под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИСХОД

Греч. слово «έξοδος», в точное подражание к-рому образовано слав. слово «исход», означает «путь к выходу» или «действие выхода, ухода». В Библии оно служит в особенности для обозначения ухода Евреев из Египта или, в распространительном смысле, всего их долгого, сорокалетнего странствования из Египта в Землю обетованную через *пустыню (Исх 3, 7–10), различные этапы к-рого рассказаны в Пятикнижии (Исх, Числ, Втор).

В иудейском и хр–ском сознании это событие стало образцом и залогом всякого освобождения, совершаемого Богом на благо Своего народа.

ВЗ

1. Первый Исход. – И. – действительное *рождение народа Божия, совершившееся в *крови (Иез 16, 4–7). Именно тогда Бог вызвал к жизни Израиля (Втор 32, 5–10) и стал для него, в бесконечно более совершенном смысле, чем Авраам, *отцом, преисполненным любви и заботы (Ос 11, 1; Иер 31, 9; Ис 63, 16;

64, 7) . Т. обр. И. – знамение любви Божией и залог *спасения: освободив однажды народ Свой из египетского *рабства, Бог будет спасать его и в час опасности, угрожающей ему от Ассирии (Ис 10. 25 слл; Мих 7, 14 сл.) или от Вавилона (Иер 16, 14 сл.; Ис 63–64; ср Пс 106, 31–35; Прем 19). На эту заботу Божию о нем, проявившуюся в чудесных И., Израиль ответил одной неблагодарностью (Ам 2, 10; Мих 6, 3 слл; Иер 2, 1–8; Втор 32; Пс 105; ср песнопения последования святых и спасительных Страстей Г. Н. Иисуса Христа, в особенности антифоны 6 и 12 на утрени Страстной Пятницы), он не остался верен тому идеальному образу жизни, к-рый он вел в пустыне (Ос 2, 16; Иер 2, 2 сл.).

2. Новый Исход. – Народу, ставшему вследствие своей неверности снова пленником, живущим в изгнании в Вавилоне, освобождение предрекается как возобновление И. Снова Бог *искупит Свой народ (Ис 63, 16). Пусть все увечные и слабые наберутся сил, чтобы быть готовыми к уходу (Ис 35, 3–6; 40, 1 сл.; 41, 10; 42, 7–16; Соф 3, 18 слл). Будет продолжен *путь в пустыне (Ис 35, 8 слл; 40, 3; 43, 19; 49, 11; 11, 16); Бог изведет там воду, как некогда в Мериве (Ис 35, 6 сл.; 41, 18; 43, 20; 44, 3; 48, 21; ср Исх 17, 1–7) и пустыня превратится в сад (Ис 35, 7; 41, 19). Как некогда Чермное море, Евфрат расступится, чтобы пропустить караваны нового И. (Ис 11, 15 сл.; 43, 16 сл.; 51, 10), к-рые Сам Бог понесет на Своих крыльях (Ис 46, 3 сл.; 63, 9; ср Исх 19, 4; Втор 32, 11) и водителем к-рых Он будет (Ис 52, 12; ср Исх 14, 19).

НЗ

Говоря об *Иоанне Крестителе как о «голосе вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Мф 3, 3 п; Ис 40, 3), апостольское предание указывало, что *искупительное дело Христа явилось совершением тайны *спасения, прообразом к-рой был И. Оно также говорило о Христе как о новом *Моисее, возвещенном во Втор 18, 18 (Деян 3, 15, 22; 5, 31; 7, 35 слл).

1. Ап. Павел только слегка касается этой темы: Христос – подлинный пасхальный *Агнец, закланный за нас (1Кор 5, 7), и чудесные события И. (переход через Чермное море, *манна, вода из *камня) были *образами духовных реальностей, принесенных Христом (1Кор 10, 1–6).

2. Ап. Петр развивает эту тему в перспективе, более связанной с Церковью. Будучи искуплены кровью Непорочного Агнца (1Петр 1, 18 сл.; ср Исх 12, 5; Ис 52, 3), хр–не «призваны» (1, 14 сл.; ср Ос 11, 1) из тьмы к свету (2, 9; ср Прем 17–18). Они освобождены от распутной жизни, к-рую вели прежде в язычестве (1, 14–18; 4, 3), дабы образовать новый *народ Божий (2, 9 сл.; ср Исх 19, 6; Ис 43, 20 сл.), народ, управляемый Законом *святости (1, 15 сл.; ср Лев 19, 2). Очищенные окроплением *кровью Христа, они отныне избраны к *послушанию Богу (1, 2, 14, 22; ср Исх 24, 6 слл) принесением Ему духовных жертв (*культ) (2, 5; ср Исх 4, 23). Препоясав *чресла (1, 13; ср Исх 12, 11), они готовы идти по *пути, к-рый должен их привести в *небесное Отечество (1, 17).

3. Ап. Иоанн дает разработанное богословское учение. Освободившись кровью пасхального Агнца от рабства Диаволу (Ин 1, 29; 8, 34 слл; 19, 36; 1Ин 3, 8), хр–не направляются к Царству Небесному. Они питаются Христом, *хлебом живым, сошедшим с неба (Ин 6, 30–58; ср Исх 16), и утоляются *водой, истекающей из Его ребра (7, 37 сл.; 19, 34; ср Исх 17, 1–7). Уязвленные грехом, они исцеляются, «взирая» на Христа, вознесенного на крест (3, 14; 19, 37; ср Числ 21, 4–9). *Следуя за Ним – *Светом мира (8, 12; ср Исх 13, 21 сл.), – они со временем придут к Отцу (12, 26; 13, 8; 14, 3; 17, 24). В день Своего воскресения Христос первым совершил Свою *Пасху, Свой «переход от мира сего к Отцу» (13, 1), и оттуда Он, «вознесенный от земли, привлекает к Себе всех людей» (12, 32); а они в свою очередь совершат свой окончательный И., когда «перейдут» от «нижнего» мира к «вышнему» (5, 24).

4. Откр. Ин. дает приблизительно ту же перспективу, что I Посл. Петра. Хр–не *кровью *Агнца искуплены от «земли», от лукавого *мира, порабощенного Сатаной (14, 3), с тем, чтобы образовать царство священников, возвещенное Богом в Исх 19, 6 (Откр 5, 9 сл.). Это – возобновление древнего *Союза–Завета между Богом и людьми (11, 19; ср Исх 19, 16). Написанное в период гонения, Откр. Ин. звучит как победная песнь. Воспоминание о Черм- ном море (15, 3 слл; ср Исх 14–15) служит указанием на скорое поражение врагов народа Божия, к-рые будут уничтожены *Словом Божиим, как некогда египетские первенцы (19, 11–21; ср Прем 18, 14–18).

Придя в среду Своего народа, чтобы пребывать с ним (21, 1–3), Бог дает ему *победу, ибо имя Божие – «Он есть», тогда как всякая тварь – ничто (11, 17; 16, 5; ср Исх 3, 14). – В канун Пасхи хр–не поныне вспоминают эту эпопею И. пением Славно бо прославися (в лат. обряде: Exultet).

МЕВ

– > Агнец Божий 2 – Искупление ВЗ 1 – Моисей – море 2 – новый II 1 – облако I – освобождение II 1 – паломничество – Пасха I 2, 4 – плен II 3 – поток 2 – пустыня – путь I, III – спасение ВЗ I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle