под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЛАГОВОНИЯ

Как все восточные народы, Израиль широко пользовался ароматическими веществами. В Библии упоминаются не менее тридцати сортов Б. Праотцы приносят Б. в подарок Иосифу (Быт 43, 11), Соломон устанавливает монополию на торговлю ими (3Цар 10, 2, 10; ср Быт 37, 25), Езекия следует его примеру (4Цар 20, 13). Б. так же необходимы для жизни, как еда и питье. Их значение двояко: в общественной жизни они служат выражением радости или интимных отношений между людьми; в литургической жизни они символизируют приношение даров и хвалу.

1. Благовония в общественной жизни. – Умаститься Б. значит проявить вовне свою *радость жизни (Притч 27, 9), украситься, «навести красоту». Это делают приглашенные на пир (Ам 6, 6) и жених или невеста перед плотским общением (Притч 7, 17). Умастить голову гостю значит выразить ему радость принять его (Мф 26, 7 п), не сделать этого – невежливо (Лк 7, 46). Траур требует упразднения этих знаков радости (2Цар 12, 20; 14, 2), но в дни *поста ученики Христовы не должны от них воздерживаться, чтобы не выставлять свое покаяние на показ (Мф 6, 17) и не омрачать печалью подлинную хр–скую радость.

Действие Б-ий носит иногда более интимный характер: они как бы переносят чье–либо физическое присутствие в сферу более тонкую и проникновенную. Т. обр. они являются безмолвной вибрацией, в к-рой данное лицо излучает свою сущность, чтобы можно было воспринять шопот его сокровенной жизни. Так, напр., Есфирь (2, 12–17) и Иудифь (Иф 10, 3 сл.), чтобы вернее проникнуть в сердце тех, кого они хотели пленить, умастились мирровым маслом и другими ароматами. Запах поля (полного), идущий от одежды Иакова (Быт 27, 27), свидетельствует о том, что благословил его Господь; в Песне Песней невеста сравнивает присутствие Возлюбленного с «мирровым пучком» и с «благовонными мастями» (1, 12, 3), тогда как Жених называет ее «мирра моя с ароматами моими» (5, 1; ср 4, 10).

2. Благовония и богослужение. – В древности был широко распространен обычай употреблять Б. как символ культового приношения. Этот обычай был перенят Израилем. В храме находятся и служат при богослужениях: «жертвенник курения» (Исх 30. 1–10), кадильницы (3Цар 7, 50) и кадильницы, наполненные курением (Числ 7, 86); приношение в жертву Б. совершается в радостном поклонении каждое утро и каждый вечер (Исх 30, 7 сл.; Лк 1, 9 слл). Поэтому фимиам, возносящийся как дым, в конце концов становится символом *хвалы, обращенной к Божеству (Пс 140, 2; Прем 18, 21; Откр 8, 2–5; 5, 8); возжжение фимиама приобретает смысл поклонения Богу, умилостивления Его (3Цар 22, 44; 1 Макк 1, 55).

Поклонение может быть только одно – *культ истинного Бога. Поэтому фимиам в конце концов становится символом совершенного и бескровного поклонения, к-рое будут приносить все народы в эсхатологические времена (Мал 1, 11; Ис 60, 6; ср Мф 2, 11). Это совершенное поклонение было осуществлено Христом: Он «предал Себя в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5, 2; ср Исх 29, 18; Пс 39, 7), т. е. Его жизнь была непрестанным приношением любви, угодным Богу.

В свою очередь, хр-н, быв помазан при крещении миром, состоящим из смеси разных драгоценных ароматических веществ (ср Исх 30, 22–25), стал *помазанником Христа. Он должен распространять «Христово благоухание» (2Кор 2, 14–17), внося даже в свои самые обыденные действия (Флп 4, 18) дух преданности Богу.

GB

– > елей – жертва ВЗ II 1 – жертвенник – культ ВЗ I – погребение 2 – помазание I – пост 2 – радость – хвала III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle