под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НЕВЕРИЕ

Н. – явление, наблюдающееся в народе Божием; его не следует смешивать с идолопоклонством языч. народов, для преодоления к-рого необходимо *обращение. Существование неверующих в среде народа Божия было всегда соблазном для людей верующих; Н. Израиля в Иисуса Христа должно вызывать в сердце каждого хр–нина «непрестанное мучение» (Рим 9, 2).

Н. заключается не только в отрицании существования Бога или в непризнании, что Христос – Бог, но также и в неприятии знамений и свидетелей *Слова Божия и в *непослушании ему. Не верить, согласно этимологии евр. слова «аман» (верить), значит не говорить Богу «Аминь», отказаться от связи, к-рую Бог хочет установить и поддерживать с ч-ком. Этот отказ выражается по–разному: *нечестивый ставит под вопрос существование Бога (Пс 13, 1), кощунник – Его действенное присутствие на всем протяжении исторического процесса (Ис 5. 19), малодушный – Его любовь и всемогущество, мятежник – суверенность Его *воли и т. д. В отличие от идолопоклонства в Н. есть разные степени, и оно может сосуществовать с некоторой верой: линия разграничения между верой и Н. проходит не столько между разными людьми, сколько в сердце каждого ч‑ка (Мк 9, 24).

Не ставя себе целью описывать весь процесс развития *веры, теневой стороной к-рого является Н., ограничимся двумя главными моментами в жизни избранного народа, к-рым соответствуют два вида H.: в *пустыне, где нет еще благ веры, и в Обетованной Земле, где они уже даны прообразно.

1. Ропот Евреев. – Для характеристики Н. народа в пустыне историки употребляют различные выражения: «непокорные» (Числ 20, 10; Втор 9, 24), к-рые восстают и упорствуют (Числ 14, 9; Втор 32, 15), «народ жестоковыйный» (Исх 32, 9; 33, 3; Втор 9, 13; см Иер 7, 26; Ис 4, 48), и особенно ропот; ап. Иоанн применяет это последнее выражение к Иудеям и ученикам, отказывающимся верить в Иисуса (Ин 6, 41, 43, 61). О Н. Иудеев говорится особенно в двух местах: Исх 15–17 и Числ 14–17. В негостеприимной пустыне народ боится умереть от *голода (Исх 16, 2; Числ 11, 4 сл.) и жажды (Исх 15, 24; 17, 3; Числ 20, 2 сл.) и жалеет о котлах мяса, к-рым он питался в Египте, говорит, что ему опротивела *манна, и он теряет терпение (Числ 21, 4 сл.; Исх 16, 3); или же он страшится врагов, преграждающих ему доступ в обетованную Землю (Числ 14, 1; см Исх 14, 11); он забывает чудесные знамения, свидетелем к-рых он был (Пс 77; 105). Он ропщет на Моисея и Аарона, в сущности на Самого Бога (Исх 16, 7 сл.; Числ 14, 27; 16, 11), в благости и могуществе Которого он сомневается (см Втор 8, 2). Его Н. – один из ликов страха – заключается в требовании от Бога немедленного исполнения Его обещания; это своего рода шантаж Того, с Кем заключен союз: это значит «презирать Ягве», «не верить Ему» (Числ 14, 11), «не слушаться Его голоса» (14, 22), «Его искушать и укорять» (Исх 17, 7).

Другой вид ропота против Ягве состоит в изображении Его в виде «литого тельца» (Исх 32; Втор 9, 12–21): Евреи рассчитывали т. обр. подчинить себе Того, Кто не хотел быть у них в подчинении и в их власти. Тот же грех Н. был присущ и Северному царству, «грех Иеровоама» (3Цар 12, 28 слл; 16, 26, 31). К тому же стремлению овладеть тайной Ягве следует отнести и практику гадания, волшебства, чародейства, к-рые продолжаются до самого пленения (1Цар 28, 3–25; 4Цар 9, 22; 17, 17; ср Исх 22, 17; Ис 2, 6; Мих 3, 7; Иер 27, 9; Иез 12, 24; Втор 18, 10 слл), так же как и призывание лжепророков (ср Иер 4, 10).

2. Израиль с раздвоенным сердцем. – Когда народ поселился в Палестине, Н. приняло другую форму, не менее греховную: вступать в сделку с местными богами или с соседними *народами. Однако Ягве не терпит раздвоенного сердца; это провозглашает Илия: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар 18, 21). И другие пророки борются против «разделенного сердца» (Ос 10, 2), ищущего у народов поддержки, к-рую один Ягве может ему даровать (Ос 7, 11 сл.). Вместо того, чтобы признать в урожаях и стадах дары своего Владыки и Супруга, Израиль ищет дары Союза у своих любовников, ханаанских богов, в обрядах плодородия (Ос 2, 7–15); Н. подобно поведению супруги (2, 1–6; Иер 2–4; Иез 16), долг к-рой иметь совершенно верное сердце (Втор 18, 13; Пс 17, 24), всецело принадлежащее Ягве (3Цар 8, 23; 11, 4), и неослабно *следовать за Ним (Втор 1, 36; Числ 14, 24; 32, 11), но к-рая предается любодейству.

Идеал верности остается в силе, хотя ч-к не способен осуществить его своими силами. Исаия ясно показывает народу, что «если вы не верите, вы не устоите» (не будете утверждены в вере – евр. Ис 7, 9): для избранного народа вера является единственной возможностью существования, и она исключает всякую другую опору (28, 14, 15; 30, 15, 16). Согласно Иеремии, Н. заключается в том, чтобы «надеяться на ч‑ка и плоть делать своей опорой» (Иер 5, 17; 7, 4, 8, 14; 17, 5; 46, 25; 49, 4). Иезекииль выявляет последствия Н.: «и будут падать среди вас убитые, и вы узнаете, что Я – Господь» (Иез 6, 7; 7, 4; 11, 10). Н. становится Ожесточением, о к-ром пророчествовал Исаия (Ис 6, 9 сл.): в пленении народ стал глухим и слепым (Ис 42, 19; 43, 8). Но Ягве должен воздвигнуть *Отрока; у Него «каждое утро Он пробуждает ухо» (50, 4 сл.); через Него осуществится великая надежда пророков: H. прекратится в тот день, когда «все будут научены Богом» (Иер 31, 33, 34; Ис 54, 13; Ин 6, 45): тогда все признают, что Ягве единственный Бог (Ис 43, 10).

Но чтобы эти пророчества исполнились, Иисусу надлежало осуществить в Самом Себе пророчество об Отроке Ягве: «Кто поверил слышанному от нас?» (Ис 53, 1; см Ин 12, 38; Рим 10, 16). Н. как будто торжествует в сердцах, не признающих Воплощения Сына Божиего и Его искупительного дела.

1. Перед Иисусом из Назарета. – Некогда *пророки говорили от имени Ягве и им должны были верить; Иисус же ставит Свое собственное *Слово наряду со Словом Божиим; не исполнять его значит строить на песке, не иметь никакой опоры (Мф 7. 24–27). Такое утверждение могло показаться чрезмерным, поэтому: «Блажен, кто не *соблазнится о Мне»! (Мф 11, 6). Действительно, на Его проповедь и чудеса *фарисеи реагируют лишь Лицемерием (15, 7; 23, 13…), а жители приозерных городов (11, 20–24) и Иерусалима (23, 37, 38), Иудеи в своей совокупности (8, 10–12) – Н. Это до такой степени препятствовало Иисусу творить чудеса (13, 58), что Он дивился Н. их (Мк 6, 6). Однако это Н. преодолевается в Отце, в К-ром источник веры: Он скрывает от взора мудрых тайну Иисуса (Мф 11, 25, 26), но открывает ее младенцам, исполняющим Его волю и составляющим *Остаток Израиля, семью Иисуса (12, 46–50).

Среди верующих Н. тоже встречается, но в разных степенях: некоторые проявляют себя «маловерами». Так, напр., когда ученики испытывают страх во время бури (8, 26), на бушующих волнах (14, 31); когда они не могут совершить чуда, хотя и получили на то власть (17, 17, 20; см 10, 8); когда они *заботятся о недостающем хлебе (16, 8; см 6, 24). Молитва может помочь при этом оскудении веры (Мк 9, 24), и ею Иисус утверждает веру Петра (Лк 22, 32).

2. Перед пасхальной тайной. – Н. достигает своей высшей степени, когда разум должен преклониться перед Премудростью Божией, избирающей *Крест как путь славы (1Кор 1, 21–24). Узнав о том, какая участь предстоит Иисусу, Петр прекословит своему Учителю и становится Ему *соблазном (в смысле препятствия – Мф 16, 23); и когда приходит час, он, соблазнившись, отрекается от Него, как это предсказал Иисус (26, 31–35, 69–75). Однако ученик должен понести тот же крест (16, 24), если он хочет *исповедовать Иисуса перед судилищами (10, 32 сл.), ибо Он свидетельствует о Воскресении, событии невероятном (Деян 26, 8), к-рому даже ученики не могли сразу поверить, вследствие глубоко укоренившегося в сердце ч‑ка Н. (Лк 24, 25, 37, 41; Мф 28. 17; Мк 16, 11, 13, 14).

Иисус предсказал, что строители отвергнут краеугольный *камень (Мф 21, 42); первохристианская Церковь напоминает об этом (Деян 4, 11; 1Петр 2, 4, 7), объясняя упорство Израиля то его невежеством (Деян 3, 17; 13, 27 сл.), то его сознательной виной (2, 23; 3, 13; 10, 39). Но скоро проповедники Церкви убеждаются, что их слова, вместо того чтобы обратить Израиля, отвергаются Иудейством в целом. Это новое положение – тайна, и апп. Павел и Иоанн пытались объяснить ее в своем богословском учении.

1. Ап. Павел и неверующий народ. – В начале своего служения Павел, вслед за ревностным Стефаном (Деян 7, 51, 52), предрекает Божий *гнев гонителям и неверным Иудеям (1Фес 2, 16), считая, что они не принадлежат уже верному *Остатку. Позднее, когда конфликт сглаживается, когда язычники во множестве приходят к вере, Павел исследует тайну Н. своего народа. Это причиняет ему глубокую скорбь (Рим 9, 2; 11, 13 сл.) главным обр. потому, что это отвержение избранного народа в целом как будто дает повод к сомнению в Боге и Его *обещаниях (3, 3) и является опасностью для веры; он разрешает эту трудность в Рим 9–11, не в ч-ском плане, но углубляясь в тайну Премудрости Божией. Бог не отверг Своего народа и остается верным Своим обещаниям (9, 6–29); Бог не переставал «простирать руки Свои к народу непокорному и упорному» (10, 21) путем апостольской проповеди; а Иудеи отвернулись, ища праведности от *Закона (9, 30–10, 21). Но Богу принадлежит последнее слово, потому что *ожесточение Израиля прекратится; т. обр. непослушание явит всем бесконечное *милосердие Божие (11, 1–32).

2. Ал. Иоанн и неверные Иудеи. – Уже Павел и вся Церковь скоро назвали «неверующими» или «неверными» не только язычников, но вероятно также и Иудеев, к-рые не разделяли веры в Иисуса (1Кор 6, 6; 7, 12 сл.; 10, 27; 14, 22 сл.), тех, к-рых «бог *века сего ослепил» (2Кор 4, 4), с к-рыми никакое общение невозможно (6, 14 сл.). Однако они существовали как живые свидетели того, во что мог превратиться хр–нин, отрекшись от своей веры: «хуже неверного» (1Тим 5, 8). В то время как Павел показывал перед лицом неверного Израиля пример Божией строгости (Рим 11, 21 сл.) и первого избрания (11, 16), Иоанн представил в *Иудее, отвергнувшей Иисуса, образец неверного, предтечу лукавого *мира. Грех Н, – не *исповедовать, «что Иисус есть Христос» (1Ин 2, 22 сл.; 4, 2 сл.; 5, 1–5), и представлять Бога *лживым (5, 10). В IV-м Евангелии центр тяжести Н. – в отказе принять Иисуса из Назарета как воплощенное Слово (Ин 1, 11; 6, 36) и Искупителя людей (6, 53); не верить – это уже быть осужденным (3, 18) предаться лжи, стать человекоубийцей (8, 44) и обречь себя на смерть (8, 24). Неверующий, уходя от *света, потому что *дела его злы (3, 20), погружается во тьму, предается сатане: своего рода предопределенность ведет его к ожесточению, он «не может уже слушать слово» Иисуса, он – от рода диавола (8, 43 сл.). С другой стороны, Иисус противополагает этой кажущейся фатальности Н. тайну привлечения Отцом (6, 44): это привлечение будет успешно действовать через «Вознесенного от земли», Который «всех привлечет к Себе» (12, 32). Как и для Павла, Н. должно быть в свое время преодолено: «Если мы неверны, Бог пребывает верен» (2Тим 2, 13); христианская жизнь – всегда возобновляющееся открытие тайны Иисуса воскресшего: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин 20, 27).

XLD

– > вера – Иудей II – лицемер 3 – ожесточение – прелюбодеяние 2 – явления Христа 4 б, 7


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle