под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

АВРААМ

Авраам, родоначальник избранного народа, занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Его *призвание было не только первым этапом в осуществлении *замысла Божия, но оно установило уже и его основную направленность.

Кн. Бытия – не просто хроника жизни, но религ. повествование, в к-ром заметны следы трех течений предания: ягвистского, подчеркивающего благословения и обетования Божии, элогистского – непоколебимую веру праотца, и священнического – завет и обрезание. В этом освещении А. встает перед нами как ч-к, к-рого Бог привлек к Себе и затем подверг испытанию, чтобы сделать его безмерно благословенным отцом бесчисленного народа.

1. Авраам, избранник Божий. – Вся жизнь А-ма протекает под знаком свободного почина со стороны Бога. Первым действует Бог. В семье, «служившей иным богам», Он избирает А-ма (Ис Нав 24, 2), «выводит его» из Ура (Быт 11, 31) и ведет его Своими *путями в неизвестную страну (Евр 11, 8). Это волеизъявление есть почин любви: с самого начала Бог проявляет к А. безмерную щедрость; Его Обетования предначертывают удивительное будущее. Постоянно повторяются слова: «Я дам тебе»; Бог даст А-му землю (Быт 12, 7; 13, 15 слл, 15, 18; 17, 8), щедро его одарит и весьма умножит семя его (12, 2; 16, 10; 22, 17). Казалось бы, что обстоятельства противоречат этим перспективам: А. – кочевник, Сара – в преклонном возрасте и не может рождать детей. Благостыня Божественных обетований проявляется в этом еще ярче: будущее A-а зависит всецело от всемогущества и благости Божией. В А-е уже представлен весь народ Божий, Избранный без всякой предварительной заслуги. От него требуется прежде всего бдительная и стойкая вера, безоговорочное принятие замысла Божия.

2. Испытание Авраама. – Вера эта должна очиститься и окрепнуть через *испытание. Бог испытал его, потребовав от него принести в жертву Исаака, на к-ром именно и покоилось обетование (Быт 22, 1 сл.). А. «не пожалел сына своего, единственного своего» (22, 12, 16 – как известно, в Ханаанских культах было принято приносить в жертву детей), но Бог Сам сохранил Исаака, «усмотрев Себе агнца для всесожжения» (22, 8, 13 сл). Так проявилась глубина «*страха Божия» у А-а (22, 12). Кроме того, Бог открыл этим, что Его замысел ведет не к смерти, а к жизни. «Он не радуется погибели живущих» (Прем 1, 13; ср Втор 12, 31; Иер 7, 31). Придет день, когда смерть будет побеждена; «жертва Исаака» раскроется тогда как пророческое предзнаменование (Евр 11, 19; 2, 14–17: ср Рим 8, 32).

3. Авраам, облагодетельствованный отец. – Послушание A-а приводит к подтверждению обетования (Быт 22, 16 слл), начало исполнения к-рого он видит: «Ягве благословил A-а во всем» (Быт 24, 1). «Никто не был ему равен в славе» (Сир 44, 19). Дело идет не о личном счастье: призвание A-а быть *отцом. *Слава его – в потомстве. Перемена *имени (Аврам становится Авраамом), согласно священническому преданию, свидетельствует об этой направленности, т. к. это новое имя толкуется: «отец множества» (Быт 17, 5). Когда Бог открыл ему намерение истребить города Содом и Гоморру, праотец счел своим долгом ходатайствовать за обреченные города (18, 16–33); его отцовство еще шире распространило его влияние; действие этого влияния всемирно: «и в семени твоем благословятся все *народы» (22, 18). Размышляя об этом предсказании, иудейское предание находит в нем глубокий смысл: Господь с клятвою обещал, что в семени его благословятся все народы (Сир 44, 22; ср Быт 22, 18).

Т. обр., как судьбы греховного ч-ства предначертаны в *Адаме, грешнике, так судьбы спасенного ч-ства предзнаменованы в А-е, верующем.

1. Верность Божия. – Обетования относятся не только к А., но и к его потомству (Быт 13, 15; 17, 7 сл), отмеченному предпочтением Божиим: Бог установил союз не с Измаилом, и не с Исавом, а с Исааком и с Иаковом (17, 15–22; 21, 8–14; 27; ср Рим 9). Бог возобновляет им Свои обетования (Быт 26, 3 слл; 28, 13 сл.), и они передают их как наследие (28, 4;

48,15 сл.; 50, 24). Когда потомки A-а были угнетаемы в Египте, Бог приклонил ухо к их воплям, ибо Он «вспомнил о Своем завете с А-м, Исааком и Иаковом» (Исх 2, 23 слл; ср Втор 1, 8). «Вспомнил Он свя» тое слово Свое к A-у, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости» (Пс 104, 42 сл.). Позже Он утешает изгнанников, называя их «семенем A-а, друга Моего» (Ис 41, 8).

В бедственные времена, когда существованию Израиля угрожает опасность, пророки восстанавливают его веру, напоминая именно о призвании А-а: «Взгляните на скалу, из к-рой вы иссечены, и в глубину рва, из к-рого вы извлечены. Посмотрите на A-а, отца вашего» (Ис 51, 1 сл.; ср Ис 29, 22; Неем 9, 7 сл.). Наилучшая молитва для снискания милости Божией – ссылаться на A-а: «Вспомни Авраама…» (Исх 32, 13; Втор 9, 27; 3Цар 18, 36); «ты явишь… милость A-у» (Мих 7, 20).

1. Сыновство по плоти. – Но есть и неправильный способ ссылаться на праотца. В самом деле, недостаточно происходить от него по плоти, чтобы быть его подлинными наследниками; необходима еще духовная связь с ним. Ложно то *упование, к-рое не сопровождается глубокой покорностью Богу. Уже Иезекииль говорил об этом своим современникам (Иез 33, 24–29). Возвещая суд Божий, Иоанн Креститель с еще большей силой восстает против того же самообмана: «И не думайте говорить самим себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что может Бог из камней сих воздвигнуть детей A-у» (Мф 3, 9). Как ни взывал богач–эгоист в притче: «Отче А.», он ничего не получил от своего предка – по его вине между ними разверзлась пропасть (Лк 16, 24 слл). В IV–M Евангелии показано то же самое – разоблачая ч-коубийственные замыслы Иудеев, Иисус прямо бросает им обвинение, что их преимущество быть детьми A-а не помешало им стать на деле сынами диавола (Ин 8, 37–44). Сыновство по плоти – ничто без *верности.

2. Дела и вера. – Чтобы эта верность была подлинной, необходимо избегать другого отклонения. На протяжении веков предание восхваляло заслуги А-а, его *послушание (Неем 9, 8; Сир 44, 20), его геройство (1 Макк 2, 52; Прем 10, 5–6); нек–рые иудейские течения, следуя тому же направлению, впоследствии впали в преувеличения: всецело полагаясь на *дела ч-ские, на точное исполнение Закона, их последователи доходили до того, что забывали о самом существенном: все упование возлагать на Бога.

Эта высокомерная претензия, осужденная уже в притче о Мытаре и Фарисее (Лк 18, 9–14), окончательно разоблачается ап. Павлом. Опираясь на Быт 15, 6: «А. поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», он доказывает, что основой спасения является *вера, а не дела (Гал 3, 6; Рим 4, 3). Ч-ку нет оснований превозноситься, потому что все ему дано Богом «по благодати» (Рим 3, 27; 4, 1–4). Никакие дела не предшествуют милости Божией, все они являются Ее плодами. Но в этих плодах не должно быть недостатка (Гал 5, 6; ср 1Кор 15, 10), как не было в них недостатка в жизни А-а. Это подчеркивает и ап. Иаков по поводу того же текста (Иак 2, 20–24; ср Евр 11, 8–19).

3. Единственное потомство. – Кто же представляет собой в конечном итоге потомство А-а? *Иисус Христос, Сын Авраамов (Мф 1, 1), К-рый, однако, больше А-а (Ин 8, 53). Среди потомков А-а Он даже единственный, кто обладал полнотой *наследия, возвещенного обетованием: Он – Потомство, Семя в абсолютном смысле слова (Гал 3, 16); именно к пришествию Иисуса было устремлено призвание А-ма и *радостью его было увидеть этот день в *благословениях, ниспосланных ему в течение его земной жизни (Ин 8, 56; ср Лк 1, 54 сл 73).

Это сосредоточение обетования на одном единственном потомке не есть ограничение; оно условие подлинного универсализма, определенного также согласно замыслу Божию (Гал 4, 21–31; Рим 9–11). Все верующие во Христа, обрезанные или необрезанные, Израильтяне или Язычники, могут быть участниками *благословений А-а (Гал 3, 14). Их вера делает их духовным потомством того, кто уверовал и стал с этого времени «отцом всех верующих» (Рим 4, 11 сл.). «Все вы – одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал 3, 28 сл.).

Таково увенчание библ. откр., доведенного до конца Духом Божиим. Это также последнее слово о «великой награде» (Быт 15, 1), возвещенной праотцу: его отцовство простирается на всех избранных в небесах. Конечное отечество верующих – это «лоно Авраамово» (Лк 16, 22). Церковь молится об упокоении в нем душ усопших.

RF & AV

– >· благословение III 2, IV 0 – вера 0 – Еврей – избрание ВЗ I 2, 3 а б, НЗ III – испытание/искушение ВЗ I 1 – любовь I ВЗ 1 – Мелхиседек 1 – надежда ВЗ I – народ АН 1, БМ 1, ВМ – наследство ВЗ I 2 – обетования II 1 – обрезание ВЗ 2, НЗ 1 – оправдание I – отцы и Отец I 2, II 1, 2 – Петр За – посредник I 1 – правда Б I ВЗ – призвание I – род


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle