия должен был выступать против злоупотреблений нек–рых своих соотечественников, не останавливавшихся перед тем, чтобы обращать в рабство своих «искупленных» братьев (Неем 5, 1–8). И не случайно «угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо» есть одна из форм *поста, к-рую «избрал» Ягве (Ис 58, 6).

1. Христос – наш Освободитель. – О. Израиля было только прообразом искупления христиан. Ибо строй совершенной и окончательной С. устанавливается Христом для всех: Иудеев и язычников, приходящих к Нему в вере и любви.

Апп. Павел и Иоанн – главные глашатаи христианской С. Первый провозглашает ее глав. обр. в посл. к Гал.: «Стойте в свободе, к-рую даровал нам Христос… К свободе призваны вы, братья» (Гал 5, 1, 13; ср 4, 26, 31; 1Кор 7, 22; 2Кор 3, 17). Что касается Иоанна, он ставит ударение на основе истинной С. – на *вере, принимающей Слово Иисуса: «Истина освободит вас… Если Сын вас освободит, вы действительно свободны будете» (Ин 8, 32, 36).

2. Природа христианской свободы. – Сказываясь в общественной жизни – о чем прекрасно свидетельствует послание к Филимону – христианская С. стоит на еще более высоком уровне. Доступная *рабам так же как и свободным людям, она не предполагает предварительной перемены состояния (1Кор 7, 21). В греко–римском мире, где гражданская С. составляла самую основу ч-ского достоинства, это обстоятельство представлялось парадоксом; но этим проявлялась гораздо более глубокая ценность О., принесенного Христом. Это О. не тождественно и с идеалом мудрецов, стоиков и всех тех, кто старался путем размышления и нравственного усилия приобрести совершенное самообладание и утвердиться в невозмутимом внутреннем спокойствии. Отнюдь не будучи плодом какого- либо отвлеченного и вневременного учения, хр–ская С. вытекает из определенного исторического события, т. е. из победной смерти Иисуса и из личной близости, т. е. из единения со Христом в крещении.

Верующий свободен в том смысле, что во Христе он получил возможность жить отныне в близком общении с Отцом, не будучи связан узами Греха, Смерти и Закона.

а) Грех – это настоящий деспот, из рабства к-рому Иисус Христос нас вырывает. В Рим 1–3 Павел описывает жестокость всеобъемлющей тирании, к-рую *Грех имел над миром; но делает он это, чтобы с тем большей ясностью представить преизобилие *благодати (Рим 5, 15–20; 8, 2). Приобщая нас к тайне смерти и воскресения Христа, *крещение кладет конец нашему порабощению (6, 6). Этим освобождением осуществляется самое существенное из ВЗ-ного ожидания, каким его понимала наиболее духовная часть Израиля (ср Лк 1. 68–75). Цитируя Ис 59, 20 по переводу LXX-ти, Павел отлично выделяет духовный характер этого О.: «Приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим 11, 26). В другом месте Апостол открывает язычникам «тайну» их полного доступа к преимуществам избранного народа: все, что было дивного в первом освобождении, возобновилось для нас всех: Бог «избавил нас от власти тьмы и ввел в царство возлюбленного Сына Своего, в К-*ом мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов» (Кол 1, 13 слл).

б) Смерть – неизбежная спутница Греха (Быт 2, 17; Прем 2, 23 сл.; Рим 5, 12), *Смерть тоже побеждена; она потеряла свое жало (1Кор 15, 56). Хр–не уже не подвержены рабству страха смерти (Евр 2, 14 сл.). Бесспорно, такое освобождение станет совершенным только при *воскресении во славе (1Кор 15, 26, 54 сл.), и мы еще находимся в «ожидании искупления тела нашего» (Рим 8, 23). Но нек- рым обр. последние времена уже начались и «мы перешли из смерти в жизнь» (1Ин 3, 14; Ин 5, 24) в той мере, в какой мы живем в вере и любви.

в) Закон. – Тем самым уже «мы не под *Законом, а под благодатью» (Рим 6, 15). Каким бы удивительным – или, напротив, самоочевидным – ни казалось это утверждение Павла, не следует преуменьшать его значение, так как иначе мог бы извратиться смысл возвещаемого Апостолом Евангелия спасения. Раз мы мистическим обр. умерли со Христом, мы отныне освобождены от Закона (Рим 7, 1–6) и не можем в исполнении некоего внешнего закона искать принцип нашего спасения (Гал 3, 2, 13; 4, 3 слл). Мы находимся в новом домостроительстве, и послушание Духу, излитому в наши сердца, составляет теперь норму нашего поведения (ср Иер 31, 33; Иез 36, 27; Рим 5, 5; 8, 9, 14; 2Кор 3, 3, 6). Хотя Павел говорит еще о «законе Христа» (Гал 6, 2, ср 1Кор 9, 21), но этот закон заключается в любви (Рим 13, 8 слл), и под действием Духа мы исполняем его как бы совершенно естественно, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор 3, 17).

3. Осуществление христианской свободы

а) Будучи освобожден, хр–нин исполнен дерзновенного упования (*доверие), *гордости, к-рой в НЗ дается название παρρησία. Это типично греч. слово (буквально: свобода говорить все) отлично определяет характерное поведение хр–нина и в особенности апостола: пред лицем Бога, это поведение *сыновное (ср Еф 3, 12; Евр 3, 6; 4, 16; 1Ин 2, 28; 3, 21), ибо «дух усыновления», а не «дух рабства» принимается при крещении (Рим 8, 14–17); перед людьми же, это – полная убежденность и бесстрашие при возвещении Слова (Деян 2, 29; 4, 13; и т. д.).

б) Свобода – не своеволие и не распущенность. – «К свободе призваны вы, братья; только бы свобода ваша не была поводом к угождению *плоти» (Гал 5, 13). С самого начала Апостолам пришлось обличать некоторые подделки под хр–скую свободу (ср 1Петр 2, 16; 2Петр 2, 19), и эта опасность была, по–видимому, особенно велика в Коринфской общине. Гностики этого города может быть приняли в качестве лозунга Павлову же формулу «все мне позволительно», но при этом извратили ее смысл, так что Павлу пришлось сделать уточнения: хр–нин не может забывать о том, что он принадлежит Господу и предназначен к воскресению (1Кор 6, 12 слл).

в) Первенство любви. – «Все позволительно, но не все *полезно», уточняет далее Апостол (греч. 1Кор 10, 23); необходимо отказываться от нек–рых своих прав, если этого требует благо брата (1Кор 8–10; Рим 14). Говоря точнее, это не предел, поставленный С., а более высокий способ ею пользоваться. Хр–не, освобожденные от древнего рабства для служения Богу (Рим 6), должны «любовью служить друг другу» (Гал 5, 13), к чему их и побуждает Дух Св. (Гал 5, 16–26). Сделавшись Служителем и в нек–ром смысле рабом своих братьев (ср 1Кор 9, 19), Павел не переставал быть свободным, но он был подражателем Христу (ср 1Кор 11, 1), Сыну, сделавшемуся Слугою.

LR

– > бедствие – возложение рук НЗ 1 – воля Божия – гнев Б ВЗ III 2, НЗ II 1 1 – гордость (дерзновение) 0, НЗ 2 – грех – добро и зло I 3 – забота 2 – Закон В II 2, III 3, IV 2 – Искупление ВЗ 1, НЗ 1 – испытание – Исход – Моисей 2 – ответственность – Пасха – покаяние – покой – предопределять 2 – Провидение 2 – путь I – раб – совесть 2 6 – служить III 2 – смерть ВЗ III, НЗ II 3 – спасение – суд ВЗ II 1 – труд III – узничество –


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle