под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НАДЕЖДА

В религиозной жизни народа Божия Н. на счастливое будущее – к к-рому призваны все люди (1Тим 2, 4) – занимает довольно значительное место. *Обетования Божии постепенно открыли избранному народу великолепие этого будущего, к-рое будет не реальностью мира сего, а «*отечеством лучшим, т. е. небесным» (Евр 11, 16): «жизнью вечной», в к-рой ч-к будет «подобен Богу» (1Ин 2, 25; 3, 2).

Упование на Бога и на Его *верность и вера в Его обетования дают уверенность в осуществлении этого будущего (ср Евр 11, 1) и дают возможность как–то предвосхитить его величие. Поэтому верующий и может желать этого будущего, точнее говоря, надеяться на него. Ибо участие в этом несомненном будущем остается субъективно проблематичным, т. к оно зависит от верной и терпеливой *любви, а это требование для греховной *свободы трудно исполнимо. Следовательно, верующий никак не может положиться на свои силы, чтобы достичь этого будущего. Он может только надеяться на него в уповании на Бога, в К-рого он верит, К-рый – и только Он – может дать его свободе способность любить. Укоренившись в вере и уповании, Н. может раскрыться будущему и своим динамизмом вдохновлять всю жизнь верующего.

Т. обр., вера и упование, Н. и любовь представляют собою различные стороны сложной, но единой духовной установки. В евр. языке эти различные понятия часто выражаются словами, происходящими от общих корней; тем не менее корни кавах, яхал и батах выражают преимущественно понятие Н. Переводчики передали его так точно, как могли, по–греч. (ελπίζω, ελπίς, πέποιθα, ύπομένω…) и по- латыни (spero, spes, confido, sustineo, exspecto…). Триада: вера – надежда – любовь установилась вполне ясно только в НЗ, по всей вероятности впервые у Павла (1Фес 1, 3; 1Кор 13, 13; Гал 5, 5 сл.).

ВЗ

Таинственное обетование, с самого начала данное Богом согрешившему ч-ству (Быт 3, 15; 9, 1–17), показывает, что Бог никогда не оставлял его без Н.; однако история библ. надежды по–настоящему начинается лишь с *Авраама. Удостоверяемое *обетованием будущее просто: это определенная земля и многочисленное потомство (Быт 12, 1 сл.; *чадородие). В течение многих веков предметы израильской Н. остаются того же земного порядка: «земля, где течет молоко и мед» (Исх 3, 8, 17), благополучие во всевозможных его формах (Быт 49; Исх 23, 27–33; Лев 26, 3–13; Втор 28).

Этот мощный порыв к благам этого мира не делает, однако, израильскую религию простой моралью благосостояния. В представлении Израиля эти земные блага являются *благословениями (Быт 39, 5; 49, 25) и *дарами (13, 15; 24, 7; 28, 13) Бога, проявляющего т. обр. Свою верность Обетованию и Завету (Исх 23, 25; Втор 28, 2). Поэтому, когда верность по отношению к Ягве того требует, надо без колебания жертвовать этими земными благами (Ис Нав 6, 17–21; 1Цар 15); жертвоприношение Исаака было примером совершенной Н. на обетование Всемогущего (Быт 22). Это положение позволяло предвидеть, что однажды Израиль познает «лучшую надежду» (Евр 7, 19), к к-рой Бог постепенно приведет Свой народ.

Это постепенное осознание лучшей Н. было делом прежде всего пророков, к-рые, очищая и поддерживая Н. Израиля, открыли ему новые перспективы.

1. Ложная надежда. – Израиль часто забывал о том, что счастливое будущее есть дар Бога *Завета (Ос 2, 10; Иез 16, 15 слл). Он подвергался искушению обеспечить себе это будущее так, как это делали *языч. народы: формализмом в *культе, *идолопоклонством, *могуществом и *союзами. Пророки обличают эту обманчивую надежду (Иер 8, 15; 13, 16). Без верности нет Н. на *спасение (Ос 12, 7; Ис 26, 8 слл; 59, 9 слл). *День Ягве – «тьма, и нет в нем сияния» (Ам 5, 20); это будет «день *гнева» (Соф 1, 15 слл). Иеремия (1–29) дает яркий и типический образец этой стороны пророческого служения.

2. Подлинная надежда. – Порою кажется, что будущее закрывается перед Израилем, и он подвергается искушению сказать: «погибла надежда наша» (Иез 37, 11; ср Плач 3, 18). Согласно пророкам, Н. тогда как бы закопана в землю (ср Ис 8. 16 сл.), но она не должна исчезнуть: некий *остаток будет спасен (Ам 9, 8 сл.; Ис 10, 19 слл). Т. обр. продолжение осуществления замысла Божиего станет возможным. В час *наказания возвещение этого будущего, исполненного Н. (Иер 29, 11; 31, 17), возвещается Израилю (30–33; Иез 34–48; Ис 40–55), дабы он получил *утешение и дабы Н. его не погибла (Пс 9, 19). Даже неверность Израиля не есть препятствие к Н.: Бог его простит (Ос 11; Плач 3. 22–33; Ис 54, 4–10; Иез 36, 29). Приход спасения может быть замедлен (Авв 2, 3; Соф 3, 8, 9), но никогда не подлежит сомнению, ибо «надежда Израиля» – Ягве, *верный и *милосердный (Иер 14, 8; 17, 13 сл.).

3. Новая надежда. – Представление о будущем у пророков очень сложно. Они возвещают *мир, *спасение, *свет, *исцеление, *искупление. Они провидят дивное и окончательное возобновление *рая, *Исхода, *Завета, или же *царствования *Давида. Израиль «насытится благами» Ягве (Иер 31, 14; Ос 2, 23 сл.; Ис 32, 15; Иер 31) и к нему притечет *богатство народов (Ис 61). Пророки, близкие к чаяниям древнего Израиля, в центре будущего ставили Израильский народ и его земное благо *блаженство).

Но они жаждут также того дня, когда Израиль преисполнится *познания Бога (Ис 11, 9; Авв 2, 14), так как Бог обновит *сердца (Иер 31, 33 слл; Иез 36. 25 слл), а *языч. народы обратятся (Ис 2, 3; Иер 3, 17; Ис 45, 14 сл.). Наступит время совершенного *богопочитания (Иез 40–48; Зах 14), в к-ром будут участвовать и языч. народы (Ис 56, 8; Зах 14, 16 сл.; ср Пс 85, 8 сл.; 101, 22 сл.). Вершина же богопочитания – созерцать Ягве и обитать с Ним (Пс 62; 83). Согласно пророкам, Н. Израиля и всех народов это – Сам Бог (Ис 60, 19 сл.; 63, 19; 51, 5) и Его царство (Пс 95–98). Однако, счастье Израиля, ожидаемое в будущем, еще связано с землей и, за нек–рыми исключениями (Иез 18), оно остается коллективным, между тем как верность, от к-рой зависит его наступление, индивидуальна.

ВЗ-ная Н. достигает нового этапа в размышлении *благочестивых и *мудрых в пределах веры в личное возмездие. Перед их верой вставала проблема *страдания *праведника. Вероятно к концу Вавилонского плена или немного позднее один из пророков учил, что это страдание должно порождать Н., а не препятствовать ей, ибо оно имеет *искупительную силу (Ис 53). Но это предвосхищение будущего осталось в ВЗ без последствий. Напр., Н. Иова, несмотря на нек–рые прозрения (Иов 13, 15; 19, 25 слл), не могла преодолеть мрака (42, 1–6).

В опыте мистиков Н., полностью утоленная *присутствием Бога, достигает цели: страдание и смерть теряют свое прежнее значение (Пс 72; 48, 16; ср 138, 8, 16). Вера мучеников порождает Н. на *воскресение (Дан 12, 1 слл; 2 Макк 7), а Н. общины обращается к *Сыну Ч-скому (Дан 7). У Мудр. Н. обращается к *миру (Прем 3, 3), *покою (4, 7), *спасению (5, 2), к-рые уже не на земле, а в бессмертии (3, 4), у Господа (5, 15 сл.). Так Н. становится личной (5, 5) и получает направленность к миру грядущему. Иудейские чаяния времени Иисуса различались соответственно религ. течениям того времени. Отражая различные формы и последовательные этапы жизни Израиля, они были направлены к будущности одновременно и материальной и духовной, сосредоточенной и на Боге, и на Израиле, и земной, и вечной, коллективной и индивидуальной. Этой Н. предстояло еще более очиститься, дабы принять то будущее, к-рое должно было осуществиться во Христе.

НЗ

Иисус возвещает пришествие в этот мир *Царства Божия (Мф 4, 17). Но это царство – духовная реальность, доступная только вере. Поэтому исполнение Н. Израиля могло осуществиться только через отказ от всего материального в своих ожиданиях: от Своих учеников Христос требует приятия, вслед за Ним, *страдания и смерти (Мф 16, 24 слл). С другой стороны, царство, уже присутствующее в настоящем, есть в то же время царство грядущее. Следовательно, Н. продолжается, но устремленная, однако, уже единственно к *жизни вечной (18, 8 сл.), к славному пришествию *Сына Ч-ского, К-рый «воздаст каждому по делу его» (16, 27; 25, 31–46).

В ожидании этого *дня Церковь, сильная обетованиями (16, 18) и присутствием Христа (28, 20), должна закончить осуществление Н. пророков, открывая всем народам Н. на Царство (8, 11 сл.; 28, 19).

Н. Церкви есть Н., исполненная в вере. Дарование *Духа завершило *исполнение *обетований (Деян 2, 33, 39). Поэтому вся сила Н. Церкви сосредоточивается на ожидании возвращения Иисуса (1, 11; 3, 20). Называемое пришествием («парусией) (Иак 5, 8; 1Фес 2, 19), *днем Господним, *посещением, *откровением, это будущее представляется совсем близким (Иак 5, 8; 1Фес 4, 13 слл; Евр 10, 25, 37; 1Петр 4, 7), так что даже удивлялись его замедлению (2Петр 3, 8 слл). В действительности оно придет «как тать ночью» (1Фес 5, 1 слл; 2Петр 3, 10; Откр 3, 3; ср Мф 24, 36). Эта неопределенность требует бодрствования (1Фес 5, 6; 1Петр 5, 8) с непоколебимым *терпением в *испытаниях и *страдании (Иак 5, 7 слл; 1Фес 1, 4 сл.; 1Петр 1, 5 слл; ср Л к 21, 19).

Н. Церкви радостна (Рим 12, 12) даже в страдании (1Петр 4, 13; ср Мф 5, 11 сл.), ибо слава так велика (2Кор 4, 17), что ее отблеск распространяется на настоящее (1Петр 1, 8 сл.). Она порождает трезвость (4, 7; 1Фес 5, 8) и отрешенность (1Кор 7. 29 слл; 1Петр 1, 13; Тит 2, 12): что такое земные блага по сравнению с Н. стать «причастниками Божеского естества» (2Петр 1, 4)? Питаемая *молитвой и братской *любовью в настоящем (1Петр 4, 7 сл.; Иак 5, 8 сл.) и в то же время уже утвержденная в мире грядущем (Евр 6, 18), она одушевляет всю хр–скую жизнь.

Павел живет этой Н. Церкви, и богатство его мысли и его духовной жизни вносит в общую сокровищницу очень ценные элементы. Таково, напр., значение, к-рое он придает «*искуплению тела нашего» (Рим 8, 23), и когда речь идет об изменении живущих (1Кор 15, 51; ср 1Фес 4, 13–18), и особенно когда оно означает – *воскресение мертвых. Не верить в это воскресение значит, по ап Павлу, «не иметь надежды» (1Фес 4, 13; 1Кор 15, 19; ср Еф 2, 12).

Слава увенчает только «постоянство в добром деле» (Рим 2, 7 сл.; ср Евр 6, 12). Между тем, ч-ская *свобода непрочна (Рим 7, 12–25): следовательно, может ли хр–нин надеяться на настоящее участие в обещанном *наследии (Кол 3, 24)? – Да, он может и должен, как *Авраам, «надеяться вопреки всякой надежде», в силу своей *веры в *обетования (Рим 4. 18–25) и своего упования на *верность Бога, К-рый утверждает верность ч‑ка (1Фес 5, 24; 1Кор 1, 9; ср Евр 10, 23), с момента обращенного к нему призыва (*призвания) и до *прославления (Рим 8, 28–30).

Исполнение обетований в Иисусе Христе (2Кор 1, 20) является основоположной темой в учении Павла. Ожидаемая слава представляет собою реальность уже нынешнюю (2Кор 3, 18–4, 6), хотя и невидимую (2Кор 4, 18; Рим 8, 24 сл.). Тот, кто крещен, уже воскрешен (Рим 6, 1–7; Кол 3, 1) в Духе, К-рый дан ему как залог (2Кор 1, 22; 5, 5; Еф 1, 14) и *начаток (Рим 8, 11, 23) грядущего мира; он владеет уже этим миром и т. обр. «обогащается Н-ою» (15, 13). Бог даровал *благодать *оправдания людям, вовлеченным Адамом в *смерть; тем более (ср Рим 5, 9) их единение с Сыном Его приведет их к *жизни. Это исполнение во Христе Н. Израиля составляет полноту откровения об основе хр–ской Н.: здесь такая *любовь, от к-рой ничто и никто не может отлучить хр–на (Рим 8, 31–39).

Переживание самим Павлом этой Н. на личном опыте представляет собою замечательный пример. С крайней напряженностью Н. растет в его душе. Она стенает оттого, что еще не исполнена (2Кор 5, 4 сл.; Рим 8, 23), и ликует при мысли о грядущем (1Кор 15, 54 слл). В свете такой Н. меркнут самые естественные житейские Н. (Флп 3, 8). Хотя эта Н. опирается только на Божию благодать, а не на *дела (1Кор 4, 4; 15, 10; Рим 3, 27), она воодушевляет своим динамизмом «простирание вперед» (Флп 3. 13 сл.) и подвиг (2Тим 4, 7), совершаемые Павлом для выполнения своей миссии, предохраняя его в то же время от того, чтобы «остаться недостойным» (1Кор 9, 26 сл.). И тогда она – но уже в Господе – порождает новые чаяния (Флп 2, 19; 2Кор 1, 9 сл.; 4, 7–8). Когда смерть кажется ему близкой, он ожидает «почести вышнего звания», т. е. победного венца (Флп 3, 14), к-рым будет награжден его подвиг (2Тим 4, 6 слл; ср 1Кор 3, 8). Он знает, что его награда – Сам Христос (Флп 3, 8). Его Н. – прежде всего быть с Ним (1, 23; 2Кор 5, 8). Апостол не ожидает больше личного счастья; он ищет лишь Того, Кого любит. Глубочайшее бескорыстие его Н-ды проявляется также в его заботе к спасению «других» (2Тим 4, 8; 2, 7), как христиан (1Фес 2, 19), так и язычников, к-рым он хочет открыть Христа – «упование славы» (Кол 1, 24–29). Т. обр., Н. у Павла следует замыслу Божию во всей его широте (ср Рим 8, 19 слл) и отвечает любовью (2Тим 4, 8) на любовь Господа.

В Еванг. и в Посл. Ин. Н. – это постоянное ожидание возвращения Господа (Ин 14, 3; 1Ин 2, 18), воскресения и суда (Ин 5, 28 сл; 6, 39 сл). Еще более характерно для нее спокойное обладание вечной *жизнью, уже дарованной верующему (3, 15; 6, 54; 1Ин 5, 11 слл), к-рый уже воскрешен (Ин 11, 25 сл.; 1Ин 3, 14) и уже прошел через суд (Ин 3, 19; 5, 24). Переход хр–на к вечности будет всего лишь мирным проявлением (1Ин 4, 17 сл.) уже существующей реальности (1Ин 3, 2).

В Откр. Ин. перспектива совершенно иная. Иоанн видит воскресшего Агнца, окруженного хр–нами (5, 11–14; 14, 1–5; 15, 2 слл), уже торжествующего на небе, откуда сходит и Церковь, Его *Невеста (21, 2). Но в то же время эта Невеста пребывает и на земле (22, 17), где в исторических борениях разыгрывается драма хр–ской Н. Кажущиеся победы сатанинских сил грозят обессилить ее. В действительности же, непобедимое Слово сражается и царствует со Своими (19, 11–16; 20, 1–6), и решительная *победа близка (1, 1; 2, 5; 3, 11; 22, 6, 12). Поэтому Н. хр-н должна восторжествовать до наступления «новой вселенной», в к-рой, наконец, полностью и окончательно осуществятся ВЗ-ные пророчества (21–22).

Откр. Ин. заключается обещанием Жениха: «Гряду скоро». И ответным призывом Невесты: «Гряди, Господи Иисусе!» (22, 20). В этом призыве звучит арамейская молитва Церкви первых дней: «Марана фа!» (ср 1Кор 16, 22). Это лучшее выражение хр–ской Н., ибо в сущности своей она не что иное как пламенное желание любви, алчущей присутствия Господа.

JDu

– > бодрствовать I – вера – видеть НЗ II – Воскресение НЗ II – Вознесение IV – время ВЗ III, НЗ III – гонение II – День Господень ВЗ II, НЗ II – доверие – долготерпение II 1 – желание – жизнь III 3, IV 5 – земля ВЗ II 4, НЗ III – наследство – небо VI – ночь ВЗ 0, 2 – обетования – освобождение II 3 – остаток – пост – Провидение – радость ВЗ II 3, НЗ II 1 – разочарование – сеять I 2 б – Слово Божие ВЗ III 2 – смерть ВЗ III 1, 3; НЗ III 4 – спасение ВЗ II 2, НЗ II 3 – страх 3 – утешение 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle