под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

КУЛЬТ/БОГОСЛУЖЕНИЕ

Во всех религиях посредством К. устанавливаются определенные взаимоотношения между ч-ком и Богом. Согласно Библии, почин этих взаимоотношений – от открывающего Себя Бога Живого; ч-к отвечает Богу *поклонением, к-рое принимает форму общественного К. В К. не только выражается потребность ч‑ка в Творце, от К-рого он полностью зависит, но также выполняется определенная обязанность. Действительно, если Бог избрал народ, к-рый должен Ему «служить» и через это служение стать Его свидетелем, то избранный народ должен выполнять свое назначение определенным К. – Богослужением. (По–евр. соответствующее слово является производным от корня ’абад, означающего «служить».)

ВЗ

Библ. К. эволюционировал, и мы видим, как в ходе его истории в нем появляются такие, общие всем К., элементы как: свящ. места, предметы и лица (святилища, *ковчег, *жертвенники, *священники), свящ. времена (*праздники, *суббота), священнодействия (очищения, посвящения, *обрезание, *жертвоприношения, *молитва во всех ее видах), различные предписания культового характера (*пост, запреты…).

До грехопадения взаимоотношения между ч-ком и Богом были совсем просты; при условии не нарушать запрета, относящегося к *древу познания добра и зла, и этим выражать свою зависимость от Бога, ч-к мог есть от дерева жизни (Быт 2, 9; 3, 22); так он имел возможность, через действие культового характера, общаться с Богом. То же дерево жизни снова появляется в небесном Иерусалиме, где для служения Богу больше не требуется посредников между Богом и Его служителями (Откр 22, 2 сл.).

После грехопадения в К. появляется жертвоприношение; праотцы призывают имя Ягве и воздвигают Ему *жертвенники (Быт 4, 26; 8, 20; 12, 8). Но не каждый К. угоден Богу: Он не только взирает на внутреннее расположение поклоняющегося Ему (Быт 4, 3 слл), но и запрещает нек–рые внешние формы, как ч-ские жертвоприношения (Быт 22; 4Цар 16, 3; Лев 20, 2 сл.), свящ. блудников (3Цар 22, 46; Втор 23, 18) и даже изготовление изображений, символизирующих Бога невидимого (Втор 4, 15–18; см Исх 32, 4 сл.). Когда через Союз–Завет Израиль превращается в народ Божий, его К. подчиняется все более строгому законодательству.

В средоточии этого К. находится ковчег Завета – символ присутствия Бога среди Своего народа. Ковчег этот сначала был передвижной, затем устанавливался в различных святилищах (напр., в Силоме: Ис Нав 18, 1), пока Давид не поставил его в Иерусалиме, где Соломон затем построил *Храм (3Цар 6), ставший при вдохновляемой Второзаконием реформе единственным местом связанного с жертвоприношением К.

После плена К., сосредоточенный во втором Храме, следует обрядовым предписаниям, к-рые возводят к Моисею так же, как возводят к Аарону родословные священников, чтобы отметить связь К. с Союзом–Заветом, давшим ему основание. Эту связь премудрый Сын Сирахов подчеркивает незадолго до борьбы, к-рую вели Маккавеи, чтобы народ мог оставаться верным Закону и К. единого истинного Бога (1 Макк 1, 41–64). Синагогальное богослужение, состоящее из молитв с песнопениями и предназначенное со времени плена поддерживать совместную молитвенную жизнь у евреев Рассеяния, дополняет богослужение храмовое. Однако оно не лишает Храма исключительных его преимуществ, и если такая секта, как Кумранская, и отмежевывается от Иерусалимского священства, то лишь потому, что она стремится к очищенному К. в обновленном Храме.

Народ Божий заимствовал нек–рые элементы из обрядов соседних народов, отражающих быт кочевников–скотоводов или оседлых земледельцев; но этим обрядам он придает новый смысл, связывая их с эпопеей *Завета (напр., Втор 16, 1–8 относительно Пасхи; Лев 23, 43 относительно Кущей) и с жертвоприношением, его скрепившим (Исх 5, 1 слл; 24, 8; Пс 49, 5). Т. обр. К. становится постоянной воспитательной силой, от к-рой религиозная жизнь Израиля получает свои три исторических измерения и свое движение.

К. прежде всего напоминает о событиях прошлого, возобновляя их празднование; затем он придает им актуальный характер и этим вновь оживляет народную веру в Бога, присутствующего и всемогущего, как и прежде (Пс 80; 105; проповедь Втор 1–2; возобновление Союза–Завета: Ис Нав 24); наконец, он укрепляет в народе надежду и ожидание того дня, когда Бог установит Свое Царство и когда народы соединятся с освобожденным Израилем в служении истинному Богу.

Эта перспектива будущего получает весь свой размах лишь постепенно, благодаря пророкам, предвозвещающим новый Завет (Иер 31, 31 слл). В особенности же в кн. Утешения (Ис 45) и в пророчествах послепленной эпохи (Ис 66, 18–23; Зах 14. 16–21) единый Бог открывает Свой *замысел: Он намерен явить Себя всем народам, чтобы они воздавали Ему должный К. как Творцу и всемирному Спасителю. *Пророки, свидетельствующие об этом замысле, провозглашают в то же время требования Бога Союза–Завета, К-рый не приемлет бездушного К. Так они борются с национальной узостью и с обрядовым формализмом, чтобы К. Израиля, становясь все более духовным, был тем действенным свидетельством, к-рого Бог ожидает от Своего народа.

К. Израиля становится духовным в той мере, в какой Израиль, наставляемый пророками, осознает внутреннюю сущность требований Союза–Завета, осознает также, что верность сердца – необходимое условие подлинного К. и доказательство, что у Израиля нет другого *Бога, кроме Ягве (Исх 20, 2 сл п). Бог–Спаситель, Бог Исхода и Десяти Заповедей, *свят и требует, чтобы свят был и народ, из к-рого Ему угодно соделать народ Священнический (Лев 19, 2). Напоминая об этом, пророки не отвергают обрядов, но настаивают на сохранении их истинного смысла. Дары наших жертвоприношений должны выражать наше *бладарение Богу – Источнику всякого *дара (Пс 49).

Уже Самуил утверждал, что Бог отвергает К., воздаваемый непокорными (1Цар 15, 22). Амос и Исаия настойчиво повторяют это утверждение (Ам 5, 21–26; Ис 1, 12–20; 29, 13), а Иеремия, в самом Храме «обличая испорченность сердец», провозглашает слово о тщетности совершаемого там К. (Иер 7, 4–15, 21 слл). Иезекииль, пророк–священник, предрекая разрушение Храма, оскверненного идолопоклонством, вместе с тем описывает новый Храм нового Завета (Иез 37, 26 слл), к-рый будет культовым средоточием верного народа (Иез 40–48). Пророк, возвещающий возвращение из плена, указывает, при каком условии будет угоден Богу К. Его народа: этот народ должен быть подлинно братской общиной (Ис 58, 6 сл, 9 сл, 13; 66, 1 сл.).

Эта община откроется тем язычникам, к-рые будут бояться Бога и соблюдать Его Закон (Ис 56. 1–8). Более того, всемирный К. не должен быть сосредоточен в одном единственном месте (Мал 1, 11). Такие перспективы значительно шире кругозора Сына Сирахова, но и он показывает себя наследником пророческого предания, тесно соединяя верность Закону с культовой обрядностью (Сир 34, 18 слл; 35, 1–16). И в Израиле, замкнувшемся в себе самом и в своем формализме от благовествования НЗ, Христос все же находит смиренные (*бедные) сердца, в к-рых псалмы поддержали и ощущение подлинной правды как условия истинного К. (Лк 1, 74 сл.) и ожидание Мессии, К-рому предстояло положить начало этому совершенному К. (Мал 3, 1–4).

НЗ

1. Исполняя Сам К. ВЗ., Иисус тем самым кладет ему конец. Прежде всего, следуя его обрядам и наполняя их духом Своей сыновней молитвы, Он его обновляет. Принесенный во Храм на восьмой день после Своего рождения (Лк 2, 22 слл), Он в течение всей Своей жизни восходил туда на праздники (Лк 2, 41; Ин 2, 13; 10, 22); Он часто проповедовал в местах культовых собраний (Мк 14, 49; Ин 18, 20). Как и пророки, Он требовал верности духу богослужения (Мф 23, 16–23): без чистоты сердца обрядовые очищения тщетны (Мф 23, 25 сл.; 5, 8, 23 сл.).

Однако *жертвой Своей Он превосходит ВЗ-ный К. и проявляет Свое благоговение к древнему Храму, очищая его (Ин 2, 14 слл). Но в то же время Он предрекает, что вместо этого Храма, обреченного на разрушение по вине Иудеев, воссоздастся новый – Его воскресшее тело (2, 19 слл). Тогда настанет конец Иерусалимскому К. (Ин 4, 21).

2. Первохристианская Церковь порывает с *про- образным К. Иерусалимского Храма только в той степени, в какой она превосходит его. Апостолы молятся в Храме и там же учат (Деян 2, 46; 5, 21). Но, как провозглашает первомученик Стефан, истинный Храм это тот, в к-ром обитает Бог и царит Иисус (Деян 6, 13 сл.; 7, 48 сл, 55 сл.). Оттого и ап. Павел, считаясь с обращенными иудеями, соглашается участвовать в культовых обычаях, к-рым те остаются верны (Деян 21, 23, 26; ср 1Кор 10, 32 сл.), но он неизменно проповедует о том, что *обрезание не имеет более значения и что хр-н уже не подчинен прежним предписаниям К. Хр–ский К. – иной (Гал 5, 1, 6).

1. Иисус возвещает новый вид служения Богу «в духе и истине»; истинный К. есть К. духовный; в нем могут быть обряды, но самое главное – присутствие Духа Св., К-рый дает исполнять его тем, кого Он возродил (Ин 4, 23 сл.; ср 7, 37 слл; 4, 10, 14). Жертва Христа, запечатлевающая новый Завет (Мк 10, 45; 14, 22 слл), сообщает богодухновенным формулам ВЗ-ного К. их новый смысл (Евр 10, 1–18; ср Пс 39, 7 слл); она также основывает новое богослужение, ибо ею воистину *искуплены грехи мира и вечная жизнь подается тем, кто приобщается *тела и крови Христовых (Ин 1, 29; 6, 51). На тайной Вечере Христос Сам установил эту жертвоприносительную трапезу и заповедал ее возобновлять (Лк 22, 19 сл.).

2. Церковь исполнила Его завет. На своих богослужебных собраниях первые ученики завершают молитвы и трапезу «преломлением хлеба» (Деян 2, 42; 20, 7, 11), т. е. обрядом Евхаристии, традиционный смысл и требования к-рого Павел напоминает тем, кто о них забывает (1Кор 10, 16; 11, 24).

Чтобы участвовать в *Евхаристии, надо быть предварительно присоединенным к Церкви обрядом *крещения, предписанным Иисусом (Мф 28, 19), как условие новой жизни (Мк 16, 16; Ин 3, 5) и совершаемым Апостолами уже со дня Пятидесятницы (Деян 2, 38–41). Наконец, возложением рук Апостолы низводят на крещеных Духа Св. (8, 15 слл).

К этим трем основоположным обрядам хр–ского К. присоединяются нек–рые, воспринятые через предание, обычаи неодинаковой ценности: празднование воскресенья, «первого дня недели» (20, 7; 1Кор 16, 2), «*дня Господня» (Откр 1, 10), правила благочиния, как, напр., ношение покрывала *женщинами или их молчание на богослужебных собраниях, установленные ради порядка и мира (1Кор 11, 5–16; 14, 34, 40).

Церковное богослужение, как прежде израильское, представляет три аспекта: оно служит воспоминанием о деле Божием, совершенном в прошлом; оно актуализирует его, и этим оно помогает хр–ну жить в надежде на тот День, когда явится во Христе полнота славы Божией. Но, несмотря на заимствование нек–рых обрядов из ВЗ-ного К., хр–ское богослужение – не просто *прообраз грядущего, а его *образ; его новизна – в его основе, к-рую составляет совершенная и окончательная *жертва Христа, Сына Божиего (Евр 1, 2 сл.). Через Него Отец прославляется в совершенстве; Им все люди, на Него уповающие, очищаются от грехов своих и могут объединиться в сыновнем почитании, к-рое Христос воздает Отцу Своему на небе и сущность к-рого есть жизнь вечная (7, 26; 8, 1 сл.; 9, 14, 26).

1. Великое дело прошлого, память к-рого оживляется хр–ским К., это – жертва Христа нашего ради спасения, жертва, плоды к-рой – воскресение и дарование Духа Св. Этой жертвой прекращается ВЗ-ный К., предназначенный выражать и поддерживать в смирении и уповании ожидание *спасения, ныне совершившегося (7, 18–28). Христос, через наше участие в Евхаристии, дает нам средство принимать плоды жертвы, принесенной Им на жертвеннике *Креста (13, 10).

2. Ныне действительно осуществляется *общение, предуготавливающее нас к вечному общению на небе; знак его и средство – *евхаристический обряд, средоточие нового К. и проводник новой жизни. Этим обрядом Христос прославленный таинственно присутствует среди нас, чтобы мы приобщились к Телу и Крови, принесенными Им в жертву, и т. обр. были бы все одно *тело, прославляя Отца через Христа и со Христом, движимые Духом Св. (1Кор 10, 16 сл.; 11, 24 слл; Флп 3, 3).

Тем самым мы имеем доступ к небесному святилищу (Евр 10, 19 слл), где пребывает Христос, вечный Первосвященник (7, 24 сл.; 9, 11 сл, 24); там совершается единственно достойный Бога живого К. – *поклонение Отцу в духе и истине (Ин 4. 23 сл.; Евр 9, 14). Он совершается *Агнцем, закланным перед престолом Бога, в небе, т. е. в истинном Храме Божием, где находится подлинный *ковчег Завета (Откр 5, 6; 11, 19). Избранные, славящие Бога пением «Свят, свят, свят», отзвук к-рого слышал Исаия (Откр 4, 2–11; Ис 6, 1 слл), славят также и Агнца, Сына Его (14, 1), сделавшего их Царством священников, чтобы присоединить их к Своему совершенному богослужению (5, 9–13).

С обрядами, соединяющими нас со Христом и с Его небесным богослужением, связаны требования нравственного порядка. *Крещением мы умерли *греху, чтобы жить святой жизнью воскресшего Христа (Рим 6, 1–11; Кол 3, 1–10; 1Петр 1, 14 сл.). Вследствие этого, грешить – значит становиться недостойными приобщаться Тела и Крови Господних; если мы все же это делаем, то сами себя осуждаем (1Кор 11, 27 слл). Напротив, *следовать за Христом, постоянно и с верностью приобщаться к *любви, вдохновившей Его жертву, – значит быть живой жертвой, угодной Богу (Еф 5, 1 сл.; Рим 12, 1 сл.; 1Петр 2, 5; Евр 12, 28); тогда и наш литургический К. песнопениями *хвалы выражает духовный К. нашего непрестанного *благодарения Отц; через Сына Его, Господа Иисуса (Кол 3, 12–17).

3. В последний день прекратятся обряды, возвещающие Агнца, совершаемые нами, доколе Он не придет в ответ на призыв Его Невесты (Марана фа – «Гряди, Господи!») для совершения брачной трапезы с нею (1Кор 11, 26; 16, 22; Откр 19, 7; 22, 17) Тогда не будет больше Храма как символа присутствия Божия; в небесном Иерусалиме *слава Господня не будет уже проявляться знамениями (21, 22) Ибо в святом и вечном граде служители Божии, воздающие Ему поклонение, будут уже не грешниками, а *сынами, к-рые, в обновленной и озаренной славою Бога и Агнца вселенной, будут видеть Отца своего лицом к лицу и будут из Его источника пить живую воду *Духа (21, 1–7, 23; 22, 1–5).

MFL

– > благовония 2 – благодарение – благословение III 3 – благочестие ВЗ 2, НЗ – видеть ВЗ I 2 – вино I 2 – волшебство 2 в – гора II 2 – День Господень 0, ВЗ I, НЗ III 3 – елей 1 – Евхаристия – жертва – жертвенник – животные II 3 – Закон А 1 – знак ВЗ II 1 – идолы I – искать I – кровь ВЗ 3 – молитва – народ А II 6, Б II 6 – огонь ВЗ II 1, НЗ II 2 – память 1 б, 4 б – Пасха I 5, III 1 – плен II 2 – покаяние ВЗ I 2, III 1 – поклонение – погребение 1 – пост 2 – праздники – присутствие Божие ВЗ III 1, НЗ II – причастие ВЗ 1 – пророк ВЗ III 3 – прообраз ВЗ II 4 – радость ВЗ II 1 – светила 1, 3 – святой ВЗ II, НЗ IV – священство – служить ΙΙ 1 – смерть ВЗ I 3 – совесть 3 – Союз/Завет ВЗ I 3, ΙΙ 1 – суббота – хвала III, IV – хлеб II – храм – чистый ВЗ I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle