под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЗЕМЛЯ

Жизнь ч‑ка целиком зависит от богатств, к-рые таит в себе 3., и от плодородия ее почвы; 3. составляет как бы ту рамку, в к-рую жизнь ч-ская поставлена Провидением: Небо – небо Ягве, а землю Он дал сынам Адамовым (Пс 113, 24 евр.). Однако 3. не есть только внешняя рамка ч-ской жизни: между нею и ч-ком существует глубокая связь. Ч-к исшел из 3. – адамах (Быт 2, 7; 3, 19; ср Ис 64, 7; Иер 18, 6) и его имя – *Адам – есть производное от слова 3. Все древние цивилизации ощущали эту интимную связь между 3. и ч-ком и выражали ее в очень конкретном образе: З. – матери или З. – женщины. То же мы встречаем и у Израиля. Бог направляет даже опыт участников Союза- Завета, относящийся к их связи с 3., к открытию той связи, к-рую посредством этой 3. Он хочет установить с ч-ком.

Не удивительно поэтому, что 3. и ее материальные блага занимают такое значительное место в *откр.: 3. тесно связана с ч-ком во всем домостроительстве спасения от его истоков до ожидания грядущего Царства.

1. Земля – творение и владение Божие. – «В начале» Бог сотворил небо и землю (Быт 1, 1). В Библии последовательно представлены две картины этого происхождения, предшествовавшего ч-ку, но целеустремлённого к нему. С одной стороны, Бог отделяет от вод материк, к-рый Он называет «землей», потом Он его населяет (1, 9–25); с другой стороны, 3. пустынна и бесплодна (2, 4–6); Бог насаждает на ней сад, чтобы в нем поместить ч‑ка. Так или иначе, 3. зависит целиком от Него; она Ему принадлежит: «Господня земля» (Пс 23, 1; 88, 12; ср Лев 25, 23). Оттого что Бог – Творец земли, Он имеет на нее абсолютное право: Он один располагает ее благами (Быт 2, 16 сл.), устанавливает для нее законы (Исх 23, 10), дает ей плодородие (Пс 64; 103). Он – ее Господь (Иов 38, 4–7; Ис 40, 12, 21–26); она – Его подножие (Ис 66, 1; Деян 7, 49). Ей, как и всему творению, надлежит возносить Ему хвалу (Пс 65. 1–4; 95; 97, 4; Дан 3, 74), и эта хвала принимает образ и становится речью в устах ч‑ка (Пс 103).

2. Земля – удел ч‑ка. – Бог извлек и воздвиг ч‑ка из З., вдохнув в него дыхание жизни, дабы доверить ему эту 3. и сделать его ее хозяином: ч-к должен владычествовать над 3. (Быт 1, 28 сл.); она – как бы сад, управляющим к-рого он поставлен (2, 8, 15; Сир 17, 1–4). Так устанавливается между ними некое взаимодействие, столь многочисленные отзвуки к-рого сохраняются в Писании. С одной стороны, ч-к своим *трудом накладывает на 3. свой отпечаток. Но с другой стороны, 3. представляет собою жизненную реальность, в какой–то мере формирующую его психологию. Ч-ское мышление и язык беспрестанно прибегают к образам, заимствованным от 3.: «*Сейте себе в правду, и *пожнете милость… Вы возделывали нечестие» (Ос 10, 12 сл.). Исаия в притче о земледельце (28, 23 …) исходит из законов обработки 3., чтобы объяснить испытания, необходимые для сверхприродной плодотворности, тогда как псалмопевец сравнивает свою, охваченную тревогой, душу с 3., жаждущей Бога (Пс 62, 2; 142, 6).

3. Земля проклята вследствие греха. – Если связь между ч-ком и 3. так тесна, то откуда же происходит между ним и неблагодарной природой вражда, в существовании к-рой все поколения поочередно убеждаются на опыте? 3. перестала быть для ч‑ка *раем. Вследствие некого таинственного испытания *грех исказил их связь… Конечно, 3. остается и поныне под управлением законов, промыслительно установленных Богом вначале (Быт 8, 22), и этот мировой порядок свидетельствует о Творце (Рим 1, 19 сл.; Деян 14, 17). Но грех навлек на 3. подлинное *проклятие, в силу к-рого она производит «терние и волчцы» (Быт 3, 17 сл.). Она – место Испытания, где ч-к *страдает до тех пор, пока не возвратится в прах, из к-рого он был взят (3, 19; Прем 15, 8). Так продолжает сказываться солидарность ч‑ка с 3. в положительном и отрицательном смыслах.

Связанная с ч-ком в силу его происхождения, 3. сохраняет свою роль в библ. откр.: она по–своему остается в центре истории спасения.

1. Опыт патриархов. – Между *Вавилоном, чужой и опасной 3., из к-рой Бог выводит Авраама (Быт 11, 31–12, 1), и *Египтом, 3. соблазнительной и местом порабощения, откуда Бог выведет его потомство (Исх 13, 9…), патриархи находят в Ханаане местопребывание, к-рое и для их потомства останется 3. обетованной, «где течет молоко и мед» (Исх 3, 8). Эту 3. Бог обещает Аврааму (Быт 12, 7). Вслед за ним предки Израиля странствуют по ней, прежде чем она станет их Наследием (Быт 17, 8). Пока еще они в ней только *чужеземцы, временно в ней проживающие: лишь потребность найти пастбища руководит ими. Но они находят в ней и нечто большее, чем пастбища и колодцы: место, где им является *Бог живой. Дубы (Быт 18), колодцы (26, 15 слл; ср 21, 3 сл.), воздвигнутые Ему *жертвенники (12, 7), становятся Свидетелями, хранящими память об этих явлениях. Нек–рые из этих мест носят Его имя: Вефиль – «*дом Божий» (28, 17 слл), Пенуэл – «*лицо Божие» (32, 31). Авраам начинает юридическое владение участком обетованной 3. с пещеры Махпелы (23); Исаак, Иаков и Иосиф выражают желание найти в ней свое последнее упокоение, превращая т. обр. Ханаан в свое *отечество.

2. Дарование земли. – Повторное *обетование Божие (Быт 26, 3; 35, 12; Исх 6, 4) поддерживало у Евреев *надежду получить 3., на к-рой они осядут. Из Египта, 3. чужой (ср Быт 46, 3), Ягве их выводит; но, чтобы войти в 3. обетованную, нужны сначала лишения «в *пустыне, в степи печальной и дикой» (Втор 32, 10). Израиль, «народ избранный… из всех народов, к-рые на земле» (Втор 7, 6), не должен обладать ничем, кроме Бога. Очищенный, он сможет потом, под водительством Иисуса Навина, завоевать Ханаан, «место, где нет ни в чем недостатка, что получается от земли» (Суд 18, 10). Ягве как бы руководит этим завоеванием: Он Сам дает 3. Своему народу (Пс 134, 12). Полученная столь легко (Ис Нав 24, 13), она является незаслуженным подарком, *милостью, как и Союз–Завет, содержавший обетование о ней (Быт 17, 8; 35, 12; Исх 6, 4, 8). И Израиль восторгается, ибо Бог не разочаровал его. 3. эта «очень, очень хороша» (Числ 14, 7; Суд 18, 9), резко противоположна безводной и однообразной пустыне; это вновь обретенный земной *рай. Народ и привязывается сразу же к этой «земле доброй, где потоки вод, источники и озера… где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья… где масличные деревья и мед,… без скудости хлеб» (Втор 8, 7 слл). Не получил ли он ее в *наследие (Втор 15, 4) от Бога, К-рому Единому он хочет служить (Ис Нав 24. 16 слл)? 3. с ее благами, т. обр., будет ему постоянным напоминанием о *любви Божией и о Его верности Союзу со Своим народом. Кто обладает 3., обладает Богом; ибо Ягве уже не только Бог пустыни: Ханаан стал Его местопребыванием. С течением веков Его представляют себе настолько тесно связанным с Израильской землей, что Давид не считает возможным поклоняться Ему на чужбине, в земле других богов (1Цар 26, 19), а Нееман, чтобы иметь возможность воздавать Ягве поклонение, увозит с собой в Дамаск немного Израильской земли (4Цар 5, 17).

3. Трагедия Израиля на его земле.

а) Закон земли. – 3. обетованная была дана Израилю «во владение» (Втор 12, 1; 19, 14), чтобы принести ему счастье, но не без усилия с его стороны: *труд есть закон для всякого, кто желает получить благословения Божии, и свящ. книги отнюдь не потворствуют ленивцам, «спящим во время жатвы» (Притч 10, 5; 12, 11, 24, 30–34). Получив от Бога в условное владение 3., на к-рой он остается «*пришельцем и *поселенцем» (Лев 25, 23; Пс 118, 19), Израиль должен, кроме того, выполнять различные обязательства. Прежде всего, он должен возносить *хвалу и *благодарение Богу и признавать свою зависимость от Него. Таков смысл земледельческих *праздников (Исх 12, 14; 23, 14…), связывающих его богослужебную жизнь с самим ритмом природы: праздники Опресноков, Жатвы, *первых плодов (Исх 23, 16), урожая. Сверх того, пользование плодами 3. подчинено точным правилам: следует давать возможность бедным и пришельцам подбирать кое–что для себя (Втор 14, 29; 24, 19–21); чтобы не истощить почвы, следует каждый седьмой год оставлять ее в покое вместе с тем, что на ней растет (Исх 23, 11). Этим законом о 3., одновременно религиозным и социальным, напоминается о власти Бога, К-рому почва по праву принадлежит. Соблюдением этого закона Израиль должен отличаться от окружающих его земледельцев–язычников.

б) Искушение и грех. – Но именно здесь Израиля постигает Испытание и искушение. Со своей 3. он связал свою деятельность и свою жизнь: поле, дом, жена создают эту связь (Втор 20, 5 слл). Став земледельческим и оседлым народом, он легко может свести свой способ понимания Бога к размерам своего поля и виноградника. Израиль познал на опыте З. – мать и З. – супругу в языч. значении этих образов. Учась у Хананеян законам земледельческой жизни, он в то же самое время проявляет склонность принимать и их религиозные, идолопоклоннические, материалистические нравы. И Ягве зачастую превращается для него в своего рода Ваала (владыки данной земли), покровительствующего плодородию и его обеспечивающего (Суд 2, 11). Это и вызывает резкий отпор со стороны, напр., Гедеона (6, 25–32), а позже пророков, бичующих тех, кто «прибавляет дом к дому, присоединяет поле к полю» (Ис 5, 8); они предостерегают от опасности перехода к оседлому образу жизни и собственности, видя в этом источник воровства (ср 3Цар 21, 3–19), обирательства (Мих 2, 2), всяких несправедливостей, классовых различий, обогащения, приводящего к гордости и вызывающего зависть (ср Иов 24, 2–12). Как сможет Бог Святый терпеть все это? Не очевидно ли, что Израиль, вместо того, чтобы находить в своей 3. знамение благости Божией, возносить сердце к Нему и иметь повод вступить в диалог с Богом, привязался к этой 3. эгоистически, как все другие члены грешного ч-ства? Этот призыв к диалогу можно вывести из многозначительного образа, встречающегося у пророков, образа не просто 3-женщины, а З. – супруги (Ос 2, 5; Ис 45, 8; 62, 4; ср Песн 4, 12; 5, 1; 6, 2, 11). В этом случае 3. означает людей, ибо, если Бог ее Супруг, то это не ради нее, а ради них (ср 2 Макк 5, 19).

в) Предупреждения и наказания. – Но Израиль этого не понял. Видя это, пророки своими предупреждениями возобновляют тревожный возглас Второзакония: «Берегись, чтобы не забыл ты Господа Ягве, Бога твоего» (Втор 6, 12; 8, 11; 11, 16). На деле, народ, обладающий дивной страной (6, 10 сл.), забыл, откуда пришло к нему это благодеяние, а именно: Бог «возлюбил отцов твоих… и вывел тебя из Египта, чтобы… ввести тебя и дать тебе (эту) землю» (4, 37 сл.; 31, 20). К чему были бы иначе скитания по чужим странам, если не для того, чтобы получить в дар 3. и испытать на себе Божию любовь? «Помни весь путь, к-рым вел тебя Ягве, Бог твой, по пустыне… сорок лет, чтобы смирить тебя… и узнать, что в сердце твоем» (8, 2). Земля – Божия. Право Бога требовательно, ревниво, как и Его любовь. Ч-к должен оставаться смиренным, верным, послушным (5, 32–6, 25). Если он будет так поступать, он в награду получит *благословения: «Благословен плод… земли твоей… и плод овец твоих» (28, 4…), ибо это «земля, о к-рой Ягве, Бог твой, печется; очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (11, 12). Если Израиль отвратится, то не избежит *проклятия (Втор 28, 33; Ос 4, 3; Иер 4. 23–28)! Произносится даже самая страшная угроза – потерять землю: «Извержены будете из земли, в к-рую ты идешь» (Втор 28, 63). Эта угроза, к-рую с такой силой рисуют пророки (Ам 5, 27; Ос 11, 5; Иер 16, 18), осуществляется наконец как суровое Наказание Божие среди треволнений *войны и *изгнания.

4. Обетования на будущее. – Однако, наказание, каким бы ни было оно радикальным, никогда не рассматривается пророками как нечто абсолютное и окончательное. Это будет очистительным испытанием, как некогда в пустыне. В то же время сохраняется *надежда, в к-рой воспроизводятся черты прошлого опыта: 3. снова играет первостепенную роль. Прежде всего, 3. эта будет 3. Израиля, на к-рой Ягве опять утвердит новый *народ. Очищенная и приобретшая всецело свящ. характер (Иез 47, 13–48, 35; Зах 14), эта «святая земля» (Зах 2, 12; 2 Макк 1, 7; Прем 12, 3) сможет, как и ее столица Иерусалим, именоваться *супругой Ягве (Ис 62, 4). Но за пределами святой 3. и вместе с нею вся 3. получит участие в спасении: имея Иерусалим своим религиозным средоточием (Ис 2, 2 слл; 66, 18–21; Пс 46, 8 слл), она станет «землею вожделенною» (Мал 3, 12) нового ч-ства, в к-ром *языч. народы присоединятся к Израилю, чтобы вновь приобрести первоначальное *единство. Более того, – только вспомнив начало времен можно составить себе правильное представление об этой преображенной 3. «Новые небеса и новая земля», к-рые Бог тогда создаст (Ис 65, 17), придадут жизни людей черты первозданного *рая с его плодородием и дивными условиями существования (Ам 9, 13; Ос 2. 23 сл.; Ис 11, 6–9; Иер 23, 3; Иез 47, 1 сл.; Иол 4, 18; Зах 14, 6–11).

В такой перспективе обладание 3. получает эсхатологическое значение. Последнее еще подчеркивается переходом с коллективной плоскости на индивидуальную, к-рый начинается в Ис 57, 13; 60, 21 и развивается Мудрыми: «земля» означает тогда в одно и то же время и 3., обещанную Аврааму и его потомству, и другую реальность, более высокую, но пока еще не определенную; таков удел ч‑ка праведного, к-рый все свое упование возлагает на Бога (Пс 24, 13; 36, 3…). Постепенно возвышаемый от низменных земных забот к более чистым духовным устремлениям, Израиль созрел для принятия благовестия Христова: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5, 5).

НЗ

Христос разделяет с Богом Отцом господство над 3. (Кол 1, 15 сл.; Еф 4, 10); ничто не было создано без Него (Ин 1, 3); Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф 28, 18). Однако, будучи Ч-ком среди людей, Он связан с 3. всеми нитями Своего существа.

1. – Он пришел принести людям откр. о всеобщем спасении; но Он выражает его на языке определенной страны и культуры. Палестинские пейзажи и обычаи как бы наложили свой отпечаток на образное мышление Того, Кто их создал. В *притчах Он часто прибегает к образам, отображающим их: таковы образы *сеятеля и *жатвы, *виноградника и смоковницы, плевел и горчичного зерна, *пастыря и овец, рыбной ловли на озере, не говоря уже о поучениях, взятых Им прямо из жизни: «Посмотрите на птиц небесных… на лилии в поле» (Мф 6, 26 слл), на сорванные колосья (Мф 12, 1–8 п), на бесплодную смоковницу (Мф 21, 19).

2. Углубляя эти образы, Иисус указывает, как должен относиться ч-к к земным реальностям. Стремление владеть 3. превращается т. обр. в стремление войти в обладание духовными благами (Мф 5, 4); земное царство уступает место той реальности, прообразом к-рой оно служило, – *Царству Небесному (Мф 5, 3). Отныне надо уметь отказываться от своих полей ради, Христа и Евангелия (Мк 10, 29 сл.): этим узко земные перспективы пророческих обетований окончательно преодолены. Это не значит, что все земное осуждается само по себе, но оно становится на свое надлежащее место, второстепенное в отношении к ожиданию Царства (Мф 6, 33). Раз это так, то все приходит в порядок и воля Божия совершается «на земле, как на небе» (Мф 6, 10). Этим парадоксальным путем Иисус возвращает свящ. ценность ч-ской 3. – делу рук Божиих, знамению Его присутствия и Его любви. Хотя люди пользовались ею и еще будут пользоваться для того, чтобы отвратиться от Бога, чтобы «закопать в ней свой талант» (Мф 25, 18), Он с любовью снова возьмет ее на Свое попечение (ср Кол 1, 20) и сделает ее способной нести Его тайну: Он даже берет *хлеб и *вино – произведения земли (Пс 103, 14, 15), чтобы в определенном знамении оставить в здешнем мире присутствие Своего *Тела и Своей *Крови.

3. Он пришел низвести на 3. *огонь (Лук 12, 49), и дабы распространить его Он нашел Своих первых учеников среди множества обитателей 3. в Галилее и в Заиорданье: они – «соль земли» (Мф 5, 13). И вот, Евангелие твердо укоренилось в определенном уголке нашей вселенной, на той самой святой З., к-рую Бог дал Израилю. Там же, в столице, в Иерусалиме, Он воздвиг Свой крест, чтобы тем же огнем объять всю землю: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32). Т. обр., святая земля останется навеки географическим центром, из к-рого спасение изошло для всего ч-ства.

1. Намеченный вначале замысел всеобщего спасения отныне восстановлен. Из 3. Израиля Евангелие распространяется по всему миру, согласно указанию Христа: «Вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли» (Деян 1, 8; ср Мф 28, 16 слл).

2. Этим Иисус осуществил переход не только от З. Израиля, заключенной в определенных границах, ко вселенной, но и от материальной 3. к тому, чему она служила прообразом: к Церкви и к Царству Небесному. Народ ВЗ уверовал в обетования, чтобы вступить во владение 3., где он обрел покой; но это только *образ грядущего спасения. Теперь мы вступаем верою в подлинную 3. «*покоя» (Евр 4, 10), в ту небесную обитель, где Христос пребывает после Своего воскресения и предвкушение к-рой нам дается в Его Церкви.

3. В этой новой перспективе открывается смысл, отныне принадлежащий ч-скому *труду и богослужению. Вслед за Христом новый народ уже проник надеждою в предназначавшуюся ему 3. покоя. Это влечет преобразование его земной деятельности. Он по–прежнему должен «господствовать над землей», по–прежнему подвергается опасности увязнуть в благополучии, к-рое она ему дает (Лк 12. 16–34); но, взирая на Христа, вознесшегося на *не- беса, он должен отныне «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол 3, 2), и не из презрения к ней, а чтобы «пользоваться миром сим, как не пользующиеся» (1Кор 7, 31). Взгляд верующего, устремленный на небо, не отрицает 3., но завершает ее, сообщая ей ее истинный смысл. Литургическая молитва в действительности дает голос земле, всему, что наполняет ее и что производится на ней трудом. Этим ч-к как бы подъемлет 3. и возносит ее к Богу. Ибо новый народ не утратил своих земных корней, наоборот, он «царствует на земле» (Откр 5, 10) и все время, пока он совершает на ней свое странствование, он не может оставаться глухим к «стенанию» материального творения, также ожидающего спасения (Рим 8, 22).

З. привлечена к участию в истории нового народа, так же как она была прежде вовлечена в трагедию грешного ч-ства. Она также «ожидает откровения сынов Божиих», «с *надеждою», что и она «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8, 19 слл). Находясь от начала в солидарности с ч-ком, она пребудет таковой до конца; она является, как и он, предметом *искупления, хотя и неким таинственным образом. Земля в теперешнем своем состоянии «пройдет» (Мф 24. 35 п), «земля и все дела на ней сгорят» (2Петр 3, 10). Но произойдет это для того, чтобы уступить место «новой земле» (Откр 21, 1), к-рую «мы, по обетованию Божию, ожидаем», – земле, «на к-рой обитает правда» (2Петр 3, 13).

GB

– > Адам I 1 – виноградник – град/город – дом II 1 – жизнь III 1 – Иерусалим ВЗ I 2 – Иисус Навин – избрание ВЗ I 3 в – Исход – мир ВЗ 0 – молоко 2 – народ А II 4, Б II 3, 4 – начатки – небо – неверие I 2 – плен – плоть – покой 111 – праздники ВЗ I, НЗ II – пребывать – пустыня – рай 2 – родина – свидетельство – сеять I 1 – царство


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle