под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИЗБРАНИЕ

Для подлинного понимания *замысла Божия и *воли Божией относительно судеб ч-ских необходимо принять во внимание принцип И. Но ч-к в силу своей греховности склонен не доверять Богу, завидовать своим братьям и отвращаться от принятия Божией *благодати и щедрости: он или ропщет, когда они даруются другому (Мф 20, 15) или превозносится, если они даруются ему самому, как будто этим он обязан только самому себе. Между яростью Каина на своего брата (Быт 4, 4 сл.) и воплем ап. Павла, мучившегося за братьев своих по крови (Рим 9, 2 сл.) и претворившего свою тревогу в благодарение за «непостижимые судьбы и неисследимые пути» Божии (11, 33), лежит, можно сказать, весь путь от греха к вере – все Искупление и все Писание.

ВЗ

1. Изначальный факт. – Опыт И. есть опыт судьбы отличной от судьбы других народов, опыт особого положения, определяемого не слепым стечением обстоятельств или ч-скими успехами, а мудрой и суверенной инициативой Ягве. Классическая терминология избранности (евр. бахар со своими производными) появилась лишь в сравнительно позднее время, по крайней мере с таким точным и особым значением, но сознание Божия водительства так же древне, как и само существование Израиля в роли *народа Ягве; это сознание неотделимо от *союза- завета и выражает как его единственность (один среди многих других), так и его внутреннюю тайну (избранный Богом). Оттого это сознание и сообщает И. религиозную глубину и *тайну.

2. Первые *исповедания, говорящие об И. Богом, восходят к древнейшим выражениям веры Израиля. Обряд праздника *начатков, зафиксированный во Втор 26, 1–11, включает очень древнее исповедание веры, сущность к-рого в прославлении почина Ягве, выведшего Евреев из Египта, чтобы привести их в землю *благословений. Повествование о союзе, заключенном при Иисусе Навине в Сихеме, возводит историю Израиля к И. («Я взял отца вашего Авраама…» – Ис Нав 24, 3) и подчеркивает, что ответом на этот почин Божий может быть только ответный выбор со стороны Израиля: «Изберите, кому служить» (24, 15). По всей вероятности, формулировки Синайского завета – «Сделай нас наследием Твоим» (Исх 34, 9), «Будете Моим уделом из всех народов» (19, 5) – относятся к позднейшей эпохе, но вера, в них выраженная, содержится уже в одном из пророчеств Валаама («Как прокляну я? Бог не проклинает его… Вот, народ живет отдельно и между народами не числится» – Числ 23, 8 сл.), и даже еще раньше в песнопении Деворы, где чудеса «Ягве, Бога Израилева» (Суд 5, 3, 5, 11) чередуются с подвигами бойцов, вызвавшихся постоять «за Ягве» (5, 2, 9, 13, 23).

3. Непрерывность избрания. – Все эти исповедания говорят об исторических событиях и воспевают непрерывность некоего единого *замысла. И. народа подготовлено целым рядом предшествующих И. и непрестанно развивается выбором новых избранников.

а) До Авраама, схема истории ч-ства содержит случаи особого расположения Божия (к Авелю, Быт 4, 4), особых милостей (к Еноху, 5, 24), исключительное избрание *Ноя: «Тебя (одного) увидел Я праведным предо Мною в роде сем» (7, 1), благословение, дарованное Симу (9, 26), но еще не говорит об И. в прямом значении этого слова. Однако принцип И. все время наличествует в ней: вся история ведет к тому, чтобы из среды всего ч-ства, предавшегося греху и мечтавшего возвыситься «до небес» (11, 4), Бог, очи К-рого обозревают все поколения, избрал Авраама, чтобы в нем благословить «все племена земные» (12, 3).

б) На патриархах Бог выявляет Свой замысел непрерывного И. Он избрал определенный род и твердо держится Своего выбора, но внутри этого рода носителями Его благословений становятся не прямые наследники – Елиезер, Измаил, Исав или Руфим; каждый раз особый Божий почин указывает избранника – Исаака (Быт 18, 19), Иакова, Иуду. Тема всей кн. Бытия – парадоксальное сочетание нормальных последствий первоначального И. Авраама и Божиих деяний, совершенно меняющих ч-ские проекты, тем самым поддерживая и верность Своим *обетованиям и суверенный приоритет в выборе.

В этих повествованиях выступает одна неизменная черта И. С точки зрения людей преимущество избранника автоматически влечет за собой унижение тех, кто отстранен, – на что указывают и слова, как припев сопровождающие пророчества ВЗ-ых отцов: «Рабами твоими да будут братья твои» (9, 25; 27, 29, 40); в Божиих обетованиях слово Божие, изреченное на избранника, делает его благословением для всей земли (12, 3; 22, 18; 26, 4; 28, 14).

в) Из среды избранного народа Бог постоянно избирает отдельных людей, на к-рых Он возлагает некое *посланничество, временное или постоянное, и этот выбор, выделяющий их и посвящающий, в свою очередь воспроизводит черты И. Израиля. И. *пророков часто происходит через *призвание – прямой Божий зов, предлагающий новый вид существования и требующий ответа. Призвание Моисея представляет собою прототип избрания пророка (Исх 3; ср Пс 105, 23: «избранный Его»); и Амос (Ам 7, 15), и Исаия (Ис 8, 11), и Иеремия (Иер 15. 16 сл.; 20, 7) прошли через тот же опыт; они были взяты, исторгнуты из своей обычной жизни, из ч-ского общества и принуждены говорить от имени Бога и противостоять своему народу.

*Цари тоже избранники, напр., Саул (1Цар 10, 24), и особенно Давид, к-рого Ягве избрал в то же самое время, когда отверг Саула (1Цар 16, 1), и избрал безвозвратно, вместе с потомством, к-рое, хотя и подвергалось в дальнейшем строгим карам, не было отвергнуто (2Цар 7, 14 слл). Здесь уже не слышно призыва: Божий выбор возвещается царю пророком (1Цар 10, 1), получившим знание от *слова Божия (1Цар 16, 6–12; Агг 2, 23), и Бог нередко возводит на престол избранного Им царя как бы ходом событий, как напр., Соломона, предпочтенного Адонии (3Цар 2, 15). Но речь идет именно об И. (Втор 17, 15), не только в силу царского достоинства и свящ. характера *помазания, но еще и потому, что И. Помазанника Ягве всегда сопряжено с союзом между Богом и Его народом (Пс 88, 4) и основное служение царя заключается в том, чтобы поддерживать у Израиля верность его И.

Священники и левиты – также избранники. Доверенное им служение – «предстоять пред Господом» – предполагает их «отделение» (Втор 10, 8; 18, 5), иной образ существования, чем у остального народа. А в основе этого посвящения лежит Божий почин: Бог избрал Себе левитов вместо первенцев, принадлежавших Ему по праву (Числ 8, 16 слл), показывая этим, что Его суверенная власть – не слепое и безразличное господство, но что Он избирает людей согласно их качествам и ожидает, что они с радостью согласятся. Левиты, избранные Ягве, чтобы быть Его «частью» и Его «уделом», должны со своей стороны обязаться принять Его как свою «часть» и «удел» (Числ 18, 20; Пс 15, 5 сл.). Непрерывность между И. священников и левитов и И. Израиля объясняется тем, что Ягве избрал Свой народ, чтобы он весь был «царством священников и народом святым» (Исх 19, 6).

Как Ягве избрал народ Свой, так Он избрал и *землю, и святые места, к-рые Он ему предназначает, ибо, в отличие от ханаанских Ваалов, Он не связан с теми источниками или горами, где проявляется Его действие. Как Он «избрал колено Иудино», так избрал Он и «гору Сион, к-рую возлюбил» (Пс 77, 68), – «избрал в жилище Себе» (Пс 67, 17; 131, 13). И наконец Он избрал *Храм в Иерусалиме, «чтобы пребывать Имени Его там» (Втор 12, 5; 16, 7–16).

В основе различных оттенков понятия И. во Втор. лежит евр. корень бхр и слова от него производные.

1. Происхождение И. – в Божием благоизволении; Ягве «принял вас и избрал вас» (Втор 7, 7), а не вы Его избрали. Объяснение этой *милости – Его *любовь: она не оправдывается никакой заслугой, никакой ценностью, Израиль – последний из народов, «но… любит вас Господь» (Втор 7, 7 сл.). И. устанавливает тесное взаимоотношение между Богом и Его народом: «Вы сыны Господа, Бога вашего» (Втор 14, 1); однако, это родство не таково, как у языч. божества и его поклонников в натуральных религиях, здесь это – результат выбора Ягве (14, 2), выражающий трансцендентность Того, Кто всегда «первый любит нас» (1Ин 4, 19).

2. Цель И. – образовать народ *святой, посвященный Ягве, поставленный «выше всех народов… в чести, славе и великолепии» (Втор 26, 19), чтобы распространять среди народов сияние величия и щедрости Господних. *Закон является средством для обеспечения этой святости (7, 1–6), в частности потому, что он ставит преграды между Израилем и *языч. народами.

3. Результат такого избрания, выделяющего среди других народов, вовлекает его в историческую судьбу, не имеющую общей меры с судьбой остальных народов: или необычайное счастье или беспримерное бедствие (Втор 28). Слова Амоса: «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам 3, 2) являются как бы хартией избрания.

1. Избрание и отвержение. – В строгости этой угрозы есть и утешительная сторона: если Бог так карает Свой народ, это означает, что Он от него не отказывается. Самым страшным было бы решение Бога отменить И., так, чтобы Израиль смешался с другими народами. Бог для И. Давида пренебрег 7 старшими братьями (1Цар 16, 7), отверг колено Ефремово, чтобы избрать колено Иудино (Пс 77, 67 сл.); не «отвергнет» ли Он и «город сей Иерусалим, к-рый избрал» (4Цар 23, 27)? Пророки, в особенности Иеремия, вынуждены допустить возможность такого исхода: Израиль подобен серебру, к-рое невозможно очистить; остается только его выбросить (Иер 6, 30; ср 7, 29): «разве Ты совсем отверг Иуду?» (14, 19) – спрашивает Иеремия.

Ответ в конце концов отрицательный: «Если небо может быть измерено вверху и основания земли – исследованы внизу, то (тогда только) Я отвергну все племя Израилево» (Иер 31, 37; ср Ос 11, 8; Иез 20, 32). Хотя Израиль неверная *жена «отвергнутая за свои грехи», однако Ягве спрашивает Израильтян: «Где разводное письмо вашей матери?» (Ис 50, 1). Итак, И. непреложно, но проявится в другой форме: Ягве «снова изберет Иерусалим» (Зах 1, 17; 2, 16). Он «снова возлюбит Израиля» (Ис 14, 1), несмотря на грехи и уничижение, возлюбит его *Остаток, к-рый сохранится не в силу случайности, но силой Божией, как «семя святое» (Ис 6, 13), «Отрасль» (Зах 3, 8), как «семь тысяч мужей, не преклонивших колена пред Ваалом» (3Цар 19, 18) и, по толкованию ап. Павла, Самим Богом «соблюденных Себе» (Рим 11, 4).

2. Вот избранный Мой. – Звание избранного очень часто дается этому новому Израилю у Второисаии и всегда словами, исходящими от Самого Ягве, («избранный Мой», Ис 41, 8; 43, 20; 44, 2; 45, 4; или же: «избранные Мои», 43, 10; ср 65, 9, 15, 22), и оно вполне соответствует творческому замыслу Бога, в окружении сплошного идолопоклонства воздвигающего народ, преданный *служению истинному Богу. В центре мира и его истории Бог избрал Себе этот народ и о нем Он помышляет и ради него управляет всей землей; «ради Израиля, избранного Моего» (45, 4) Он обращается, напр., к Киру (45, 1) и делает его великим завоевателем.

В процессе осуществления Своего замысла Бог указывает на таинственное лицо, к-рому Он никогда не дает иного имени как только «Отрок Мой» (42, 1; 49, 3; 52, 13) или «Избранный Мой» (42, 1). Это не *царь, не *священник, не *пророк; эти избранники – обыкновенные люди, пока Бог не дал им сознания своей миссии; они слышат зов некоего *призвания, получают некое *помазание. Отрок же внял призыву Божию «от утробы матери своей» (ср Иер 1, 5) и *имя Его дано Ему не людьми, но изречено Самим Богом (49, 1). Все Его существование – от Бога, оно всецело – И. и поэтому – всецело служение и посвящение: Избранный неизбежно – *Служитель.

НЗ

Хотя само это наименование редко дается Иисусу в НЗ (Лк 9, 35; 23, 35 греч.; и вероятно Ин 1, 34), оно всегда применяется к Нему в торжественные часы Его служения – при *крещении, *преображении или распятии – и каждый раз ассоциируется с образом Служителя. Бог, именуя Его, свидетельствует, что в Иисусе из Назарета Он завершает дело, к-рое Он начал избранием Авраама и Израиля; Он обрел единственного Избранника, во всей полноте достойного этого имени, единственного, Кому Он может доверить Свое дело и Кто способен исполнить всю Его волю. «Вот Избранный Мой!» Этими словами у Исаии (42, 1) Бог предвозвещал Свое торжество, зная, что придет тот, к-рый никогда не нарушит верности Ему; слова «Вот Избранный Мой!», изреченные Отцом об Иисусе (Лк 9, 35 греч.), открывают тайну такой уверенности: этого ч‑ка во плоти Он уже от чрева Матери освятил и наименовал Сыном Своим (Лк 1, 35) и «прежде создания мира» предназначил возглавить все небесное и земное (Еф 1, 4, 10; 1Петр 1, 20). Христос – Избранный Божий по преимуществу, и нет избранных, кроме как в Нем. Он тот избранный *камень, единственный, который может поддерживать здание, воздвигаемое Богом Отцом (1Петр 2, 4 слл). Хотя Иисус никогда не называет Себя Избранным, Он достоверно знает о Своем И.: знает, откуда Он пришел (Мк 1, 38; Ин 8, 14), знает, что Он «не от сего мира» (Ин 8, 23), что Ему – и только Ему – предстоит жизненный путь *Сына ч-ского и совершение дела пославшего Его Бога Отца (Ин 5, 19; 9, 4; 17, 4). Он знает, что все Писания, говорящие об избрании Израиля, относятся в конечном итоге именно к Нему (Лк 24, 27; Ин 5, 46). Но это знание утверждает в Нем волю *служить и *совершить до конца то, что должно быть совершено (Ин 4, 34).

1. Избранием Двенадцати Христос проявляет волю совершить Свое дело, имея с самого начала с Собой «кого Сам хотел» (Мк 3, 13 сл.). Вокруг Него они как бы представители двенадцати колен нового *народа, избранного Христом (Лк 6, 13; Ин 6, 70); это И. восходит к Отцу (Ин 6, 37; 17, 2) и совершается Духом Св. (Деян 1, 2). В основе Церкви, как и в основе Израиля, лежит И. Богом: «Не вы Меня избрали» (Ин 15, 16; ср Втор 7, 6). И. Матфия (Деян 1, 24), а также и Павла (Деян 9, 15) показывает, что Бог намерен созидать Свою *Церковь только на *свидетелях, к-рых Он Сам поставил (Деян 10, 41; 26, 16).

2. Божественное избрание пребывает в Церкви как реальность жизненного опыта. Хр–ские общины и их возглавители избирают определенных лиц, чтобы поручить им определенную миссию (Деян 6, 5); этим они только подтверждают избрание, уже сделанное Богом, в к-ром проявляется Дух (6, 3); Двенадцать возлагают руки на Семь диаконов (6, 6), Антиохийская Церковь выделяет Павла и Варнаву, ибо Дух указал им тех, кого Он призывает к Своему делу (13, 1 слл). *Харизмы в Церкви свидетельствуют, что И. не угасает.

Церковь, объединяющая эти отдельные призвания и сливающая их в одно тело, также является избранницей. Дар *веры, приятие *Слова не объясняются ни ч-ской *мудростью, ни силою, ни рождением, а одним только Божиим И. (1Кор 1, 26 слл; ср Деян 15, 7; 1Фес 1, 4 сл.). Естественно, что хр–не, сознавая себя «призванными из тьмы», чтобы образовать «род избранный,… народ святой» (1Петр 2, 9), стали называть себя просто «избранными» (Рим 16, 13; 2Тим 2, 10; 1Петр 11) и что не по одному только созвучию производится сочетание слов Εκκλησία – Церковь и Εκλεκτή – Избранная (ср 2Ин 13; Откр 17, 14).

Не реже чем «избранные», в НЗ говорится «избранные Божии»; этим утверждается личный и суверенный характер этого избрания (Мк 13, 20, 27 п; Рим 8, 33). Однако, в НЗ говорится и просто об «избранных» в эсхатологической перспективе, т. е. о тех, чья избранность является уже очевидной, подтвержденной Богом реальностью (Мф 22, 14; 24, 22, 24); в том же плане ставится вопрос о погибели отверженных.

В ВЗ отвержение могло предшествовать И-ю, но это отвержение носило временный характер, ибо избрание Авраама должно было стать благословением для всех *народов. В пределах И. отвержение виновных и недостойных не нарушает обетования, – Божие избрание непреложно. В Иисусе Христе исполняется избрание Авраама и прекращается отвержение *народов. В Нем примиренные между собой Иудеи и Еллины (Еф 2, 14 слл) стали избранными, «предназначенными» образовать уже один только народ как «удел» Самого Бога (Еф 1, 11, 14); И. включило в себя все.

Однако, возможно, «получив познание истины», потом «попирать Сына Божия и не почитать за святыню кровь Завета» – и тогда «страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр 10, 26–31). Возможно такое отвержение, к-рое является не отстранением от И., но в пределах И. выражает *суд Избранного, отказывающегося от тех, кто не верен призванию. В этом случае Его слова «Не знаю вас» (Мф 25, 12) не отменяют слов И. «Вас признал Я» (Ам 3, 2), а выражают божественное предостережение: «Потому и взыщу с вас за все беззакония ваши».

Это отвержение принадлежит уже не времени, а эсхатологии; оттого оно и не постигло евр. народ. В его истории есть, конечно, грех; сыны Израилевы преткнулись о *камень, избранный и положенный Богом (Рим 9, 32 сл.), они отказались принять Избранного. Однако они остаются, «в отношении к избранию, возлюбленными Божиими ради отцов» их (11, 28), и их отклонение, как при ВЗ отклонение языч. народов, – временно и соответствует Божию Провидению (11, 30 сл.). Пока Господь не вернулся, они всегда призываются к обращению, в ожидании того, что, по вступлении в И. всех язычников, весь *Израиль обретет снова свое И. (11, 23–27).

JG

– > Авраам I 1 – благодать II 2, 3, IV – воля Божия О – замысел Божий ВЗ I – знать ВЗ 1 – Израиль ВЗ 1 г – любовь I – народ А I 1 – остаток – предопределять – призвание I, III – святой НЗ IV – союз/завет ВЗ I 1 – Церковь II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle