под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЛАГОДАРЕНИЕ

Первооснова библ. истории – *дар Божий, даваемый даром, преизбыточествующий, непреложный. Встреча с Богом не только ставит ч‑ка лицом к лицу с Абсолютным, но и преисполняет его избытком дара и преобразует его жизнь. Б. – ответ на эту *благодать, непрерывно возрастающую, чтобы, наконец, полностью раскрыться во Христе. Будучи в одно и то же время осознанием даров Божиих, чистейшим устремлением души, восхищенной этой щедростью, и радостной признательностью за величие Божие, благодарение играет важнейшую роль в Библ., ибо это глубинный религ. ответ твари, с благоговейным трепетом и *радостью узревшей нечто от *Бога, от Его величия и *славы. Основной грех язычников, согласно Павлу, в том, что они «не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили» (Рим 1, 21). И на самом деле, во всем множестве религиозных песнопений, созданных месопотамским благочестием, Б. встречается лишь как исключение, тогда как в Библ. оно проявляется в частых и мощных порывах.

ВЗ

1. Переход от ВЗ к НЗ. – ВЗ-ное Б. предвозвещает НЗ-ное, поскольку оно всегда не только благодарность, но и устремление к будущему и к высшей благодати; с другой стороны, при наступлении НЗ Б. поистине расцветает, сопутствуя *молитве и жизни христиан в такой степени, в какой оно никогда не проявлялось раньше у ВЗ-ных праведников. Итак, библ. Б. в основе своей – Б. христианское.

ВЗ не знает еще полноты Б., потому что он еще не познал полноты благодати, хотя нельзя утверждать, что в ВЗ «израильтянин воздает хвалу Богу без благодарения». В ВЗ непосредственная и внешне выраженная *хвала занимает как будто больше места, чем Б. в собственном смысле слова, более осознанное, более чуткое к воле Божией, к делам Его, к Его *откр.; это объясняется тем, что Всесвятый Бог открывал Себя лишь постепенно, мало–помалу раскрывая широту своего действия и глубину своих даров.

2. Словоупотребление. – В Библ. Б. сопровождается радостью (Пс 32, 1–3, 21), хвалой и величанием (Езд 3, 11; Пс 68, 31), прославлением Бога (Пс 49, 23; 85, 12). Б. есть *исповедание перед всеми не только определенных, но и «ведомых и неведомых» благодеяний Божиих. Хвалить Бога – значит возвещать Его величие; благодарить Его – значит провозглашать чудеса, Им творимые, и свидетельствовать о Его делах. Б. сопутствует *откровению; оно как бы его отзвук в сердцах. Поэтому Б. часто связано с упоминанием о собрании праведников или народов, призванных слушать его (Пс 34, 18; 56, 10; 108, 30) и к нему присоединиться (Пс 91, 2 слл; 104, 1 сл.).

По–евр. главным обр. в слове «тодах» выражается тот особый оттенок восхищенного и благодарного исповедания, к-рый на нашем языке передается гораздо менее выразительным и довольно неточным глаг. «благодарить». Слово, в к-ром как бы кристаллизуется ВЗ-ное Б. и к-рое, вероятно, точнее всего выражает указанное религ. состояние – это благословение, евр. «барак», что значит «существенный обмен» между Богом и ч-ком. На благословение Бога, дающего своей твари жизнь и спасение (Втор 30, 19; Пс 27, 9), отвечает благословение ч‑ка, восхищенного всемогуществом и щедростью Божией и воздающего Б. Творцу (Дан 3, 90; ср Пс 67, 20, 27; Неем 9, 5…; 1Пар 29, 10…).

3. Генезис понятия благодарение. – Существует классическая литературная схема Б., особенно заметная в Псалмах и хорошо выражающая сущность Б. как ответ на благодеяние Божие. Выражение признательности за *спасение развивается обыкновенно в форме «повествования», состоящего из трех частей: описания грозившей опасности (Пс 114, 3), затем – молитвы, полной тревоги (Пс 114, 4) и наконец – воспоминания о дивном вмешательстве Божием (Пс 114, 6; ср Пс 29; 39; 123). Этот литературный жанр проходит неизменно через всю Библ. и подчиняется одному и тому же традиционному словоупотреблению, постоянно наблюдаемому в псалмах, песнопениях и пророческих гимнах.

Б. в сущности всегда то же, ибо оно есть ответ на единое *дело Божие. Каждое особое Б. Ягве всегда воспринимается, хотя и не всегда с достаточной ясностью, как один из моментов истор. процесса. Б. движет библ. историей, ведя ее к эсхатологическому *упованию (ср Исх 15, 18; Втор 32, 43; Пс 65, 8; 95).

Б-м вдохновлены не только нек–рые очень древние места Библ., содержащие уже всю веру Израиля, как напр., гимн Моисея (Исх 15, 1–21) или песнь Деворы (Суд 5), но вероятно, что и в основе древних преданий и всей истории Израильского народа лежало культовое исповедание *веры, провозглашавшее, через Б., великие дела, к-рые совершил Ягве для своего народа. Итак, с самого начала истинная вера исповедовалась через Б. Эта традиция развивается непрерывно по мере того, как Израиль все более осознает щедрость Божию, и она выражается во всех областях: в пророческих писаниях (Ис 12; 25; 42, 10…; 63, 7…; Иер 20, 13), в свящ. письменности (1Пар 16, 8…; 29, 10–19; Неем 9, 5–37) и в величественных композициях последних книг ВЗ (Тов 13, 1–8; Иф 16, 1–17; Сир 51, 1–12; Дан 3, 26–45, 51–90).

НЗ

Будучи откр–ем и даром совершенной благодати (ср Ин 1, 17), НЗ в лице Господа И. Христа является также откр. совершенного Б., воздаваемого Отцу в Духе Св.

1. Христианское словоупотребление. – Оно происходит от ВЗ-ного предания через посредство LXX. Б. неотделимо от *исповедания (греч όμολογέω; Мф 11, 25; Лк 2, 38; Евр 13, 15), от хвалы (греч αίνέω; Лк 2, 13, 20; Рим 15, 11), от прославления (греч δοξάζω: Мф 5, 16; 9, 8), а также всегда, и, в особенности, от благословения (греч εύλογέω: Лк 1, 64, 68; 2, 28; 1Кор 14, 16; Иак 3, 9). Но новое слово, фактически неизвестное в ВЗ (греч εύχαριστέω, εύχαρισταί) очень часто встречается в НЗ (более 60-ти раз), выражая своеобразие и особое значение христианского Б., как ответа на *благодать, даруемую Богом во Христе Иисусе. Христианское Б. носит *евхаристический характер и его законченное выражение – таинство Евхаристии, Б. Самого Господа, дарованное Им Своей Церкви.

2. Благодарение Господне.Жизнь Господа И. Христа завершается Б. Принося всю Ее в жертву, Иисус посвящает ее Отцу ради освящения Своих (Ин 17, 19), – это и есть наша Евхаристия. На Тайной Вечере и на Кресте Иисус открывает движущее начало всей Своей жизни и Своей смерти: Б. Своего *Сыновнего сердца. Страдания и смерть Иисуса нужны были, чтобы полностью прославить Отца (Ин 17, 1), но уже и вся Его жизнь есть непрестанное Б., временами выражающееся торжественно и с полной ясностью, чтобы привести людей к вере и к Б. Богу вместе с Ним (ср 11, 42). Основным предметом этого Б. является дело Божие, исполнение мессианских обетований, проявленное главным обр. в чудесах (ср Ин 6, 11; 11, 41 слл), дар Слова Божия людям (Мф 11, 25 слл).

3. Благодарение учеников Господних. – Дарование Церкви Евхаристии выражает следующую основную истину: Иисус Христос один – наше благодарение, как Он один – и наша хвала. Он первый воздает благодарение Отцу, а хр–не за Ним и в Нем: «через Него, с Ним и в Нем», как это возглашается на латинской литургии. В хр–ском Б., как и во всякой хр–ской молитве, Христос – единственный пример и единственный посредник (ср Рим 1, 8; 7, 25; 1Фес 5, 18; Еф 5, 20; Кол 3, 17).

У первых хр-н, сознававших значение этого дара и следовавших примеру Учителя, Б. становится подлинной основой их обновленной жизни. Нас поражает обилие проявлений такого рода: это и славословия в Ев. от Луки (1 и 2), вдохновленные, как и некоторые НЗ-ные песнопения, длительным благочестивым размышлением о событиях; и «рефлексы» Б. у Ап–ов и первых общин (Деян 28, 15; ср 5, 41; 21, 20; Рим 7, 25; 2Кор 1, 11; Еф 5, 20; Кол 3, 17; 1Фес 5, 18); и, особенно, длинные тексты Павла, столь ярко отображающие его «непрерывное» Б. (1Кор 1, 4; Флп 1, 3; Кол 1, 3; 1Фес 1, 2; 2, 13; 2Фес 1, 3) и принимающие иногда торжественную форму благословения (2Кор 1, 3; Еф 1, 3). Вся хр–ская жизнь, вся жизнь Церкви, согласно Павлу, развивается и охватывается постоянным сочетанием молитвы и Б. (1Фес 3, 9 сл.; 5, 17 сл.; Рим 1, 8 слл). Предмет этого Б., сквозь чередование всевозможных событий и знамений, остается одним и тем же; им полно великое Б. посл. к Еф это – *Царство Божие, явление *Евангелия, *Тайна Христова, плод Искупления, раскрывающийся в *Церкви (Еф 1, 3–14).

Откр. Ин. расширяет это Б. до пределов вечной жизни. В небесном *Иерусалиме, по завершении мессианского дела, Б. становится чистой хвалой Славы, ослепительным созерцанием Бога и Его вечных чудес (ср Откр 4, 9 слл; 11, 16 сл.; 15, 3 сл.; 19, 1–8).

AR &JG

– >· благодать 1 – благословение – евхаристия I – исповедь – молитва II 3, V 2 г – радость НЗ II 1 – хвала


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle