под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЗВЕРЬ И ЗВЕРИ

1. Зарождение символики. – Библ. символика животных менее разработана, чем символика средневековых Бестиариев; она только намечена относительно некоторых *животных. Однако, враждебные ч-ку 3. занимают нек–рое место в религиозном мышлении и дают материал для ряда образных представлений, начиная с кн. Бытия и кончая Откр. Ин. Сама тайна существования животного мира не вызывает никаких размышлений; но все отвратительные или опасные животные – налицо, в том числе и легендарные: дикие 3., львы, волки и пантеры (Ос 5, 14; Авв 1, 8), гиены и шакалы (Ис 13, 22), – хищные птицы и те, к-рые селятся в развалинах (Ис 13, 21; 34, 11 слл; Соф 2, 14), – пресмыкающиеся от василиска до крокодила (Пс 90, 13; Иез 29), – злокозненные насекомые, как саранча или гусеница (Наум 3, 15 слл)… Т. обр., перед ч-ком встает целая злостная фауна, связанная с *бесовским присутствием (ср «косжатые», т. е. сатиры в Ис 13, 21; 34, 12–14; Лев 17, 7), не считая уже морских чудовищ (Быт 1, 21), служащих первообразами 3. по преимуществу, Дракона, «Змея бегущего», Раава или Левиафана (Ис 27, 1; Иов 7, 12; Ис 51, 9). Последний из них, олицетворяющий *Море в мифологической символике Востока, вздымается перед лицом Самого Ягве как противник Его спасительного замысла.

2. У истоков. – Прибегая к образному изложению, уже лишенному своего мифического значения, нек- рые тексты представляют *творческий акт Божий как победоносное сражение с первичным чудовищем, воплощающим беспорядок, – с Раавом или Левиафаном (Пс 73, 13 сл.; 88, 10 сл.; Иов 9, 13; 25, 12; Ис 51, 9). Эта *война, происходящая вне пределов истории, дает смысл всем историческим столкновениям между Ягве и Его *врагами. Первое из этих столкновений – трагедия, разыгрывающаяся в *раю (Быт 3). В самом тексте Бытия коварный противник Бога и людей еще не называется своим настоящим именем; но за земным змеем таится 3. первообраз Дракон – Диавол и *Сатана (Прем 2, 24; Откр 12, 9; 20, 2). 3., проклятый «пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми», представляет т. обр. Проклятого по преимуществу; и история явится полем битвы, где он будет бороться с потомством *жены, над к-рой он приобрел нек- рую власть (Быт 3, 14 слл).

3. Борьба Зверя с ч-ком

а) Звери как бичи Божии. – Эта борьба происходит сначала во времени: зловредные 3. нападают на грешное ч-ство. Но они действуют не вполне независимо; Бог знает, как обращать их действия для Своих целей; они становятся исполнителями Его *суда над Египтом (Исх 7, 26–8, 28; 10, 1–20; Прем 16, 1–12); они же приводят в исполнение Его *проклятия на Свой неверный народ (Втор 28, 26, 42; Лев 26, 22; ср Иер 15, 3). Образ запустелых городов, предоставленных диким 3., часто символизирует наказание определенных ч-ских обществ (Ис 34, 11 сл.; Иер 9, 10; 10, 23; 49, 33; 50, 39; 51, 37; Соф 2, 14 сл.)… В пустыне ропщущих жалят ядовитые змеи (Числ 21, 5–7); в Земле обетованной саранча пожирает урожай, и это страшное войско своим нашествием предвозвещает *День Ягве (Иоил 1–2). Символическая саранча, подобная таинственным всадникам, поражающим грешное ч-ство, опять появляется среди эсхатологических бичей (Откр 9, 3–10; ср Наум 3, 15 слл; Иер 51, 27). Ее возглавляет Ангел Бездны (Откр 9, 11), и никто не уйдет от нее, если «не имеет печати спасения на челе своем» (9, 4; ср 7, 3).

б) Торжество Зверя. – Но 3. одерживает и другие победы. Под его личиной *Сатана добивается от людей поклонения себе. В своем ослеплении они падают ниц перед «всякими изображениями пресмыкающихся и нечистых животных» (Иез 8, 10). Запрещенная Законом в Израиле (Втор 4, 16 слл), эта форма *идолопоклонства свирепствует среди языч. народов (Прем 11, 15; 12, 24; 13, 10, 14; Рим 1, 23), навлекая на них кары Божия *гнева (Прем 16, 1–9; Рим 1, 24 слл). Более того, 3. нек–рым обр. воплощается в великих языч. царствах, к-рые стремятся к мировому господству, ведут *войну против народа Божия и проявляют кощунственную надменность (Дан 7, 2–8). Так, первичная брань возобновляется на земле – поскольку этот 3. свою власть получает от Дракона, князя *мира сего (Откр 13, 4). Он противостоит Христу–Царю как *Антихрист, хулящий Бога, преследующий святых и требующий себе поклонения (13, 1–9), и никто не имеет права жить на земле, если не отмечен его *числом (13, 16 слл). В этом притязании на тоталитарное властвование повинны не только Антиох Епифан или языческий Рим: оно постоянно возобновляется на всем протяжении истории Церкви.

в) Поражение Зверя. – Но это торжество 3. – только кажущееся и кратковременное. Уже в ВЗ утверждается *победа верующих. Для Израиля в пустыне Моисей воздвигает знак медного Змея (Числ 21, 9), и всякий, кто смотрит на него, остается жив (Прем 16, 6). В окружении язычников, поклоняющихся 3., Израиль твердо отстаивает свою веру в единого Бога живого (Дан 14, 23–42). Он, не поддаваясь слабости, встречает угрозу от львов, и Бог избавляет его от нее (Дан 6), ибо всякий уповающий на Бога охраняется Его *ангелами и может попирать зловредных 3. (Пс 90, 11–13). Такие победы- прообразы возвещают победу Иисуса; отринув Сатану (Мф 4, 1–11 п), Он остается в пустыне «со зверями», и ангелы служат Ему (Мк 1, 13). Он передает и Своим ученикам «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лук 10, 19), ибо Сатана теперь пал с неба и сами *бесы покорны посланцам Христа (Лк 10, 17 слл). Хотя поражение 3. и не стало еще явным для всех, оно уже решено.

4. Гибель Зверя. – *Суд, к-рый положит конец истории, повлечет за собой завершение этого поражения: 3. будет убит и тело его будет предано огню (Дан 7, 11–27). Так завершится поражение первичного змея–диавола и Сатаны (Откр 12, 9). Это будет последним сражением Христа (19, 11–16), защищающего святой Град от обольщенных Сатаной *народов (20, 7 сл.). Тогда Сатана, и *Смерть и Ад, и Зверь и его лжепророки, и все поклонники 3., приспешники Антихриста, будут все вместе ввергнуты в огненное и серное озеро, и это – вторая смерть (19, 19 слл; 20, 10, 14). Так закончится трагедия, возникшая с начала времен.

PG

– > Антихрист ВЗ, НЗ 3 – бесы ВЗ – богохульство – Вавилон 6 – война ВЗ IV – животные – море 1, 2 – победа ВЗ 1, НЗ 2 – Сатана III – царь НЗ II – царство ВЗ III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle