под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЛОЖЬ

Слово «ложь» применяется в Библии в двух различных смыслах, в зависимости от того, имеются ли в виду отношения ч‑ка к ближнему или к Богу.

1. В ВЗ. – Запрещение Л. в Законе первоначально имеет в виду определенную социальную обстановку, а именно, оно касается ложного свидетельства на суде (десять заповедей: Исх 20, 16 и Втор 5, 20; повторено в Исх 23, 1 слл, 6 слл; Втор 19, 16–21; Лев 19, 11); такая Л., утверждаемая под клятвой, является также и кощунством в отношении *имени Божия (Лев 19, 12). Этот узкий смысл сохраняется в нравственном учении пророков и Мудр. (Притч 12, 17; Зах 8, 17). Но в нем грех Л. понимается уже и гораздо шире: это – ухищрение, обман, несогласие между мыслью и *языком (Ос 4, 2; 7, 1; Мер 9, 7; Наум 3, 1). Все это – мерзость перед Ягве (Притч 1, 22), К-рый не может быть обманут (Иов 13, 9); потому лжец и идет к своей погибели (Пс 5, 7; Притч 12, 19; Сир 20, 25). Даже Иаков, хитростью присвоивший себе отцовское благословение, в свою очередь обманут своим тестем Лаваном (Быт 29. 15–30).

2. В НЗ долг полнейшей искренности ясно высказан Христом: «Да будет же слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф 5, 37; Иак 5, 12) и Павел делает это правилом своего поведения (2Кор 1, 17 сл.). Поучения ВЗ т. обр. повторяются, но уже с более глубоким обоснованием: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого ч‑ка с делами его и облекшись в нового» (Кол 3, 9 сл.); «говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф 4, 25). Л. – уступка испорченной природе, она – препятствие нашему единению во Христе. Согласно кн. Деян., Анания и Сапфира, солгав ап. Петру, солгали в действительности Духу (Деян 5, 1–11); здесь дело не столько в нарушении порядка общины, а в подрыве самой ее духовной сущности.

1. Пренебрежение истинным Богом. – Ягве – *Бог истины. Пренебрегать Им, обращаясь к обманчивым *идолам – вот самая настоящая Л., Л. уже не *устами, но жизнью. Свящ. писатели постоянно изобличают этот обман, иногда в очень иронической форме (Иер 10, 1–16; Ис 44, 9–20; Пс 113. 13 слл), приводя сатирические примеры из жизни (Дан 14), не скупясь на бичующие эпитеты: пустота (Иер 10, 8), мерзость (4, 1), суета (2, 5), бессилие (2, 11)… В их глазах всякое обращение к Богу предполагает сначала открытое признание ложности идолов, к-рым служили прежде (16, 19). Так это понимает и Павел, когда он убеждает язычников отвратиться от Л. идолов (Рим 1, 25), чтобы *служить Богу живому и истинному (1Фес 1, 9).

2. Грех лжи и религиозная жизнь

а) В ВЗ говорится также о более утонченном способе пренебрегать истинным Богом: вводить в свою жизнь привычку ко Л. как нечто постоянное. Так поступают *нечестивые, враги честного ч‑ка: они – обманщики (Сир 5, 16), у к-рых на устах одна Л. (Пс 58, 13; Сир 51, 3; Иер 9, 2); они полагаются на Л. (Ос 10, 13), держатся за нее так, что отказываются обратиться (Иер 8, 5), и даже их кажущиеся обращения лживы (3, 10). Не следует поддерживать иллюзии относительно ч‑ка, предоставленного самому себе: он сам по себе – лжив (Пс 115, 2). В полной противоположности этому, истинный верующий изгоняет из своей жизни Л., чтобы быть в общении с Богом истины (Пс 14, 2 слл; 25, 4 сл.). Так в последние времена будет поступать и *Отрок Ягве (Ис 53, 9), как и тот малый *Остаток, к-рый Бог тогда сохранит Своему народу (Соф 3, 13).

б) В НЗ идеал этот осуществлен во Христе (1Петр 2, 22). Поэтому освобождение от всякой Л. является первоочередным требованием хр–нской жизни (1Петр 2, 1). Понимать под этим надо не только Л. устами, но и ту, к-рая содержится во всяком пороке (Откр 21, 8). Избранные, последователи Христа, не знали никогда этой Л. (14, 5). Наименования лжеца в особенности заслуживает тот, кто отвергает божественную *истину, открытую в Иисусе: это *Антихрист, отрицающий, что Иисус есть Христос (1Ин 2, 22). У него ложь уже не нравственного порядка, а религиозного по самому существу, так же, как в идолопоклонстве.

3. Сеятели лжи

а) Во все времена появляются водители–обманщики, чтобы ввергать людей в этот мир Л., вызывающе противостоящий Богу. В ВЗ известны *пророки Л., к-рыми Бог иногда пользуется для своих целей (3Цар 22, 19–23), но чаще всего их строго изобличают истинные пророки, напр., Иеремия (5, 31; 23, 9–40; 28, 15 сл.; 29, 31 сл.), Иезекииль (13) и Захария (13, 3). Вместо *Слова Божия они приносят народу подделку.

б) В НЗ Христос так же обличает слепых вождей иудейского народа (Мф 23, 16…). Эти *лицемеры, отказывающиеся веровать в Него, – лжецы (Ин 8, 55). Они являются предшественниками других лжецов, к-рые будут появляться во все века, чтобы отвращать людей от Евангелия: антихристы (1Ин 2, 18–28), лжеапостолы (Откр 2, 2), лжепророки (Мф 7, 15), лжемессии (Мф 24, 24; ср 2Фес 2, 9), лжеучители (2Тим 4, 3 сл.; 2Петр 2, 1 слл; ср 1Тим 4, 1 сл.), не говоря уже об Иудеях, препятствующих проповеди Евангелия (1Фес 2, 14 слл), и о лжебратьях, являющихся врагами истинного Евангелия (Гал 2, 4)… Все они – сеятели Л., к-рым хр–не должны противостоять, как это сделал Павел по отношению к волхву Элиме (Деян 13, 8 слл).

Мир т. обр. делится на два лагеря: *Добра и Зла, Истины и Лжи в обоих смыслах: нравственном и религиозном. Первый лагерь – конкретно Божий. У второго также есть свой возглавитель: *Сатана, древний Змей, обольщающий весь мир (Откр 12, 9) с того дня, как обольстил Еву (Быт 3, 13); он отторг ее от древа жизни, ибо он «человекоубийца от начала» (Ин 8, 44). Он подстрекает Ананию и Сапфиру солгать Духу Св. (Деян 5, 3), а волхв Элима – его «*сын» (Деян 13, 10). Ему же повинуются *Иудеи, отказывающиеся уверовать во Христа: они – сыны диавола, лжеца и отца лжи (Ин 8, 41–44); потому и хотят они убить Иисуса за то, что Он «сказал им *истину» (Ин 8, 40). Он возбуждает лжеучителей, врагов евангельской истины (1Тим 4, 2); чтобы вести брань с хр–нами (Откр 12, 17), он передает свою власть *Зверю из моря, «тоталитарному» царству с полными богохульства устами (13, 1–8); и Зверь из земли, пользующийся лжепророками, чтобы обманывать людей и привести их к поклонению образу зверя, зависит от него же (13, 11–17). Ось мира проходит между этими двумя лагерями, и важно, чтобы хр–не не давали себя обмануть ухищрениями диавола и чтобы их вера не повредилась (2Кор 11, 3). Поэтому, дабы пребывать в истине, они должны просить Бога избавить их от Лукавого (Мф 6, 13).

JCa & PG

– > Антихрист НЗ 2 – бесы НЗ 2 – грех IV 2 б – заблуждение – идолы – истина – лицемер – разочарование 11 – Сатана I 2, III – свидетельство ВЗ I, НЗ I – сердце I 2 – слово ч-ское 1 – уста 1 – язык 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle