под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИДОЛЫ

Библия, в нек–ром смысле, есть история народа Божия, порывающего с И. Некогда Ягве «взял» Авраама, к-рый «служил иным богам» (Ис Нав 24, 2 сл.; Иф 5, 6 слл). Но этот разрыв, хотя и радикальный по существу, реализуется в истории не сразу: потомкам Авраама все время приходится его возобновлять (Быт 35, 2 слл; Ис Нав 24, 14–23); они должны беспрестанно повторять тот же выбор: *следовать за Единым, а не «идти за суетою» (Иер 2, 2–5).

Действительно, идолопоклонство может закрадываться даже и внутрь самого ягвизма. Со времени дарования десяти заповедей Израиль знает, что не должно делать никаких *«изображений» (Исх 20, 3 слл; Втор 4, 15, 20 слл), ибо только *ч-к – подлинный образ Божий (Быт 1, 26 сл.). Так, напр., делая изваяние тельца, чтобы символизировать божественную *силу (Исх 32; 3Цар 12, 28; ср Суд 17–18), он навлекает на себя и *гнев Божий, и бичующие насмешки пророков (Ос 8, 5; 13, 2). Бог карает за неверность не только при изображении ложных богов, но и Его Самого (Втор 13); Он оставляет тех, кто Его оставляет или представляет извращенно, и насылает на них общенародные *бедствия (Суд 2, 11–15; 4Цар 17, 7–12; Иер 32, 28–35; Иез 16; 20; 23).

Когда трагический опыт пленения подтверждает пророческое видение истории, народ одумывается, но и тогда не исчезают ни идолопоклонники (Пс 30, 7), ни отрицатели Бога (Пс 9, 4, 11 слл). Наконец, во времена Маккавеев, служение И. (1Мак 1, 43) означает принятие языч. гуманизма, несовместимого с *верою, к-рой Ягве требует от тех, кто Ему принадлежит: надо выбирать между И. и *мученичеством (2 Макк 6, 18–7, 42; ср Дан 3).

В НЗ вырисовывается тот же путь. Верующие, обратившись от И. к истинному Богу (1Фес 1, 9), постоянно подвергаются искушению снова впасть в язычество, к-рым проникнута окружающая повседневная жизнь (ср 1Кор 10, 25–30). Надо бежать идолопоклонства, чтобы войти в Царство (1Кор 10, 14; 2Кор 6, 16; Гал 5, 20; 1Ин 5, 21; Откр 21, 8; 22, 15). Церковь, в к-рой продолжается беспощадная борьба между Иисусом и *миром, живет в исторической эре, отмеченной искушением *поклоняться «образу *3веря» (Откр 13, 14; 16, 2), примириться с водворением во Храме «идола опустошающего» или «мерзости запустения» (Мф 24, 15; ср Дан 9, 27).

Не ограничиваясь старанием отвечать с верностью на зов Божий, Израиль задумывался над природой соблазнявших его «безгласных идолов» (1Кор 12, 2). Лишь постепенно ему удалось высказать в точных выражениях ничтожество И.

1. «Иные боги.» – Этим выражением, очень распространенным до эпохи Иеремии, Израиль как будто допускал существование иных богов, кроме Ягве. Речь идет здесь не о двусмысленных пережитках других религий, примешанных к народному ягвизму, вроде «домашних идолов» (терафим), вероятно почитаемых только женщинами (Быт 31, 19–35; 1Цар 19, 13–16), или змея Нехуштана (4Цар 18, 4); речь идет определенно о ханаанских Ваалах, с к-рыми Израиль столкнулся при своем поселении в Земле обетованной. С Ваалами ведется смертельная борьба; Гедеон заслужил непреходящую славу тем, что он, разрушив жертвенник, посвященный его собственным отцом Ваалу, воздвиг на том же месте *жертвенник Ягве (Суд 6, 25–32). Итак, когда Израиль говорил об «иных богах», для него это был просто способ характеризовать разные другие верования (ср 4Цар 5, 17); он не сомневался в том, что Ягве – его единственный Бог (ср Исх 20, 3–6; Втор 4, 35).

2. Ничтожество идолов. – Борьба с И. продолжается не на жизнь, а на смерть, но теперь она происходит в сознании верных Ягве: они должны окончательно понять, что И. – «ничто» (Пс 80, 10; 1Пар 16, 26).

Илия, рискуя жизнью, смеется над богами, к-рые не могут пожрать огнем принесенную им жертву (3Цар 18, 18–40); уведенные в плен Израильтяне понимают уже ясно, что И. ничего не знают, раз они неспособны предсказывать будущее (Ис 48, 5); они не могут и спасать (45, 20 слл). «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43, 10). И если это так, значит И. не имеют действительного существования, они – изделия рук ч-ских. Когда пророки осыпают насмешками деревянных, каменных или золотых И. (Ам 5, 26; Ос 8, 4–6; Иер 10, 3 слл; Ис 41, 6 сл.; 44, 9–20), они обличают не изобразительное искусство как таковое, а определенное извращение: вместо того, чтобы поклоняться Творцу, тварь поклоняется своему собственному творению.

Премудрость показывает последствия этого идолопоклонства (Прем 13–14): оно плод смертоносный, ибо оно означает отступничество от Того, Кто есть жизнь. В то же время верующим объясняется, как возникало это извращение: люди стали обожествлять умерших близких или особенно выдающихся людей (14, 12–21); стали поклоняться силам природы, предназначенным однако вести ч‑ка к их Создателю (13, 1–10).

Павел продолжает обличение идолопоклонства, связывая его с культом *бесов: приносить жертвы И. – значит приносить жертвы бесам (1Кор 10. 20 сл.). Наконец, страшным обвиняющим словом он обличает всеобщий *грех людей, к-рые, вместо того чтобы через творение познавать Творца, изменили славу нетленного Бога в образ Его тварей; так произошло их полное падение во всех областях (Рим 1, 18–32).

3. Идолопоклонство как постоянное искушение. – Идолопоклонство не есть явление, оставшееся позади раз и навсегда, оно возрождается в различных формах: как только ч-к перестает *служить Господу, он становится *рабом разных владык: денег (Мф 6, 24 и пар), вина (Тит 2, 3), Любостяжания, в к-ром содержится стремление господствовать над ближним (Кол 3, 5; Еф 5, 5), политической власти (Откр 13, 8), удовольствия, зависти и злобы (Рим 6, 19; Тит 3, 3), греха (Рим 6, 6), даже внешнего соблюдения Закона (Гал 4, 8 сл.). Все это ведет к смерти (Флп 4, 19), тогда как плод Духа есть жизнь (Рим 6, 21 сл.). За всеми этими *пороками, к-рые суть идолопоклонство, скрывается непризнание единого Бога, единого достойного нашего *упования.

CW

– > анафема ВЗ – бесы ВЗ 2, НЗ 2 – Бог ВЗ III 4, НЗ II 1 – богатство III – Вавилон 1 – волшебство 1 – грех II 1, IV 3 а – гроза 1 – добродетели и пороки 3 – Египет 1 – ересь 1 – животные I 1 – заблуждение ВЗ – звери и Зверь 3 6 – камень 1 – ложь II 1 – любостяжание ВЗ 2, НЗ 2 – языч. народы ВЗ II 1 б – неверие – образ I – поклонение I 3, II 1 – прелюбодеяние 2 – разочарование II – рвение I 1 – светила – стыд I 4 – трапеза


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle