под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НОЙ

Образ Н., каково бы ни было его далекое происхождение, являет собой, в разных планах Св. Писания, пример праведного мужа, избегшего *кары и обретшего *спасение. Среди несчастья, губящего мир, он служит прообразом нового ч-ства и тем самым предвещает Христа.

1. Предания кн. Бытия. – Народное евр. толкование связывает имя Н. (Hoax) с глаголом нахам (утешать). Возможно, что это намек на виноградаря Н. (Быт 9, 20), чье вино утешает людей в их тяжком труде (Быт 5, 29). На самом же деле, утешение Н. исходит от слов Бога, обещавшего после потопа не проклинать больше землю (8, 21). Несмотря на Божие благоволение, ч-к еще может пасть, подобно опьяневшему Н., отцу порочного Хама (9, 20–25). В лице Хама осуждается Ханаан; непристойные религиозные культы этой страны, связанные с *опьянением, противопоставляются бодрствованию, примером к-рого был Н.

Во время потопа Н. являет себя праведником в полном смысле слова. Благодаря своей праведности, он избегает гибели с осужденным миром и примиряет с Богом землю и ее обитателей. Священническое предание усмотрело в этом примирении *союз всемирного значения (Быт 9), простирающийся на всех потомков Н. (ср Быт 9, 1; 10, 32).

2. Пророки и Мудрецы по разному оттеняют назидательную ценность образа H. С одной стороны, пример Н. свидетельствует о строго–личной ответственности перед судом (Иез 14, 14), а с другой – его союз с Богом остается залогом милосердного долготерпения (Ис 54, 9 сл.). За временными судами Божиими всегда сохраняется некий Остаток, пощаженный ради исполнения замысла о спасении. Н. – образ, предвозвещающий этот *Остаток (Сир 44, 17), к-рый составляет праведный народ и к-рый в конце концов предстанет в едином лице Мессии. Праведник спасет мир, как некогда Н. во время потопа, когда «надежда мира укрылась на утлом челне… и оставила миру начаток нового поколения» (Прем 14, 6; ср 10, 4 сл.).

3. В Новом Завете Н., согласно Евангелию, являет пример *бодрствования. В отличие от своих беспечных современников он жил в постоянном ожидании Божия суда (Мф 24, 37 слл). Это еще яснее сказано в Посл. к Евр., где Н. представлен свидетелем веры перед лицом неверия, праведником, к-рый поверил единому слову Божию (Евр 11, 7). В 1 и 2 Петр, мы видим Н. в новом освещении: он не только праведник, но проповедник правды Божией, возвещающий людям близость суда (2Петр 2, 5; ср 3, 5). Этот суд тяготеет лишь над миром греха; Н. же выходит из него как прообраз ч‑ка, спасенного во Христе, ибо его спасение предвосхищает *спасение водами *крещения (1Петр 3, 20 сл.).

LS

– > вино I 1 – виноградник 1 – вода II 2 – голубь 3 – животные I 2, II 3 – Закон А 1, Б I 1 – избрание ВЗ I 3 а – остаток ВЗ 0 – союз–завет ВЗ II 3 – спасение ВЗ I 1 – Церковь II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle