под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НАКАЗАНИЯ

Царство Божие находится под знаком блаженства, а в то же время в Библии говорится о Божиих Н.; замысел Божий направлен к тому, чтобы *примирить всякую тварь с Богом, а в то же время ад разделяет их окончательно. Как только теряется богословский смысл трех понятий, тесно связанных с понятием Н.: *грех, *гнев, *суд – возникает некий великий соблазн. Но именно поэтому верующий преклоняется перед тайной любви Божией, к-рая своим терпением и милосердием приводит грешника к *обращению.

*Бедствия, *потоп, *рассеяние, *враги, *ад, *война, *смерть, *страдание – все эти Н. открывают ч-ку три вещи: его положение, т. е. положение грешника; логику, по к-рой грех ведет к Н-ю; лицо Бога, К-рый судит и спасает.

1. Наказание – знак греха. – Через Н., к-рое она переносит с такой болью, греховная тварь ощущает оторванность Своей воли от Бога. Это познает на опыте все творение: змей, обольститель и человекоубийца (Быт 3, 14, 15; Ин 8, 44; Откр 20, 9, 10); ч-к, открывающий, что «одним ч-ком *грех вошел в мир, и грехом – смерть…», страдание, тяжелый *труд (Рим 5, 12; Быт 3, 16–19); города, наказанные за их *неверие: Вавилон, Содом, Капернаум, Иерусалим, Ниневия; враги народа Божия: Фараон, Египет, *языч. народы, даже если Бог через них наказывает Свой народ (Ис 10, 5); сам народ Божий, в к-ром лучше всего должна проявляться конечная положительная цель Н-я (Вар 2, 6–10, 27–35); *Зверь и поклонники его образа (Откр 14. 9 слл; 19, 20); наконец материальное *творение, подчиненное суете вследствие греха Адама (Рим 8:20).

2. Наказание – плод греха. – В происхождении Н-я можно различить три момента. В исходной точке одновременно и *дар Божий (творение, избрание) и *грех. Затем призыв Божий к *обращению, отвергнутый грешником (Евр 12, 25), хотя через призыв он нередко слышит и возвещение Н-я (Ис 8, 5–8; Вар 2, 22 слл). И тогда, перед таким *ожесточением, Судия решает наказать (Ос 13, 7; Ис 5, 5; Лк 13, 34 сл.).

Результат Н. двоякий, в зависимости от того, насколько открыто сердце: нек–рые Н. заключают дело, осуждая раз навсегда: таково осуждение *Сатаны (Откр 20, 10), Вавилона (18), Анании и Сапфиры (Деян 5, 1–11; другие еще «открыты» и призывают к обращению (1Кор 5, 5; 2Кор 2, 6). Т. обр., Н. является преградой, противостоящей греху: для одних это осуждение, для других – призыв «возвратиться» к Богу (Ос 2, 6 сл.; Лк 15. 14–20). Но даже тогда оно остается осуждением прошлого и предвосхищением окончательного осуждения, если сердце не обратится к Богу.

Итак, не Н. отделяет от Бога, а грех, за к-рый оно является *возмездием. Оно подчеркивает, что грех несовместим с Божией *святостью (Евр 10. 29 сл.). Христос познал Н., хотя Он был безгрешен, потому что Он взял на Себя грехи людей ради спасения рода ч-ского (1Петр 2, 24; 3, 18; Ис 53, 4).

3. Наказание – откровение Божие. – Своей внутренней логикой Н. несет откр. о Боге: оно своего рода Богоявление, в той мере, в какой оно может быть дано грешнику. Кто не принимает благодати *посе- щения Божия, встретит Бога как Судию (Лк 19. 41–44). Об этом непрестанно говорит пророк: «тогда вы будете знать, что Я Ягве» (Иез 11, 10; 15, 7). Так как Н. есть в то же время и откр., то его приводит в исполнение Слово (Прем 18, 14–16; Откр 19, 11–16) и его настоящее значение открывается перед лицом Иисуса Распятого (Ин 8, 28).

Предназначенное для того, чтобы вести к признанию Ягве и Иисуса, Н. тем ужаснее, чем ближе к Богу тот, кого оно постигает (Лев 10, 1–3; Откр 3, 19). То же *присутствие, услада для чистого сердца, становится мучением для ожесточенного, хотя и не всякое *страдание является Н.

Более того, Н. открывает глубины сердца Божия: Его ревность к тому, кто вошел в *союз с Ним (Исх 20, 5; 34, 7), Его *гнев (Ис 9, 11 слл), Его возмездие *врагам Его (Ис 10, 12), Его *справедливость (Иез 18), Его воля к *прощению (Иез 18, 31), Его *милосердие (Ос 11, 9), наконец Его упорная Любовь: «И вы не обратились ко Мне!» (Ам 4, 6–11; Ис 9, 12; Иер 5, 3).

Но в самом центре нашей истории мы видим Н., в к-ром соблазнитель и грех смертельно поражены: это *Крестная Смерть, в к-рой с такой очевидностью проявилась *Премудрость Божия (1Кор 1, 17–2, 9). На Кресте как бы встречаются окончательное осуждение Сатаны, греха и смерти, и страдание – отверстый источник жизни (1Петр 4, 1; Флп 3, 10).

Эта Премудрость проходит через весь ВЗ (Втор 8. 5, 6; Прем 10–12; Евр 12, 5–13); *воспитание к свободе не могло осуществиться без «исправления» (Иф 8, 27; 1Кор 11, 32; Гал 3, 23 сл.). Т. обр., Н. находится в тесной связи с *Законом; исторически эта эпоха уже пройдена, но психологически многие хр–не еще принадлежат к ней: тогда Н. продолжает быть одним из звеньев, соединяющих грешника с Богом. Но хр-н, живущий Духом, *освобожден от Н. (Рим 8, 1; 1Ин 4, 18). Он признает, что Н. еще совместимо с любовью Отца, когда оно направлено к обращению (1Тим 1, 20; 2Тим 2, 25). В наше эсхатологическое время единственное и истинное Н. – окончательное *ожесточение (2Фес 2, 10 сл.; Евр 10, 26–29).

Эта близость окончательного суда, уже действующего, сообщает Н-ю ч‑ка «плотского» значение знамения: она предвозвещает осуждение всего, что не может наследовать *Царства. Но для «духовного» суд является *оправданием: тогда Н. становится *умилостивлением во Христе (Рим 3. 25 сл.; Гал 2, 19; 2Кор 5, 14); добровольно принятое, оно дает умереть *плоти, чтобы жить согласно *Духу (Рим 8, 13; Кол 3, 5).

JCo

– > Ад ВЗ II, НЗ I 0 – бедствие – бесплодие – болезнь ВЗ I 2 – Вавилон 2 – вода II 1, 2 – воздаяние – война ВЗ III 2, НЗ III 2 – воля Божия ВЗ 0, II – воспитание – гнев Б – гонение I 4 б – гордыня 4 – грех I 2 – Египет 2 – земля ВЗ II 3 в – милосердие ВЗ I 2 б – молчание 1 – нечестивый ВЗ 3, НЗ 3 – огонь – ожесточение II 1 – ответственность 4 – печаль ВЗ 2 – плен I – покаяние ВЗ I 1, II 3 – посещение ВЗ 1, НЗ 2 – потоп – правда А II ВЗ – проказа 1 – проклятие – пророк ВЗ IV 1 – сбор винограда 2 – смерть ВЗ II 1, 2 – соль 1 – страх Божий III – суд ВЗ I 2, II 1 – узничество I – умилостивление 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle