под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МИР (ПОКОЙ)

Всей глубиной своего существа ч-к жаждет М. Но часто он не отдает себе отчета в природе этого блага, к к-рому стремится всеми силами; и пути, к-рыми он идет для его приобретения, не всегда являются путями Божиими. Оттого ему и нужно познать из свящ. истории, в чем заключается искание подлинного М., и нужно услыхать весть о том, что такой М. даруется Богом в Иисусе Христе.

Чтобы полностью оценить реальность, к-рая выражается словом «мир», надо почувствовать всю почвенность, к-рая сохраняется у семитов в этом слове, даже при самом духовном его восприятии, и к-рая чувствуется во всей Библии вплоть до последней книги НЗ.

1. Мир и благополучие. – Евр. слово шалом – производное от корня, к-рый, в зависимости от своего применения, обозначает цельность, полноту (Иов 9, 4), напр., – закончить дом (3Цар 9, 25), или же восстановление вещей в их прежнем состоянии, в их неповрежденности, напр., – «умиротворить» заимодавца (Исх 21, 34), исполнить обет (Пс 49, 14). В силу этого библ. М. – не только «договор», позволяющий жить спокойно, и не только «мирное время», противоставляемое «времени *войны» (Екк 3, 8; Откр 6, 4); он означает благополучие в повседневном существовании, состояние ч‑ка, живущего в гармонии с природой, с самим собой и с Богом; конкретно это может быть и *благословение, и *покой, и *слава, и *богатство, и *спасение, и *жизнь.

2. Мир и счастье. – «Быть в добром здоровье» и «быть в мире» – выражения параллельные (Пс 37, 4); чтобы спросить ч‑ка, как он себя чувствует, здоров ли, по–евр. говорят: «В мире ли он?» (2Цар 18, 32; Быт 43, 27); Авраам, умерший в «старости доброй, насыщенный жизнью» (Быт 25, 8), «отошел в мире» (Быт 15, 15; ср Лк 2, 29). В более широком смысле, М. – это чувство безопасности. Гедеону не должно больше *бояться смерти, когда Господь сказал ему: «Мир тебе» (Суд 6, 23; ср Дан 10, 19); Израиль не должен больше страшиться *врагов после побед Иисуса Навина (Ис Нав 21, 44; 23 1), Давида (2Цар 7, 1) и Соломона (3Цар 5, 4; 1Пар 22, 9; Сир 47, 13). Наконец, М. есть согласие в братской жизни: ч-к мне близкий, мой друг – это «человек мирный со мною» (Пс 40, 10; Иер 20, 10); М. есть взаимное доверие, часто скрепляемое *союзом (Числ 25, 12; Сир 45, 29) или договором о добрососедстве (Ис Нав 9, 15; Суд 4, 17; 3Цар 5, 26; Лк 14, 32; Деян 12, 20).

3. Мир и спасение. – Все эти блага, материальные и духовные, подразумеваются в приветствии, пожелании М. (ср арабское – «селям алейкум»), к-рое в ВЗ и в НЗ соответствует нашим выражениям «здравствуйте» и «до свидания» как в разговоре (Быт 26, 29; 2Цар 18, 29), так и в письмах (напр. Дан 3, 98; Флм 3). Но если следует желать М. или беспокоиться о том, насколько мирно настроен тот или иной посетитель (4Цар 9, 18), то это значит, что М. – такое положение, к-рое приходится завоевывать или защищать: он равносилен *победе над каким–либо врагом. Гедеон или Ахав надеются вернуться в М., т. е. победив на войне (Суд 8, 9; 3Цар 22, 27 сл.); точно так же желают успеха при путешествии в неведомую страну (Суд 18, 5 сл.), для прекращения неплодия Анны (1Цар 1, 17), для *исцеления ран (Мер 6, 14; Ис 57, 18 сл.). Жертвы, означающие общение между Богом и ч-ком, называются «*жертвами мирными» (Лев 3, 1).

4. Мир и правда. – М. есть также добро в смысле противоположности злу (Притч 12, 20; Пс 27, 3; ср Пс 33, 15). «Нечестивым нет мира» (Ис 48, 22), и наоборот: «смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир» (Пс 36, 37); «кроткие (*смиренные) наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс 36, 11; ср Притч 3, 2). М. представляет собою совокупность благ, даруемых праведности: обладание плодородной землей, питание досыта, безопасность жилища, безмятежный сон, победа над врагами, многочисленное потомство – все это в конечном итоге потому, что Бог с нами (Лев 26, 1–13). Итак, М. есть не только отсутствие войны, но и полнота счастья.

Если М. – плод и признак *праведности, то каким обр. *нечестивые наслаждаются М-ом (Пс 72, 3 евр., греч., ц. – слав.)? Ответ на этот тревожный вопрос дается постепенно на протяжении свящ. истории: понимаемый сначала как земное счастье, М. все более вырисовывается как духовное благо, благодаря тому, что происходит из небесного источника.

1. Бог мира. – Уже в начале библ. истории говорится о том, как Гедеон воздвиг жертвенник «Ягве Шалом’у» (Суд 6, 24), ибо Бог, господствующий на небе (Иов 25, 2), может подать М. (Ис 45, 7). От Него и ожидают этого блага. «Да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему» (Пс 34, 37): Он благословляет Израиля (Числ 6, 26), народ Свой (Пс 28. 11), дом Давидов (3Цар 2, 33), священство (Мал 2, 5). Итак, *уповающий на Него может уснуть в М. (Пс 4, 9 евр., греч., ц. слав.; ср Ис 26, 3). «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!» (Пс 121, 6; ср Пс 124, 5; 127, 6).

2. Подай мир, Господи! – Этот Божий дар ч-к получает по молитве, полной упования, а также и «делами праведности», ибо он должен, по воле самого Бога, сотрудничать в деле водворения М. на земле, хотя это сотрудничество является несовершенным из–за постоянного присутствия *греха. Вся история периода Судей заключается в том, что Бог воздвигает *освободителей, призванных восстанавливать М., потерянный Израилем по его собственной вине. Давид считал свое дело законченным, когда он освободил страну от врагов (2Цар 7, 1). Имя идеального царя – Соломон, что значит «царь мирный» (1Пар 22, 9), при к-ром оба еврейских народа, северный и южный, были братски объединены (3Цар 5).

3. Борьба за мир

а) Борьба пророков. – Этот идеал, однако, вскоре искажается, и цари стремятся к достижению М., понимаемого не как плод Божией правды, а как результат политических *союзов, часто нечестивых. Некоторые люди, хотя и считающиеся пророками, но заботящиеся не столько о том, чтобы слушать Бога, сколько о том, чтобы иметь, что «грызть зубами своими» (Мих 3, 5), оправдывают такой ложный образ действий царей: они обещают прочный М., несмотря на общую греховность (Иер 14, 13). Около 850 г. Михей, сын Иемвлая, восстает против этих лжепророков и их толкования как самого слова М., так и реальности, им обозначаемой (3Цар 22, 13–28). Эта борьба становится особенно напряженной во время осады Иерусалима (ср Иер 23, 9–40). Чтобы принять дар М., необходимо избавиться от греха, пройдя через очистительное *наказание. Иеремия обвиняет: «Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: мир! мир! А мира нет» (Иер 6, 14). Иезекииль возглашает, что довольно обмазывать стену грязью – она должна пасть! (Иез 13, 15 сл.). Но когда это действительно происходит, те, кто предсказывал несчастие, а теперь видят, что люди убедились в тщетности иллюзий, снова возвещают М. Изгнанным Бог говорит: «Я знаю намерения, какие имею о вас, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29, 11; ср 33, 9). Будет заключен союз М., удаляющий лютых зверей, обеспечивающий безопасность и благословение (Иез 34, 25–30), ибо говорит Бог: «будет у них жилище Мое» (Иез 37, 27).

б) Эсхатологический мир. – Этот спор о М. тесно связан с пророческим благовествованием в целом. Будучи существенным элементом эсхатологической проповеди, понятие М. освобождается от земных ограничений и греховных искажений. Грозные изречения пророков обычно заканчиваются возвещением восстановленного благоденствия (Ос 2, 20…; Ам 9, 13… и др). Исаия видит «Князя мира» (Ис 9, 6; ср Зах 9, 9 сл.), К-рый принесет «мир без предела» (Ис 9, 7) и откроет новый *рай, ибо «будет Он – Мир» (Мих 5, 5). Природа станет покорной ч-ку, оба разделенных царства *примирятся, *народы будут жить в мире (Ис 2, 2…; 11, 1…; 32, 15–20; ср 65, 25), «праведник процветет» (Пс 71, 7). Это благовествование (*евангелие) мира (Наум 1, 15), это освобождение из Вавилона (Ис 52, 7; 55, 12) осуществляется страждущим *Отроком Божиим (53, 5), показывающим Своею жертвою, какова цена М. После этого наступит «мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его» (57, 19). Правителями народа станут Мир и Правда (60, 17). «Вот, Я направлю к Иерусалиму мир, как реку и *славу народов – как разливающийся поток» (66, 12 евр. греч.; ср 48, 18; Зах 8, 12).

в) К вопросу о подлинном М. обращаются и размышления Мудрых. Вера утверждает: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс 118, 165); но события как будто противоречат этому (Пс 72, 3), и т. обр. возникает проблема *воздаяния. Она полностью разрешается (Сир 44. 13) только верованием в совершенную и личную загробную жизнь: «Души праведных в руке Божией… В глазах неразумных они казались умершими… но они пребывают в мире» (Прем 3, 1 слл), т. е. в полноте всех благ и в причастности к Тому, Кто дарует их в *блаженстве.

Надежда пророков и Мудрых становится действительностью, даруемой в *Иисусе Христе, так как Им и в Нем побежден грех; но пока грех не умер в каждом ч-ке, пока Господь не пришел в последний *День, М. есть лишь благо грядущее; поэтому остается в силе и учение пророков: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак 3, 18; ср Ис 32, 17). Вот что возвещается в НЗ – и Лукой, и Павлом, и Иоанном.

1. Евангелист Лука дает совершенно особый образ Царя М. При Его рождении ангелы возвестили М. людям, к-рым благоволит Бог (Лк 2, 14); этой вести, повторенной ликующими учениками, сопровождающими *Царя при входе Его в Свой град (19, 38), *Иерусалим не желает принять (19, 42). Пожелание М. на земле становится в устах Царя М. вестью о спасении; как благочестивый иудей Иисус говорит: «Иди с миром», и именно этими словами Он исцеляет кровоточивую женщину (8, 48), отпускает грехи кающейся грешнице (7, 50) и тем самым свидетельствует о Своей победе над властью *болезни и *греха. Подобно Ему, ученики Его, приходя в какой- либо город, вместе с пожеланием М. несут весть спасения в Иисусе (10, 5–9). Но это спасение нарушает М. *мира сего: «Думаете ли вы, что Я пришел дать М. земле? Нет, говорю вам, но разделение» (12, 51). Итак, Иисус не ограничивается тем, что произносит те же грозные предостережения, что и пророки (17, 26–36; ср 1Фес 5, 3), против обманчивого чувства безопасности, но говорит даже о разделении членов одной семьи. По выражению одного хр–ского поэта, Он пришел не уничтожить войну, а увенчать ее окончание пасхальным М-ом, к-рый следует за окончательной победой (Лк 24, 36). И ученики распространят до пределов земли сияние pax israelitica (Деян 7, 26; 9, 31; 15, 33), М., представляющего собою, в плане религиозном, как бы преображение pax romana (ср 24, 2), ибо Бог возвестил М. в Иисусе Христе, явив Себя «Господом всех» (10, 36).

2. Ап. Павел, в приветствиях своих посланий прибавляя обычно к слову «мир» слово «*благодать», указывает тем самым источник М. и условие его прочности. Он особенно подчеркивает связь между М. и *искуплением. Будучи «нашим Миром», Христос установил М.; примирил оба народа, соединив их в одно *Тело (Еф 2, 14–22), и «примирил с Собою все, умиротворив *кровью *креста (Своего) и земное, и небесное» (Кол 1, 20). Итак, именно потому, что мы объединены «в одном Теле», благодаря *Духу, создавшему между нами крепкую связь (Еф 4, 3), мир Христов владычествует в сердцах наших (Кол 3, 15). Всякий верующий, будучи *оправдан, находится через Иисуса Христа в мире с Богом (Рим 5, 1), Богом любви и М. (2Кор 13, 11), К-рый освящает его «во всей полноте» (1Фес 5, 23). Как и *любовь и *радость, М. есть *плод Духа (Гал 5, 22; Рим 14, 17), он – предвкушение вечной *жизни, уже здесь на земле (ср 8, 6), он превышает всякое разумение (Флп 4, 7), он сохраняется и в скорбях (Рим 5, 1–6), светится в наших отношениях с людьми (1Кор 7, 15; Рим 12, 18; 2Тим 2, 22) до самого того *Дня, когда Бог М., воскресивший Иисуса (ср Евр 13, 20), сокрушив Сатану (Рим 16, 20), восстановит все в первоначальной целостности.

3. Ап. Иоанн разъясняет откр. еще дальше. Для него, как и для Павла, М. есть плод *жертвы Иисуса (Ин 16, 33) и, как в синоптическом предании, не имеет ничего общего с Миром мира сего. Подобно тому, как в ВЗ *присутствие Бога среди Его народа рассматривалось как высшее благо, приносящее мир (напр., Лев 26, 12; Иез 37, 26), ап. Иоанн в присутствии Христа видит источник и реальность М., и это одна из характерных черт его перспективы. Когда *печаль овладевает учениками, к-рым предстоит разлука с Учителем, Иисус утешает их: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14, 27); этот М. связан уже не с Его телесным присутствием, а с Его победой над *Миром сим; поэтому Христос, восторжествовав над *смертью, дает вместе со своим М. и Духа Св. и власть над грехом (20, 19–23).

4. Блаженное созерцание мира. – Хр-н, твердый в надежде, дающей ему созерцать небесный Иерусалим (Откр 21, 2), стремится осуществить заповедь *блаженства: «Блаженны миротворцы» (Мф 5, 9), ибо это значит поступать в жизни как Сам Бог, быть *сынами Божиими в Его Единородном Сыне Иисусе. Следовательно, все свои силы хр–нин направляет к тому, чтобы установить на земле согласие и спокойствие. И эта хр–ская политика земного М. оказывается тем более действенной, чем меньше в ней иллюзий; ее неустанное проведение руководствуется тремя принципами.

Только всеобщее признание *Господства Христа при Его втором пришествии установит во всей вселенной окончательный М. Только Церковь, преодолевающая различия расовые, классовые и половые (Гал 3, 28; Кол 3, 11), является на земле местом, знаком и источником М. между народами, так как она – Тело Христово и подательница Духа. И только *правда перед Богом и между людьми составляет основу М., так как ею упраздняется грех, источник всякого разделения. Каждый хр–нин может найти поддержку своим миротворческим стремлениям, внимая Единому дающему М., голос К-рого слышится в псалме, как бы объединяющем все Его божественные свойства как Владыки истории: «Он скажет мир народу Своему… Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой: правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (Пс 84, 9–14).

XLD

– > благословение II 1, IV 3 – блаженство – война – заботы 2 – Иерусалим ВЗ III 3 – насилие IV 3 – примирение – спасение ВЗ I 2 – трапеза


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle