под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИСКАТЬ

«Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все–таки не постигнет», говорит Екклесиаст (8, 17); но И. Христос возвещает: «Ищущий находит» (Мф 7, 8). В основе всякой ч-ской неудовлетворенности есть всегда искание Бога, но часто это искание отклоняется от настоящего пути, и ч-к должен выпрямлять его. Тогда он обнаруживает, что он ищет Бога потому, что Бог первым ищет его.

От культового смысла к смыслу внутреннему

Первоначально «искать Ягве» или «искать Его *слова» означало – вопрошать Бога. Перед принятием важного решения (3Цар 22, 5–8), для разрешения какой–либо тяжбы (Исх 18, 15 сл.) или чтобы разобраться в особо сложной обстановке (2Цар 21, 1; 4Цар 3, 11; 8, 8; 22, 18), люди идут в *Скинию Собрания (Исх 33, 7) или в *Храм (Втор 12, 5) и испрашивают указаний Ягве, обычно через посредство *священника (ср Числ 5, 11) или *пророка (Исх 18, 15; 3Цар 22, 7; ср Числ 23, 3).

Такой шаг мог бы быть всего только суеверной предосторожностью, способом привлечь Бога на свою сторону. Но из библ. изложения видно, что он мог быть и бескорыстным, мог выражать и истинную *любовь к Богу. Ч-к, мечтающий о том, «чтобы пребывать в *доме Господнем во все дни жизни» своей, ищет именно «красоты Господней», «ищет *лица» Его (Пс 26, 4, 8). Без сомнения, речь тут идет об участии в богослужении во святилище (Пс 23. 3–6; Зах 8, 21), но в *культовом благолепии и в связанных с ним переживаниях верный Израильтянин стремится «*увидеть благость Господа» (Пс 26, 13). Это *желание *присутствия Божия и побуждает пленников вернуться из Вавилона (Иер 50, 4) и восстановить Храм (1Пар 22, 19; 28, 8 сл.). В конечном итоге, искать Бога – значит воздавать Ему подлинное поклонение и упразднить поклонение ложным богам (Втор 4, 29). Именно по этому признаку составитель Книг Паралипоменон судит царей Израилевых (2Пар 14, 3; 31, 21).

Но отвержение ложных богов предполагает обращение; это и есть постоянная тема пророков. Нет искания Бога без искания правосудия и *правды. Амос ставит знак равенства: «Взыщите Меня – и будете живы; не ищите Вефиля» и: «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых… Возненавидьте зло и возлюбите добро и восстановите у ворот правосудие» (Ам 5, 4 сл,14 сл.). Так же у Осии: «Сейте себе в правду… ибо время взыскать Господа» (Ос 10, 12; ср Соф 2, 3). Чтобы «искать Господа, когда можно найти Его», «да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои» (Ис 55. 6 сл.): надо «искать Его всем сердцем» (Втор 4, 29; Иер 29, 13). Иисус говорит не иначе: «Ищите же прежде Царства и правды Его (Мф 6, 33).

Даже в Израиле искание Бога не обошлось без отклонений. Нек–рые члены избран, народа обращались к ложным богам (Ваалам: 4Цар 1, 2 слл), другие к запрещенным посредникам (волшебникам: Лев 19, 31; вопрошающим мертвых: Втор 18, 11; волшебницам: 1Цар 28, 7; чародеям и т. д.: Ис 8, 19); многим недоставало надлежащего внутреннего расположения: они были «как народ, поступающий праведно, но забывающий *право Ягве» (евр. Ис 58, 2). Никто из них не мог найти Бога: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (59, 2).

Подлинное искание Бога происходит в *простоте *сердца (Прем 1, 1), в *смирении и *бедности (Соф 2, 3; Пс 21, 27), с сокрушенным сердцем и смиренным духом (Дан 3, 39 слл). Тогда Бог, «благой к душе, ищущей Его» (Плач 3, 25), дает найти Себя (Иер 29, 14), и «страждущие возрадуются, и оживет сердце ищущих Бога» (Пс 68, 33).

Отношение к Нему – вот что отличает истинное искание от ложного (Лк 2, 35). Со времени Его пришествия И. Бога и И. Иисуса – равнозначные понятия. Чтобы «приобрести Христа» и «достичь» Его (Фил 3, 8, 12), надо отказаться от искания своей собственной *праведности (Рим 10, 3) и предать себя Христу так, чтобы Он мог подлинно достичь нас по нашей *вере (Флп 3, 12). Искание Иисуса должно продолжаться и после Его ухода (Ин 13, 33) посредством искания горнего (Кол 3, 1).

Искать Бога – значит в конечном итоге понять, что Он первый возлюбил нас (1Ин 4, 19), начал нас искать и влечет нас к Себе, чтобы привести нас к Сыну Своему (Ин 6, 44). В этом почине *благодати Божией следует видеть не только лишь ревнивую волю оберегать некое суверенное право. Во всей Библии доказывается, что первенство тут принадлежит *любви, что искание ч‑ка Богом исходит из глубин сердца Божия. В то время как Израиль забывает Его, чтобы бегать за своими любовниками, Бог непрестанно помышляет о том, как «привлечь» к Себе неверную и как «говорить к ее сердцу» (Ос 2, 15 сл.). В то время как из всех *пастырей израилевых никто не берется за поиски рассеянного стада (Иез 34, 5 сл.), Бог Сам возвещает Свой замысел: Он пойдет собирать Свое стадо и искать «потерявшуюся овцу» (34, 12, 16). Даже во времена неверности Его народа Песнь Песней воспевает эту пламенность любви Бога к супруге, ищущей Его (3, 1–4; 5, 6; 6, 3).

Силу этой пламенной любви открыл нам Сын Божий: «Сын Человеческий пришел взыскать погибшее» (Лк 19, 10), пришел искать единственную потерянную овцу (Мф 18, 12; ср Лк 15, 4–10); и когда Иисус прощается со Своими, Он помышляет о том времени, когда Он вернется за ними и возьмет их с Собой, «чтобы, где Я, и вы были» (Ин 14, 3).

PMG & JG

– > голод и жажда – добродетели и пороки – желание – заботы 1 – лицо 3 – молитва – покой – паломничество ВЗ 1 – покаяние 0, ВЗ II 1, НЗ II 2 – присутствие Божие ВЗ III 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle