под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИСКУПЛЕНИЕ

Понятие «искупления» (λύτρωσις или άπολύτρωσις), в силу к-рого Бог «освобождает» или «искупает» (λύτροϋσθαι) Свой народ, и весьма близкое понятие «приобретения» (περιποίησής), в силу к-рого Он «покупает» или «выкупает» (άγοράζειν), тесно связаны в Библии с идеей «*спасения»: ими обозначается особый способ, избранный Богом, чтобы спасти Израиля, освобождая его из египетского рабства (Исх 12, 27; 14, 13; ср Ис 63, 9) и образуя из него Свой «удел из всех народов» (Исх 19, 5; Втор 26, 18); в НЗ такой текст как Тит 2, 13 сл – явный отзвук первоначального наставления в вере – показывает ясно, на какой источник ссылается автор, чтобы представить дело Христа: Иисус – «Спаситель», потому что Он «дал Себя за нас, чтобы искупить (греч.) нас от всякого беззакония» и «очистить Себе народ особенный». Так выявляется непрерывность спасительного замысла, причем не отрицается и то новое и непредвидимое, что содержится в исполнении всякого подлинного пророчества.

ВЗ

1. Исход и Завет. – Об «искуплении» в ВЗ чаще всего говорится в связи с *Исходом: религиозный опыт, испытанный тогда Израилем, дает возможность лучше всего проникнуть в содержание этого понятия. В иудейском сознании Исход неотделим от Союза–Завета: Бог исторгает Свой народ из *рабства для того именно, чтобы связать его с Собой: «Я Господь… и избавлю вас от рабства… и спасу («искуплю») вас мышцею простертою… И приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх 6. 6 сл.; ср 2Цар 7, 23 сл.). В силу Союза–Завета Израиль становится народом «святым», «уделом» Ягве «из всех народов» (Исх 19, 5 сл.). Выражения «народ святой» и «искупленные Ягве» – эквивалентны (Ис 62, 11 сл.), и Иеремия говорит, что Завет был заключен в тот самый день, когда Бог «взял (Свой народ) за руку, чтобы вывести (его) из земли Египетской» (Иер 31, 32).

Потому понятие И. и является положительным по самому своему существу: соединение с Богом утверждается в нем не менее, чем *освобождение от рабства греху. Таков к тому же и этимологический смысл соответствующего латинского слова redemptio оно обозначает во–первых «куплю» (emere), к-рая нас «избавляет» (ср red-) только с той целью, чтобы «приобрести» нас для Бога; так же дело обстоит с английским словом «atonement», к-рым оно обычно переводится и первоначальный смысл к-рого – «воссоединение», «примирение» («at–one- ment»).

2. Мессианское искупление. – Пророки намеренно применяют те же выражения к освобождению из Вавилонского *пленения, и «Искупитель» становится одним из излюбленных наименований Ягве, в частности у Второисаии. Естественно, что и предмет великой мессианской надежды представляется как «искупление»: «у Господа милость и многое у Негр избавление (букв, «выкуп»), и он избавит (букв, «выкупит») Израиля от всех беззаконий его» (Пс 129, 7 сл.). Иезекииль более всех подчеркивает совершенную незаслуженность такого «искупления», даруемого грешникам (Иез 16. 60–63; 36, 21 слл), и уточняет сущность этого «нового завета»; в то время как через Иеремию (31, 33) Ягве говорил: «Вложу закон Мой во внутренность их», через Иезекииля Он говорит: «Вложу внутрь вас *Дух Мой» (36, 27). И. состоит в сообщении собственного Духа Ягве, К-рый будет служить законом (ср Ин 1, 17, 29, 33; 7, 37 слл; Рим 8, 2–4).

НЗ

1. Непрерывность связи с ВЗ. – Указания на этот мессианский контекст бывают иногда вполне определенными: Захария славит Бога, К-рый «сотворил искупление народу Своему», а пророчица Анна говорит о Младенце «всем ожидающим искупления Иерусалима» (Лк 1, 68; 2, 38). Т. обр. термин «искупление», как и большинство выведенных из ВЗ мессианских понятий, приложимых к первому или ко второму пришествию Христа, служит для обозначения не только подвига, совершенного Христом на Голгофе (Рим 3, 24; Кол 1, 14; Еф 1, 7), но также и того, что Он совершит в конце времен при Втором пришествии и воскресении тел во славе (Лк 21, 28; Рим 8, 23; Еф 1, 14; 4, 30; вероятно 1Кор 1, 30); в обоих случаях речь идет об избавлении, освобождении, но может быть и еще больше о «приобретении», «овладении Богом», сперва изначальном, затем окончательном, когда ч-к, с телом и душой, и вселенная с ним «исполнится всею полнотой Божией» (Еф 3, 19) и Бог будет «все во всех» (греч. 1Кор 15, 28), полнота наполняющего все во всем (Еф 1, 23).

Это и есть та причина, по к-рой в НЗ выражается то же самое понятие посредством глагола «купить» (άγοράζειν, 1Кор 6, 20; 7, 23; ср Гал 3, 13; 4, 5). Конечно, И. этим не приравнивается к коммерческой сделке, повинующейся закону равноценности или возмещения, когда тюремщик соглашается освободить заключенного, а продавец – выдать товар, при том только условии, что он ничего не потеряет: по всей вероятности это слово означает в НЗ, что мы стали собственностью Бога в силу договора, все условия к-рого – и, в частности, уплата цены – были выполнены в первую очередь (1Кор 6, 20; 7, 23; ср 1Петр 1, 18). На этом метафора останавливается; нигде нет речи о лице, к-рое требовало бы или получало бы цену выкупа. НЗ и в этом случае вероятно имеет в виду понятие приобретения, каким его знал ВЗ; во всяком случае, Откр. Ин., употребляя тот же глагол «купить», имеет в виду Синайский завет: в *крови Агнца люди всех народов стали личной собственностью Бога, как некогда Израиль стал таковой в силу Союза–Завета, также скрепленного в крови (Откр 5, 9); в Деян (20, 28) же для указания на ту же реальность сохраняется выражение, присущее ВЗ, и говорится о «Церкви Божией, к-рую Он приобрел Себе кровию Своею» (ср 1Петр 2, 9; Тит 2, 14).

Такое истолкование восходит и к Самому Христу: пасхальная обстановка, намеренно Им избранная, и прямое упоминание крови завета были достаточно ясны, чтоб никто не мог в этом ошибиться (Мф 26, 28 п; 1Кор 11, 25).

2. Добровольная смерть *Иисуса Христа. – Но в НЗ подчеркивается не менее четко расстояние между *прообразом и его *исполнением. Как и ВЗ, НЗ скреплен в крови; но эта кровь есть кровь Самого Сына Божия (1Петр 1, 18; Евр 9, 12; ср Деян 20, 28; Рим 3, 25).

Мы искуплены «дорогою ценой»: заклание жертв, принадлежащих к неразумным тварям, сменяется личной и добровольной *жертвой *Отрока Ягве, К-рый «предал душу Свою на смерть» (Ис 53, 12) и «оправдывает многих, грехи их на Себе понеся (53, 11 LXX). Христос «не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы *послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28; Мк 10, 45): жертва Его – орудие нашего избавления (λύτρον). Иоанново повествование о Страстях (напр., Ин 18, 4–8) подчеркивает именно этот добровольный характер смерти Христовой; с еще большей ясностью, можно сказать, это показано у Синоптиков в повествовании об *евхаристической Вечере, когда Христос заранее буквально обрекает Себя смерти.

3. Победа Христа над смертью. – Для учеников эта *смерть была *соблазном, доказательством того, что Христос не был ожидаемым «искупителем» (см Лк 24, 21). Затем, просвещенные опытом, пережитым во время Пасхи и Пятидесятницы, и став свидетелями *Воскресения (Деян 1, 8; 2, 31 сл и др), они поняли, что Страсти и смерть их Учителя не только не были крушением спасительного замысла Божия, но напротив, исполнили его «по Писанию» (1Кор 15, 4); *камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным (Мф 21, 42 п; Деян 4, 11 = Пс 117. 22; 1Петр 2, 7), основанием нового *Храма; *Отрок был воистину «вознесен» (Деян 2, 33; 5, 31) и «прославлен» (3, 13), согласно обоим выражениям, заимствованным из Ис 52, 13, и – что еще гораздо значительнее – именно «за то, что (Он) предал *душу Свою на смерть» (Ис 53, 12; Флп 2, 9). Казавшаяся поражением смерть Христа была в действительности *победой над смертью и над *Сатаной, виновником смерти (Ин 12, 31 сл.; ср Евр 2, 14).

4. Смерть и воскресение. – В первоначальной проповеди тайны И-я *Воскресение занимает такое место, что иногда только оно одно и упоминается (напр., 1Петр 1, 3) наряду со Вторым пришествием (1Фес 1, 10). Но постепенно Апостолы, ведомые Духом Св., усматривают все более ясно в Страстях и смерти с одной стороны, и Воскресении и Вознесении с другой, две группы событий не только между собой связанных (напр., Флп 2, 9), но взаимно проникающих одно в другое настолько, что они образуют две неразделимые стороны единой тайны *спасения.

Так, Лука старательно ведет под знаком *Вознесения (греч. Лк 9, 51) все длинное повествование о восхождении Христа в Иерусалим, но описывая жизнь Христа «во славе», с нарочитой настойчивостью напоминает о Его Страстях и смерти (24, 7, 26, 39, 46; ср 9, 31). Также и Павел, даже там, где он упоминает только о смерти, продолжает помнить и о воскресении: жизнь, о к-рой он так часто упоминает, понимается всегда как участие в жизни Воскресшего (напр., Гал 2, 20; 6, 14 сл.; Рим 6, 4, 11; 8, 2, 5). Наконец, у Иоанна единство тайны столь глубоко, что выражения, обозначавшие в первоначальной проповеди воскресение Христа, могли быть использованы для обозначения и Его Страстей, и Его прославления (Ин 12, 23, 32, 34); так и в Откр Ин Агнец является Патмосскому тайнозрителю «стоящим» в знак Своего воскресения, и вместе с тем Он «как бы закланный» в знак Своей смерти (Откр 5, 6).

5. Тайна любви

а) Ап. Иоанн. – Объяснить это можно так: для Иоанна тайна И. является по существу своему тайной любви и, следовательно, божественной жизни, так как «Бог есть любовь» (1Ин 4, 8). Это, конечно, любовь Отца, К-рый «так возлюбил мир, что дал (ему) Сына (Своего) Единородного» (Ин 3, 16; 17, 23; 1Ин 4, 9); но это также любовь Сына к Отцу (Ин 14, 31) и к людям (10, 11; 1Ин 3, 16; Откр 1, 5), – любовь, принимаемая Им от Отца, от К-рого Он зависит во всем, и, следовательно, любовь «послушная» (Ин 14, 31), – такая любовь, что большей нет (15, 13). Ибо если вся жизнь Христа была «любовь к Своим», то Страсти – это тот час, когда Он «до конца возлюбил их», до свершения (τέλος) любви (13, 1): это значит конкретно – до приятия того, чтобы быть преданным одним из Двенадцати (18, 2 сл.), видеть отречение от Него их главы (18, 25 слл), быть именем самого Закона осужденным как богохульник (19, 7) и умереть самой позорной казнью, т. е. казнью на кресте, как злодей, труп к-рого, висящий на орудии казни, осквернял землю Израилеву (19, 31). Именно в это мгновение Он и возглашает с совершенной истинностью: «Свершилось» (19, 30: τετέλεσται)! Свершилась, т. е. достигла своего высшего проявления любовь Отца, каковой она была открыта в Писаниях и воплотилась в ч-ском сердце Иисуса. Он умирает из любви, чтобы эту любовь сообщить людям, Своим братьям: Иоанн видит, как из «пронзенного» ребра (19, 37; Зах 12, 10) вытекает «источник, открывающийся дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах 13, 1: см Иез 47, 1 слл), – предварение к излиянию *Духа (Ин 20. 22), К-рого Иоанн Креститель уже видел нисходящим на Мессию при *Крещении и почиющим на Нем (1, 32 сл.).

б) Ап. Павел. – Эта же сторона выступает не менее рельефно у ап. Павла. Он также прежде всего различает в смерти Христа тайну любви: любви Отчей (Рим 5, 5–8; 8, 39; Еф 1, 3–6; 2, 4; ср Кол 1, 13), «когда мы были еще грешниками» (Рим 5, 8), Его «врагами» (5, 10); и любви Сына к Отцу, в виде *послушания для исправления непослушания первого Адама (5, 19; Флп 2, 6), и к людям (Рим 5, 7 сл.; 8, 34). По этому поводу Павел не только повторяет первоначальную вероучительную формулу (ср Мк 10, 45), подсказанную, вероятно, текстом Ис 53, 10, 12, не только заявляет, что «Христос отдал Себя Самого за нас» или «за грехи наши» (Гал 1, 4; 1Тим 2, 6; Тит 2, 14), но считает также важным уточнить, что Христос сделал это потому, что «возлюбил меня» (Гал 2, 20; Еф 5, 2, 25).

Как и Иоанн, Павел знает, что нет большей любви, как умереть за тех, кого любят (Ин 15, 13); иначе говоря, всякая ч-ская любовь оказывается обусловленной, «опосредствованной» обстоятельствами, в к-рых она становится делом. Исключительным обстоятельствам соответствует по необходимости исключительная любовь; точнее, принимая эту любовь от Отца, Христос воспринял ее в той наивысшей степени соответственно самим обстоятельствам, в к-рые Его поставил Отец. Оттого Павел и видит в утверждении, что «Бог Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8, 32), высшее доказательство «любви Христовой» (8, 35), точнее «любви Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (8, 39).

Среди всех этих обстоятельств Павел, как и Иоанн, отмечает в частности позорность *крестной казни, стыд перед к-рой по всей вероятности весьма сильно ощущался первыми хр–ми (ср Деян 5, 30; 10, 39): как некогда *Отрок, о К-ром «думали, что Он поражаем Богом» (Ис 53, 4), «Праведник» приял и то, чтобы быть сочтенным в глазах мира «проклятым», нарушителем Закона (Гал 3, 13). Для Христа невозможно было вообразить более глубокого унижения (Флп 2, 8), но вместе с тем и более высокого подвига послушания и любви – раз такая смерть была добровольно принятой. Этим именно Христос «искупает» ч-ство, «приобретает его Отцу Своему».

6. Победа над грехом во плоти. – С другой стороны, речь идет о подвиге одного из членов нашего ч-ства, полностью разделяющего с нами смертное состояние – хотя Он и превосходит его Своим Божеством – и поэтому ч-ство оказывается «искупленным», «приобретенным Богу» через преображение, осуществляющееся внутри его самого. Согласно Иоанну, через Крестную смерть «Князь мира сего осужден» (Ин 16, 11), т. е. «извергнут вон» (12, 31; ср Откр 12, 9 сл.), лишен своего царства. Заявляя, что «Бог осудил грех во плоти» (Рим 8, 3), как «в эсхатологической брани», предсказанной Иез 38–39 (ср 38, 22 сл.; 39, 21 сл.), предшествующей наступлению мессианских времен (40–42), Павел уточняет, что эта победа Бога через Христа, Сына Его, над *грехом одержана именно там, где Сатана думал царствовать навеки, – «во плоти»; но поясняет, что для этого «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной», т. е. в таком состоянии, при к-ром *плоть Христова, хотя и не была, как наша, «орудием греха», все же была, вследствие греха, подвержена страданию и смерти, как наша; из общего же контекста изложения видно, что, по мысли Апостола, Бог восторжествовал над грехом во плоти тем, что сообщил жизнь Духа (8, 2, 4) самой этой плоти, – плоти Христа, ставшего через смерть и воскресение «Духом животворящим» (1Кор 15, 45), но также и нашей, ибо мы отныне «не по плоти живем, а по Духу» (Рим 8, 9; ср 8, 4). «Возвращение к Богу», «искупление» совершилось в том, что Христос – а в Нем и мы – перешел из «плотского» состояния в «духовное».

В другом месте в особо смелых выражениях Павел говорит, что «Бог Сына Своего соделал грехом для нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (греч. 2Кор 5, 21). Эти выражения, к-рыми нередко злоупотребляли, могут, по–видимому, быть истолкованы в связи с предыдущим: чтобы мы во Христе, ставшем одним из нас, через единение с Ним, восприняли благотворные воздействия той живительной силы, к-рую Библия и в частности Павел называют «*праведностью Божией», Отцу было угодно, чтобы Сын Его, через отожествление с грешными людьми, подвергся злотворным воздействиям смертоносной силы, какой является *грех; эти воздействия можно рассматривать как наилучшие условия для величайшего подвига любви и послушания.

Так, гибельное дело греха исправлено, ч-ство восстановлено, «искуплено», воссоединено в Богом и снова обладает божественной жизнью. Согласно древнему пророчеству (Иез 36, 27), в плоть был вложен Сам Дух Ягве. Но пророчество исполнилось с неподдававшейся предвидению полнотой посредством высшего дела любви Самого вочеловечившегося Сына Божия.

SL

– > Адам I 2 б – Агнец Божий 2 – болезнь/исцеление НЗ II 2 – возмездие II 3 г – грех III 3, IV 3 д – жертва НЗ I – животные II – замысел Божий – Исход ВЗ 2, НЗ 0 – крест – кровь НЗ – начатки II – освобождение II 1, III 1 – пленение II – примирение – проповедовать III 3 – раб II – спасение – страдание ВЗ III – творение НЗ II 1 – тело II 2 – Тело Христа


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle