под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЛИЦО

1. Лицо и сердце. – «Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Притч 27, 19): в зеркале воды открывается парадокс ч-ского лица; оно у ч‑ка в одно и то же время – то, что видит, и то, что видимо; встречи людей лицом к лицу символизируют и вызывают внутреннее обоюдное познание сердцем.

Лицо – зеркало *сердца. На нем можно прочесть не только боль (Иер 30, 6; Ис 13, 8), усталость (Дан 1, 10) или печаль (Неем 2, 2), но и радость (Притч 15, 13) празднично настроенного сердца (Сир 13, 32; Пс 103, 15), строгость, к-рую отец должен проявлять по отношению к своим дочерям (Сир 7, 26), а также и беспощадную жесткость (Втор 28, 50), замкнувшуюся в своей гордыне (Иез 2, 4; Дан 8, 23): «сердце человека изменяет Л. его или на хорошее, или на худое» (Сир 13, 31). Но зеркало Л. может быть и обманчивым. И тогда как ч-к бывает расположен «поступать с лицеприятием» (Иак 2, 9), Бог взирает только на сердца (1Цар 16, 7; Иак 2, 9) и судит дела людей по намерениям сердец их (Иер 11, 20; Сир 35, 21; Мф 22, 16).

2. Лицо царя. – Отношения между подданными и их государем выражаются в мимике Л.: Л. царя желают видеть (2Цар 14, 32), но в его присутствии склоняются ниц, «пав лицом своим на землю» (2Цар 1, 2; 14, 33). Чрезвычайная честь – иметь возможность видеть Л. царя (Есф 1, 14); увидеть на нем улыбку – значит получить ожидаемую *милость (Иов 29, 24 сл.), так как «в светлом взоре царя – жизнь» (Притч 16, 15).

3. Искать лица Божия. – Хотя Бог – не ч-к (Числ 23, 19), и никакая тварь не может дать представления о Его славе (Ис 40, 18; 46, 5), у Него все же, как и у ч‑ка, имеются замыслы и цели, и Ему угодно вступить с ч-ком в общение; значит, и у Него есть Л. Оно может поочередно показываться в Его благоволении (Пс 4, 7; 79, 4, 8, 20) или скрываться в Его *гневе (Ис 54, 8; Пс 29, 8; 103, 29).

Это Л. Божие обитает среди Израиля. Оно, хотя и невидимо, полно несравненной жизненности *Бога живого и это присутствие Л. Божия составляет силу Его народа (Исх 33, 14 евр; 2Цар 17, 11; Втор 4, 37 евр.; Ис 63, 7). Оно сообщает смысл желанию, выражаемому в *культе, *видеть лицо Божие (Пс 41, 3), «*искать лица Божия» (Ам 5, 4; Пс 26, 8; Пс 104, 4). Но только правые сердцем узрят его (Пс 10, 7 евр.), оттого что Л. Ягве есть Л. Бога Святаго и праведного.

4. Лицом к лицу с Богом. – Л. Божие внушает смертельный страх ч-ку (Суд 13, 22; Исх 33, 20), ибо он греховен (Ис 6, 5; Пс 50, 11); между тем оно – жизнь и спасение ч‑ка (Пс 50, 13 сл.). Как исключение «Ягве говорил с *Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с *другом своим» (Исх 33, 11), но когда Моисей выразил желание видеть славу Господню, он мог видеть Ягве только сзади после Его прохождения (Исх 33, 18–23). «Следовать за кем–либо значит видеть его сзади. Так Моисей, горевший желанием видеть Л. Божие, узнал, как можно видеть Бога: следовать за Богом всюду, куда Он ведет, – это и есть видеть Бога» (св. Григорий Нисский).

5. На лице Христа Бог дал воссиять Своему собственному Л. и помиловал нас (ср Числ 6, 25). Действительно, на этом Л. сияет *слава Божия (2Кор 4, 6); слава Преображения (Мф 17, 2 п) является знаком того, что в Христе Бог Сам дал Себе Л. (ср Откр 1, 16) и что в Нем открылось Л., к-рого «никто не видел никогда» (Ин 1, 18): «Кто Меня увидел, увидел Отца» (Ин 14, 9). Это лицо ч-ское, поруганное, закрытое (Мк 14, 65), обезображенное (ср Ис 52, 14), но оно – «образ ипостаси Его» (Евр 1, 3).

Узрев славу этого Л., хр-н, благодаря обитающему в нем Св. Духу, остается постоянно просветленным и преображенным, не преходящей славой, как лицо Моисея (2Кор 3, 7 сл.), но сиянием жизни и спасения: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Духа Господня» (3, 18). Проповедь Евангелия и распространяет на «совесть всякого человека» отблеск этой «славы Божией в лице Иисуса Христа» (4, 2–6).

Преображенные т. обр. в Духе славой Господней, хр–не имеют уверенность в том, что однажды они увидят «лицом к лицу» Того, Кого теперь видят лишь «как бы сквозь тусклое стекло», и познают подобно тому, как они познаны (1Кор 13, 12), – т. е. «увидят Бога» (Мф 5, 8). Так будет исполнено желание, влекшее Израиля ко Храму: «Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему, и узрят лицо Его» (Откр 22, 3 сл.).

FG & JG

– > благодать II 3 – Бог НЗ III – видеть – дерзновение – искать I – присутствие Божие – свет и тьма ВЗ II 2 – сердце I 1 – слава IV


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle