под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НЕБО

Слово Н. может обозначать как область, к-рой занимаются астрономы и астронавты, так и жилище, в к-ром Бог собирает избранных Своих. Это совпадение не следует объяснять наивностью библ. представлений; оно проистекает из всеобщего и неизбежного ч-ского опыта. Бог открывается ч-ку через все Свое *творение, в том числе и через видимые его структуры. Это *откр. передается в Библ. в форме иногда сложной, но не дающей повода к смешениям. В ней ясно различается Н. физическое, имеющее ту же природу, что и *земля, – «небо и земля», и небо Божие, «небо, к-рое не земля»; но первое как раз побуждает ч‑ка думать о втором.

Евреям, как и нам, Н. представляется частью вселенной, отличной от земли, но с нею связанной, – некоей полусферой, ее охватывающей и вместе с нею составляющей вселенную, к-рая за неимением особого слова для ее обозначения всегда называлась «небом и землей» (Быт 1, 1; Мф 24, 35).

Израильтяне любовались сиянием этого Н., жаждали его *света, восхищались его прозрачностью (Исх 24, 10), но самое сильное впечатление на них производила непоколебимая прочность небосвода (Быт 1, 17–18). По их представлению Н. есть некая постройка, такая же прочная и хорошо устроенная, как земля, и опирающаяся на столбы (Иов 26, 11) и основы (2Цар 22, 8); в ней имеются хранилища для дождя, снега, града, ветра (Иов 38, 22 слл; 37, 9 слл; Пс 32, 7), «окна» и «шлюзы», через к-рые, когда надо, вырываются собранные там т. обр. стихии (Быт 7, 11; 4Цар 7, 2; Мал 3, 10). *Светила, прикрепленные к этому небосводу, бесчисленное воинство звезд (Быт 15, 5) свидетельствуют изумительной точностью своего распорядка о мощи этой архитектурной конструкции (ср Ис 40, 26; Иов 38, 31 сл.).

Н., каким оно представляется взору, его величие и сияние, его дивная и необъяснимая гармония, зримо и непрестанно внушают ч-ку непосредственное ощущение непроницаемой *тайны, хранящейся в мироздании. Несомненно глубины земли и бездны земли также недоступны ч-ку (Иов 38, 4 слл, 16 слл), но недоступность Н. всегда перед нашими глазами, она нам предстает как бы видимым обр.; ч-к принадлежит *земле и Н. вне его достижимости: «Никто не восходил на небо» (Ин 3, 13; ср Притч 30, 4; Рим 10, 6). Надо впасть в безумие, как царь Вавилонский, чтобы мечтать о восхождении на Н. (см Быт 11, 4): это значит приравнивать себя ко Всевышнему (Ис 14, 13 сл.). Так самым естественным обр. устанавливается соотношение между Н. и *Богом: на Н. Бог у Себя: «Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам ч-ским» (Пс 113, 24).

В переводе LXX наблюдается тенденция переводить евр. слово шамаим (небеса) соответствующим греч. словом во множ. числе ούρανοί в тех случаях, когда хотят подчеркнуть его религиозное значение; в иудейской письменности и в НЗ еще усилили это религиозное значение слова «небеса» так, что выражение *Царство небес(ное) становится тождественным выражению «Царство Божие». При всем этом, в отношении как ВЗ, так и НЗ, нельзя установить как правило, что слово «небо» всегда означает Н. физическое, а «небеса» – жилище Божие. Иногда это множ. число, по всей вероятности, выражает распространенное на Востоке представление о множественности небес, расположенных одно над другим (ср 2Кор 12, 2; Еф 4, 10); иногда оно служит просто для выражения лирического и поэтического восторга (ср Втор 10, 14; 3Цар 8, 27). В Библии не известны два рода небес, из к-рых один был бы материальным, а другой духовным. Но она в видимом Н. открывает тайну Бога и Его деяний.

Н. – *жилище Бога; развернув его сначала как шатер, Он затем над небесными водами воздвиг Свои «горние чертоги» (Пс 103, 2 сл.); оттуда Он устремляется, чтобы шествовать на облаках (Пс 67, 5, 34; Втор 33, 26) и над великими *водами в раскатах *грозы возвышать Свой голос (Пс 28, 3). Там Его престол и там Он созывает «воинство небесное», выполняющее и рассылающее Его повеления до пределов мира (3Цар 22, 19; ср Ис 6, 1 сл, 8; Иов 1, 6–12). Он воистину Бог небесный (Неем 1, 4; Дан 2, 37).

Эти выражения не есть плоды наивной фантазии или поэтические гиперболы; это – прозрения, поэтически выраженные, в глубокие и истинные реальности нашего мира, вселенной, целиком подвластной Богу и пронизанной Его взором. Выражение: *Господь «восседает на небесах» символизирует Его всеведение и могущество: Он смеется над царями земными и их умыслами (Пс 2, 2 слл; ср Быт 11, 7); «вежды Его испытывают сынов ч-ских» (Пс 10, 4); эта всевышняя высота, «слава превыше небес», означает, что Он может воздавать правду всем, «из праха поднимать бедного» (Пс 112, 4 слл), чтобы моление каждого ч‑ка и всего народа Его Израиля доходило до Него (3Цар 8, 30…); если Он Бог вблизи, то Он и вдали не менее Бог (Иер 23, 23 сл.), не только потому, что вся «земля полна славы Его» (Ис 6, 3), но и оттого, что ничто в мире, ни даже «небеса и небеса небес» не могут вместить Его (3Цар 8, 27).

Образ небесного жилища Бога указывает, разумеется, прежде всего, на Его недостижимую трансцендентность, но в не меньшей мере он означает Его совсем близкое *присутствие, подобное всеобъемлющему присутствию Н. вокруг ч‑ка. Целый ряд текстов ясно устанавливает связь между этим бесконечным расстоянием и этой близостью, начиная с лестницы, стоящей на земле, а верхом касающейся Н., к-рую видел Иаков в Вефиле (Быт 28, 12), и вплоть до пророческих изречений: «Небо – престол Мой… где же построите вы дом для Меня?… А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом» (Ис 66, 1 сл.; ср 57, 15).

Так как Бог Израилев есть Бог спасающий и Н. – Его жилище, Он там присутствует Своею *истиной (Пс 118, 89 сл.), *милостью и *верностью (Пс 88, 3), чтобы оттуда изливать *спасение на землю. Н. является символом всевышнего и всеобъемлющего присутствия Божия и символом спасения, уготованного для земли. К тому же с Н. *благословением нисходят оплодотворяющий дождь и роса – выражения Божией щедрости и благости. Природные символы и исторические воспоминания сходятся с тем, чтобы превратить *надежду Израиля в ожидание события, приходящего с Н.: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис 64, 1; см 45, 8).

Уже восхищение на Н. Еноха (Быт 5, 24) и после него Илии (4Цар 2, 11) призывало стремиться к тому же бесконечному общению с Богом, к к-рому они были допущены. В свою очередь апокалиптические тайнозрители – Иезекииль, Захария и в особенности Даниил – получили от Бога, сущего на Н., откровение *тайн, касающихся судьбы народов (Дан 2, 28); так и спасение Израиля записано на Н., оттуда же оно и сойдет. С неба Гавриил внезапно слетает к Даниилу (9, 21), чтобы обещать ему прекращение скорби (9, 25); и на облаках небесных должен появиться *Сын Ч-ский, чтобы царство было дано святым (7, 13, 27). Наконец, с Н. же, где он «предстоит перед Богом» (Лк 1, 19), Гавриил посылается к Захарии и к Деве Марии, и на Н. же возвращаются *ангелы, сошедшие воспевать «славу в вышних Богу и земле мир» (2, 11–15). Присутствие Его ангелов среди нас является знамением того, что Бог действительно расторг небеса и что Он – Эммануил, т. е. «с нами Бог».

1. Иисус говорит о небе. – Слово «небо» очень часто появляется на устах Иисуса; оно всегда означает реальность, непосредственно связанную с Богом. Иисус говорит о *Царстве Небесном, о награде, приготовленной на небесах (Мф 5, 12), о сокровище, к-рое надо собирать себе на Н. (6, 20; 19, 21), но все это потому, что Он постоянно помнит об *Отце, К-рый на небесах (5, 16, 45; 6, 1, 9) и К-рый знает и «видит в тайне» (6, 6, 18). Н. и есть это *присутствие Отчее, невидимое и внимающее, своей неисчерпаемой благостью (7, 11) объемлющее мир, и птиц небесных (6, 26), и праведных и неправедных (5, 45). Но люди, в своем обычном состоянии, слепы к этому присутствию; чтобы оно стало живой и торжествующей реальностью, чтобы пришло Царство Небесное, Христос низошел говорить о том, что Он знает, свидетельствовать о том, что Он видел (Ин 3, 11).

2. Иисус приходит с неба. – Говоря о Н., Иисус всегда говорит о нем не как о некой чудесной и далекой реальности, но как о том мире, к-рый – Его мир и является для Него самой глубокой и самой серьезной реальностью нашего мира, того, в к-ром мы живем. Ему дано знать тайны Царства Небесного (Мф 13, 11); Отца, К-рого все мы имеем на небесах, Он знает как Своего собственного Отца (12, 50; 16, 17; 18, 19). Чтобы так говорить о Н., надо было прийти с него, ибо «никто еще не всходил на Н., только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе» (Ин 3, 13).

Оттого что Он – *Сын Человеческий, Ч-к, удел К-рого – Н., Ч-к с Н. пришедший, чтобы туда же уйти (Ин 6, 62), *дела Его тоже с Н., и Его главное дело – принесение в жертву Своей плоти и крови, чтобы дать нам *хлеб от Бога, «хлеб с неба» (Ин 6, 33–58), дающий *жизнь вечную, жизнь Отца, жизнь с Н.

3. На земле, как на небе. – Хотя Иисус приходит с Н. и возвращается на Н., хотя можно также сказать, что хр–не уже на Н. с Ним, что Отец воскресил их и поместил на небесах (Еф 2, 6; ср Кол 2, 12; 3, 1–4), дело Иисуса однако продолжается. Оно заключается в том, чтобы нерасторжимо соединить *землю с Н., сделать так, чтобы «пришло Царство» небесное, чтобы *воля Божия была «и на земле» (Мф 6, 10), и «чтобы через Него примирить все, и земное и небесное» (Кол 1, 20). Приняв при Своем *воскресении «всякую власть на небе и на земле» (Мф 28, 18), Он вошел кровью *жертвы своей в святилище Божие, «в самое небо» (Евр 4, 14; 9, 24); «превознесенный выше небес» (7, 26) и воссевший одесную Отца, Он утвердил новый союз между землею и Н. (9, 25) и Свою власть вверил Своей Церкви, утверждая на небесах действия, к-рые она совершает на земле (Мф 16, 19; 18, 19).

4. Отверстые небеса. – Об этом *примирении, совершенном Иисусом, нам даны знамения. Над Ним небеса открылись (Мф 3, 16), Дух Божий сошел (Ин 1, 32); и те, кто Ему принадлежит, в свою очередь познали этот опыт в великом шуме (Деян 2, 2), в сиянии света (9, 3), в видении (10, 11). Н. открылось над ними и Дух сошел. Христос исполнил Свое обетование: «Увидите небо отверстым… на Сына Ч-ского» (Ин 1, 51).

«Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, К-рый уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, к-рою Он действует и покоряет Себе все» (Флп 3, 20 сл.). Все небесные черты хр–ской *надежды собраны здесь воедино. Для нас создан *град, община, *новый *Иерусалим (Откр 3, 12; 21, 3, 10 слл); он уже теперь является нашим градом, в нем воздвигается обитель (см *пребывать), о к-рой мы воздыхаем (2Кор 5, 1). Новая вселенная (Откр 21, 4) образуется, как и наша, из «новых небес и новой земли» (2Петр 3, 13; Откр 21, 1), но там уже не будет «смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр 21, 4), ни «мерзости» (21, 27) и «ночи» (22, 5); их заменит счастье и радость без конца. Когда она явится, старая вселенная, «прежнее небо и прежняя земля» исчезнут (21, 1) в бегстве (20, 11), «свившись как свиток» (6, 14). Все же это будет наша вселенная, ибо она – навсегда вселенная Слова, ставшего *плотью, и тела Его; и Н. для нас было бы ничто, если бы оно не было *общением с *Господом (1Фес 4, 17; 2Кор 5, 8; Флп 1, 28), подчиняющим Себе все, чтобы все предать Богу Отцу (1Кор 15. 24–28).

JMF & JG

– > ангелы – белый 1 – блаженство ВЗ II 2 – видеть НЗ II – воздаяние III 1 – Вознесение – врата ВЗ; НЗ II – град НЗ 2 – дом II 2, 3 – земля НЗ I 2, II 2 – манна 2, 3 – мир 0 – надежда НЗ IV – облако – отдых III 3 – Пасха III 3 – покой III 3 – праздники НЗ – пребывать I – радость НЗ III – рай 3, 4 – родина НЗ 2 – светила – свет и тьма НЗ II 4 – Храм – царство НЗ I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle