под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОБЕТОВАНИЕ

Обещать – одно из ключевых слов языка любви. Слово «обетовать» (обещать) значит одновременно и возвещать и гарантировать какой–либо дар, обязываться словом, заявлять свою уверенность в будущем и в самом себе; вместе с тем оно также значит вызывать сердечное согласие и призывать к жертвенности *веры того, к кому обещание обращено. Тем, как Он дает Свои О. и присущей Ему уверенностью в том, что они никогда не будут нарушены, Бог открывает Свое исключительное величие: «Бог не ч-к, чтобы Ему лгать, и не сын ч-ский, чтобы Ему изменяться» (Числ 23, 19). Для Него обещать – значит уже дать, но этим даром является прежде всего вера, открытая к принятию *дара; обещать – значит также – силой той же *благодати – соделать получающего способным к *благодарению (ср Рим 4, 20) и к познанию, через дар сердца Дарующего.

В Израиле О. суть ключи к домостроительству спасения, к-рое есть исполнение пророчеств и *клятв Божиих (Быт 22, 16–18; Пс 109, 4; Лк 1, 73). Силою этих клятв дары Божии становятся непреложными (Рим 11, 29; Евр 6, 13 слл). Неверность Израиля бывала причиной ограничений этих О.» но они всегда оставались действительными, благодаря некоему *Остатку и таинственному *Сыну Человеческому (Дан 7, 13 слл).

Иудейство подчеркивает, с одной стороны, доверие к О., с другой – рассматривает их как вознаграждения: нужно, повинуясь заповедям (3Езд 7, 1, 19 слл), заслужить обещанное наследие. Хр–ство же видит в О. единственно изволение Божие, дар, обещанный всем верующим. Однако в ту же эпоху кумранская община полагает, что О. есть привилегия, действительная только для членов, соблюдающих ее правила.

Вот почему Павел, стремясь показать, что хр–ская жизнь основана на вере, находит в О., данном Аврааму и исполненном в Иисусе Христе (Гал 3, 16–28), сущность Писаний и *замысла Божия. Поэтому же посл. к Евр., ставящее себе целью показать в ВЗ определенную историю веры, тем самым указывает в нем на историю О. (Евр 11, 9, 13, 17, 33, 39). Поэтому, еще до высказываний Павла, проповедь Петра в день Пятидесятницы, еще очень архаичная по тону, с безошибочной проницательностью определяет дарование Духа и возникновение Церкви как «обетование» (Деян 2, 39) и исполнение пророчеств (2, 16). Для Иудеев *Писания – в первую очередь *Закон, *воля Божия, к-рую надлежит соблюдать во что бы то ни стало; для хр-н они становятся прежде всего книгой О.; Израильтяне были носителями О. (ср Рим 9, 4), хр–не же их унаследовали (Гал 3, 29).

Откр. об этой истине передается только на языке НЗ: в древнеевр. языке нет особого слова для понятия О. и оно там выражается целым рядом близких по смыслу терминов: *слово, клятва, *благословение, *наследие, *земля обетованная, – или словосочетаниями: «Бог Авраама, Исаака и Иакова» или «род Авраамов»; в НЗ же для О. есть особое слово – греч. έπαγγελία, подчеркивающее ценность «данного слова»: это своего рода «декларация». Это слово к тому же родственно слову *Евангелие, εύαγγέλιον, «Благая Весть».

Хр–ская интуиция, так ярко проявившаяся в посл. к Гал., раскрывает одну из существенных структур ВЗ. Единственная и нерушимая основа существования Израиля есть О. Божие.

1. Обетование праотцам. – Различные предания, сочетающиеся в кн. Бытия, делают ее книгой О. Получает О. прежде всего *Авраам (Быт 12, 1, 7; 13, 15 слл; 15; 17; Пс 104, 8 сл). В них всегда предвидится наследник и наследие, многочисленное и славное потомство, плодоносная земля (ср Быт 15. 4–7; 17, 16; 26, 24; 28, 13 слл; 35, 12). Они также всегда связаны с судьбами всего ч-ства. В ягвистском предании благословение, обещанное Аврааму (Быт 12, 2), есть Божий ответ на нечестивую вавилонскую попытку вознести ч-ское имя до небес (11, 4); с другой же стороны, это также как бы смягчение *проклятия, навлеченного на землю *грехом ч‑ка (3, 17; 4, 11) и первый конкретный прообраз торжествующей надежды, на к-рую Бог уже указал после первого греха (3, 15). Сверх того, это О. касается «всех племен земных» (12, 3). «Священническое» предание прямо связывает *благословение Авраама с первоначальным благословением *творения (1, 22* 28; 17, 6, 20). Конечно, *обрезание как будто ограничивает распространение О.; в действительности же Израиль может посредством этого обряда присоединить к себе какое угодно племя (34) и т. обр. исполняется полученное Авраамом О. – что он будет «*отцом множества народов» (Быт 17, 5; Сир 44, 19–22). Благословение рода Симова и Авраамова» подготовляя «царство священников и народ святой» (Исх 19, 6), конкретизирует привилегию быть «народом Божиим», содержащуюся в О.

2. Обетование и Закон. – Данные праотцам О., будучи проявлениями Божиего благоизволения и *благодати, содержат уже в себе определенные требования; они обращаются к *вере, т. е. вызывают к жизни новое существование, основанное на *слове Божием: уход Авраама из земли своей (Быт 12, 1), его хождение перед Богом (17, 1), его *послушание (22, 1 сл). *Закон распространяет это требование на все существование народа. Он есть хартия *Союза–Завета (Исх 19, 5; 24, 8; Ис Нав 24. 25 сл.), т. е. средство для Израиля вступить в *новое *святое существование, жить как *народ Божий, довериться водительству Божию. Закон предполагает предварительное наличие О. и уточняет его условия. О. предполагают, что на них будет отвечено послушанием, они вовсе не награда за *праведность Израиля; они выражают щедрость Бога, всегда готового облагодетельствовать Своих, но беспощадного ко греху и немогущего даровать Себя тем, кто Ему отказывает в вере.

3. Обетования Давиду. – Дабы все существование Израиля могло зиждиться на вере, необходимо было, чтобы все его установления обосновывались единственно на *Слове Божием. Монархическая власть, являющаяся обычной основой национального целого и выражением его воли к жизни, имеет в Израиле парадоксальный характер. Она только терпится Богом, как бы нехотя, потому что может нанести серьезный ущерб тому исключительному доверию, к-рого Ягве требует от Своего народа (1Цар 8, 7 слл); и в то же время ей предназначаются сверхземные величие и будущность (2Цар 7). Отрок, «взятый от стада овец», получит «имя великое, как имя великих на земле» (2Цар 7, 9); он будет основателем царского дома (7, 11 сл.), избранным Ягве, преисполненным Его благодеяниями (Пс 88, 21–30); его потомство воссядет одесную Бога (Пс 109, 1), получит народы в наследие (2, 8). В часы худших унижений и до самых дней Христа эти О. продолжают давать пищу вере Израиля (Ис 11, 1; Иер 23, 5; Зах 6, 12; Лк 1, 32, 69).

О. долгое время ограничивались земной перспективой: в них обещалось дарование сына, земли, царя, земных благ в изобилии. Однако уже Втор. дает понять, что главное в этих благах не их материальная сущность, а приносимое ими чувство удовлетворения и счастья. В писаниях пророков характер О. становится все более духовным и внутренним и сосредоточивается на новом *союзе- завете: «Вложу закон Мой в внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер 31, 33). Этот союз включает в себя как внутреннее знание, так и Прощение Божие и *сердце новое (Иез 36, 26 сл.; Пс 50, 12). Именно тогда, когда Израиль потерял всякую политическую роль, пророки обращались к нему с самыми радужными О., псалмопевцы пели «Ягве есть часть наследия моего» (15, 5; 72, 6) и обещали Наследие Божие и блаженство *бедным, мудрецы возвещали праведным «надежду, полную бессмертия» (Прем 3, 1–5), а мученики ожидали *воскресения (Дан 12, 2 сл.; 2 Макк 7).

4. Мессианские обетования. – О., данные праотцам и Давиду, подтверждая славное продолжение их рода, имели своим средоточием ожидание «Того, Кто должен прийти» (Ис 26, 20; Авв 2, 3 сл.; LXX). Предвещая наказание, пророки в то же время выражали О. мессианской надежды. Исаия видит в Эммануиле, рожденном от Девы, знамение благословения для всего народа (7, 14); он воспевает будущие прерогативы этого Младенца из рода Давидова: «Князь мира» (9, 5 сл.), «Царь праведный» (11, 11); Михей указывает на место, где родится «Тот, Который должен быть Владыкой во Израиле и Которого происхождение изначала…, от дней вечных» (5, 1–5); Иеремия обещает «Отрасль праведную» (23, 5 сл.; 33, 15 сл.; ср Ис 4, 2; Зах 3, 8 сл.; 6, 12), к-рая будет славою Израиля и восстановителем народа; Иезекииль возвещает Пастыря, К-рый придет пасти Своих овец как новый Давид (34, 23 сл.; ср 37, 24 сл.); Захария провидит радостное вхождение в Иерусалим Царя Мессии, в смиренном облике, возвещающего мир народам (Зах 9, 9 сл.).

5. Новые обетования. – В час, когда Израиль перестал существовать, потерял своего *царя, свою столицу, свой Ирам, свою честь, Бог пробуждает его веру Новыми О. Он напоминает «прежнее» предсказанное Израилю, – угрозы разрушения, оправдавшиеся с ужасной точностью (Ис 48, 3 слл; 43, 18), – с тем, чтобы теперь обещать ему «новое и сокровенное», чего Израиль «не знал» (48, 6; 42, 9; 43, 19), дела дивные и невообразимые. СамьГ выразительный синтез этих дивных дел есть новый *Иерусалим, «дом молитвы для всех народов» (Ис 56, 7), *матерь бесчисленного потомства (54, 3; 60, 4), Божия радость и похвала (60, 15).

6. Обетования Премудрости. – До какой степени все существование Израиля основывается на Божиих О., видно из места, занимаемого ими в писаниях Премудрости. Всякая премудрость содержит некое О., поскольку она начинает с собирания и классификации данных опыта, чтобы различить плоды, которых можно от них ожидать. Своеобразие премудрости Израиля заключается в том, что это ожидание, основанное на расчетах опыта, она заменяет *надеждой, имеющей совсем иное происхождение, а именно, коренящейся в верности подлинному духу ягвизма, «Завету Бога Всевышнего и Закону Моисееву» (Сир 24, 23). Премудрость Израиля приходит к нему свыше (Притч 8, 22–31; Сир 24, 2 слл; Прем 9, 4, 10), и вот почему обещаемое ею *блажен- ство (Притч 8, 32–36) превосходит ч-ские надежды (Прем 7, 8–11), обращаясь к «благодати от Господа» (Притч 8, 35), к «дружбе Божией» (Прем 7, 14). Из Пс. 118, к-рый является отзвуком этих О. в праведном сердце, можно видеть, что они поддерживали в Израиле веру и уверенность, что имеющий с собою Бога ни в чем больше не нуждается.

1. Синоптики. – Иисус, обетованный Мессия, в К-ром «все обетования Божии – да» (2Кор 1, 20), приходит прежде всего как исполнитель прежних и носитель новых О. Свою проповедь Он начинает возвещением *Царства (Мф 4, 23), к-рое в заповедях *Блаженства Он обещает нищим и гонимым (Мф 5. 3, 10; Лк 6, 20, 23); Он собирает вокруг себя учеников, предрекая им чудесный улов людей (4, 19), власть над двенадцатью коленами Израилевыми (19, 28). *Петру Он обещает основать на нем Свою *Церковь и дает ему уверенность в победе над адом (16, 16 слл). Всякому, кто следует за Ним, Он обещает во сто раз больше и жизнь вечную (19, 29); тому, кто исповедует Его перед людьми, Он обещает исповедовать его перед Отцом небесным (10, 32). Он принимает на Себя все О. ВЗ: О. о Народе и о *земле, о царстве и о блаженстве; их исполнение неразрывно связано с Его миссией и с Его личностью. Они еще не Исполнились, потому что не пришел Нас Его, и следовать за Иисусом можно только в вере, но следовать за Ним значит уже прикоснуться к их исполнению, уже найти искомое (Ин 1, 41, 45).

2. Евангелие от Иоанна ярко показывает, что Иисус, Своей личностью и Своими делами, является уже живым присутствием О. в мире. Он есть все, чего ожидает ч-к, все, что Бог обещал Своему народу: *истина, *жизнь, *хлеб, *вода живая, *свет, *воскресение, *слава Божия; но Он есть все это во *плоти и даровать Себя может только в вере. Он больше чем О., Он уже дар, но «даруемый» вере, «чтобы каждый верующий в Него имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).

3. Обетование Духа. – «Обетование Отца» (Лк 24. 49; Деян 1, 4) есть Дух, К-рый «наполняет вселенную и все объемлет» (Прем 1, 7); т. обр. в Нем содержатся также все О. (Гал 3, 14). Поэтому для ниспослания дара Духа Св. Иисусу надлежит завершить Свое дело на земле (Ин 17, 4), возлюбить Своих до конца (13, 1), отдать тело Свое и кровь Свою (Лк 22, 19 сл.). Этим Ему открываются все сокровища Божии и Он может все обещать: можно «во имя Его» просить Бога обо всем, с уверенностью получить просимое (Ин 14, 13 сл.). Это «все» есть «Дух Истины, К-рого мир не может принять», потому что не видит Его и не знает Его (14, 17), Дух, К-рый есть живое богатство Отца и Сына 16, 15). Когда все «совершилось» и Иисус «предал *дух» Свой (19, 30), все Его О. были исполнены. Теперь Он может обещать Своим, что будет с ними «до скончания века», даруя им «Отца и Сына и Св. Духа» (Мф 28, 19 сл.).

Обладая Духом, хр–не обладают и всеми О. (Деян 2, 38 сл.), и поскольку «дар Св. Духа излился и на язычников» (10, 45), прежде «чуждых заветов обетования» (Еф 2, 12), они стали «сопричастниками обетования во Христе» (3, 6). Поскольку же О. всегда обращалось к вере (Рим 4, 13), оно «непреложно для всех… по вере, потомков Авраама, к-рый есть отец всем нам» (4, 16), как обрезанным, так и необрезанным (4, 9).

Хр–нам, «обогатившимся всем», «не имеющим недостатка ни в каком даровании» (1Кор 1, 5, 7), не остается уже ничего желать, ибо Дух есть в них как постоянное и живое обладание, как *помазание и как *печать. Все же Он еще только «залог наследия нашего» (Еф 1, 14; ср 2Кор 1, 22; 5, 5), «начаток искупления нашего» (Рим 8, 23) и Его молитва в нас остается «стенанием» и «*надеждой» (8, 23 сл.). Хр–не еще только странники на пути к «лучшему отечеству» (Евр 11, 16) и стремятся к нему, по примеру Авраама, «верою и долготерпением» (6, 12, 15). До последнего дня любовь Бога будет дароваться вере через О.

MLR & JG

– > Авраам – аминь – благословение III – вера НЗ III 1 – верность – дар ВЗ 1 – Замысел Божий ВЗ I – земля ВЗ II – исполнить – истина – клятва – молоко 2 – надежда – наследство – оправдание II 1 – Остаток – Откровение ВЗ II 1 в – Слово Божие ВЗ II 1 в – Союз/Завет ВЗ I 1, НЗ II 1 – царь ВЗ II


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle