под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИУДЕЙ

В начале НЗ-ной эпохи наименование И. означает часто то же, что Израильтянин или *Еврей, причем в религиозном смысле эти два последних выражения применяются чаще. У ап. же Павла и Иоанна слово И. приобретает иногда подлинно богословское значение; для недостаточно внимательного читателя в этом кроется опасность смешения понятий.

У Павла, как и у пророков, ч-ство делится на две группы: избранный народ и остальные *народы, «Иудеи и Еллины» (Гал 3, 28); это различие одновременно и упраздняется и сохраняется с приходом Христа.

1. Преимущество быть Иудеем. – Уже само его *имя дает И. право на хвалу (Рим 2, 17), несомненно, в связи с этимологией имени Иуды: «Восхвалю Ягве» (Быт 29, 35) и в силу благословения Иакова: «тебя восхвалят братья твои» (49, 8). И действительно, ему принадлежат преимущества *Закона и *обрезания (Рим 2, 17–19). Право на хвалу отстаивает и Павел: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» (Гал 2, 15); это восклицание помогает понять молитву благочестивых И., ежедневно благодарящих Бога за то, что Он не сделал их гоим, язычниками. Поэтому и Павел, хотя он и хр-н, объявляет себя Израильтянином (Рим 11, 1; Флп 3, 5). Согласно Луке, он торжественно провозглашает в Иерусалиме: «Я – Иудей» (Деян 22, 3). Об Аполлосе, обращенном ко Христу, ев. Лука отмечает, что он «Иудей» (Деян 18, 24).

Дары Божии велики во всех отношениях, но положение обязывает! Павел обвиняет И. в том, что он не соблюдает Закона, к-рому учит других, и в конце концов дает повод язычникам не хвалить Бога, а хулить Его Имя (Рим 2, 17–24): преимущество *обрезания имеет значение только тогда, когда ч-к «обрезан сердцем», как того требовали пророки (Иер 4, 4; Втор 30, 6; Лев 26, 41). Неверующий И. – И. только по внешности (Рим 2, 28), он незаконно присваивает себе это славное имя (Откр 2, 9; 3, 9). Хр-н – настоящий обрезанный (Флп 3, 2), он – «внутренно Иудей» (Рим 2, 29). В заключение обличений Павла, относящихся ко всякому ч-ку, преимущества И. кажутся упраздненными: Иудеи и Еллины – все одинаково грешны (3, 9).

2. Обращенный язычник и неверующий Иудей. – Однако, положение, в к-ром оба подразделения ч-ства находятся одно по отношению к другому, – весьма сложно. С одной стороны, всякое различие уравнено, не только в области греха, но и в области благодати: «Нет Иудея, ни Еллина» (Гал 3, 28), ибо во Христе мы – одно: *вера, а не соблюдение Закона является источником *правды (ср Кол 3, 11). При этих условиях может совершиться *примирение языч. народов, возвещенное пророками: «Бог есть Бог и язычников» (Рим 3, 29; 10, 12).

С другой стороны, Павел ревниво поддерживает первенство И. в отношении язычника и при наказании и при награде: «во–первых Иудею, потом и Еллину» (Рим 2, 9 слл; 1, 16; Мф 15, 24 п; Деян 13, 46; 18, 6), как в испытаниях, так и в славе. То же первенство напоминается обращенному язычнику, к-рый мог бы поддаться искушению думать, что он унаследовал место И. в замысле Божием. «Преимущество» Иудея (Рим 3, 1) остается, ибо дары у Бога непреложны (11, 29). Обращенные И. являются «природными» ветвями маслины, а хр–не из язычников привиты к ней «не по природе» (11, 24). Даже Ожесточенный *Израиль имеет определенное назначение в Церкви Христовой: он образует «недостаток» к-рый должен вызывать «великую печаль и непрестанное мучение сердцу» каждого верующего (9, 2).

Об Иудеях, современниках Христа, говорится как в IV Еванг., так и в остальных (напр., Ин 3, 1; 12, 9). Однако, во времена, когда писал ап. Иоанн, Церковь и синагога образуют уже две четко разделенные общины; борьбы первоначальной Церкви с Иудеями больше не существует, или она существует еще только в общей связи *неверия мира в отношении Христа. Чаще всего слово И. тут уже не этническое обозначение, а богословский термин на исторической основе. В первую очередь имеются в виду И., распявшие Христа, но через них, в более глубоком смысле, все неверующие вообще. Различные признаки указывают на склонность ап. Иоанна представлять И. как «тип» неверующего ч‑ка, как особую категорию религиозной мысли.

В его Евангелии об иудейских обычаях и праздниках говорится как об обычаях и праздниках чужого народа (Ин 2, 6, 13; 5, 1; 6, 4; 7, 2…); в отличие от Никодима (7, 51), Христос обращается к И. как к чужим (8, 17; 10, 34; ср 7, 19, 22); это слово обычно означает противников Христа (2, 18, 20; 5, 16, 18; 6, 41…); и наоборот, всякий ч-к принадлежащий Христу, или даже только серьезно интересующийся Им, представляется врагом И-в, даже если он сам иудейского происхождения (5, 15; 7, 13 – ср 7, 11; 1, 19). В изложении ап. Иоанна «Иудеи» в конце концов превращаются в типичных представителей неверия, что создает опасность антисемитского использования IV-ro Евангелия.

Подобная интерпретация безусловно не может опираться на авторитет Иоанна. В той мере, в какой речь идет об Иудеях, принявших участие в распятии Христа, на смену им пришел *мир, непризнающий Христа и в свою очередь ставший гонителем учеников Христовых. Как Христос стал Судией Иудеев (19, 13), не пожелавших признать Его своим Царем (19, 14, 19–22), так хр-н призван судить мир, к-рый хочет его судить: для этого он беспрестанно слышит свидетельство *Параклета, Защитника Христа.

XLD

– > Еврей – избрание – Израиль ВЗ 2 б – народы – неверие III – обрезание – фарисеи 2 – чужестранец I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle